Развитие информационных умений учащихся на уроках окружающего мира.
статья на тему

Федорова Светлана Фаридовна

Статья о развитии информационных умений учащихся начальных классов  на уроках окружающего мира  ,в соответствии с требованиями новых ФГОС.  / Учитель начальных классов ,средней школы №58 г.Санкт-Петербурга - Федорова Светлана Фаридовна./

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов средней школы №58 ,г.Санкт-Петербурга

                                         Федорова Светлана Фаридовна.

 Развитие информационных умений учащихся на

                       уроках  окружающего мира.

         В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим , особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой  и передачей информации.

    Изменения в современном  обществе,  повлекли за собой  изменения и в сфере  образования..

    Одним из самых важных умений учащихся сегодня, становиться умение работать с информацией. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

    Федеральным государственным стандартом второго поколения, выдвигаются новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования, среди которых, представлены  требования, непосредственно связанные с информационными умениями личности.

Акцент на  конкретное  понятие «информационные умения», касающееся школьника,  был сделан в педагогике с выходом нового ФГОС.

    Умение  школьника работать с информацией, рассматривается в новом  ФГОС, как универсальное учебное действие, и представляется, как общеучебное умение.

         При традиционном подходе к обучению,  учащиеся получали  готовые знания, которые, в лучшем случае, они воспроизводили.  Уровень самостоятельности и активности  учащихся, в учебном процессе,  был достаточно  низкий.

 

   Задача современной  школы заключается в том, чтобы создать такие условия, которые помогут научить детей учиться.

    Знания, должны быть самостоятельно добыты ребенком. Именно самостоятельно добытые  знания (добытая информация)  способны вызвать у ребенка живой  интерес к процессу обучения, легче  и прочнее усваиваются.

       И  во ФГОС второго поколения, информационные умения младших школьников определены как готовность и способность ученика к самостоятельной информационной деятельности.

Информационные умения - это умения принятия, поиска, переработки и  использования информации.

То есть, учащийся должен уметь   самостоятельно  (услышать, понять задачу,) далее-    найти, отобрать, систематизировать, проанализировать, перекодировать  и представить (передать)  информацию.

1.Этап принятия  задачи.   На этапе принятия задачи у учащегося  формируется умение осознать, вычленить, сформировать информационный запрос(для чего ему это надо), умение выбрать источник информации, и оценить  адекватность источника информации сформулированному вопросу( т.е. на сколько полной будет информация из данного источника).

2. Этап поиска информации. Поиск информации - это извлечение хранимой где-либо  информации. Умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации:  последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

3.  Этап обработки информации. Формируются умения отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения  или с изменением системы кодирования информации)

4.Хранение информации. Младший школьник хранит информацию, в основном,  в памяти. Крайне редко – в записях. Качество хранения  учебной информации у младшего школьника  зависит от средств ее кодирования. У ученика должно развиваться умение осознано эффективно использовать особенности своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

5.Передача информации. Умение обмениваться информацией, то есть умение  общаться, становится одним  из главных умений человека в современном мире. Передача информации - это  умение  сообщить  какие- либо сведения, то есть умение   передать  информацию таким образом, в такой форме, чтобы тот, кому она передается, без труда ее принял.

           

Выделяют   две группы  информационных умений:

 Информационно-поисковые и информационно-аналитические.

            Информационно-поисковые  - умения  это практические умения. Успешно   формируются у учащихся при работе с источниками информации.

Информационно-аналитические умения формируются   через  поиск, последующую  обработку и  использование найденной информации, работа с которой требует  анализа.

 

Курс «Окружающий мир» ,предоставляет детям широкую возможность для получения информации и развития информационных умений учащихся, так как представляет собой панораму природных и общественных явлений ,как компонентов единого мира. В курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

           

          Главное преимущество курса – это его естественность. Задания, материалы, проблемные вопросы, которые включены в курс, все это реальная жизнь, которая знакома ,близка и  понятна   ребенку и вызывает  у него естественный интерес для изучения, то есть, для  получения информации .

Учащиеся, в соответствии с требованиями  новым ФГОС, ведут на уроках окружающего мира,  наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, в том числе исследовательского характера,  проводят опыты, выполняют  различные творческие задания.    

    Курс предоставляет широкую возможность работы с разными видами литературы: учебной, учебно-научной, научно – популярной. Предусмотрены  учебные диалоги.

             Для успешного решения задач курса, в него  включены  экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране окружающей  среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром . Предусмотрена возможность  получения информации вне школы.  Занятия могут проводиться: на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Начатая на уроках работа, может не прекращаться и после занятий (внеурочная деятельность), потому что, ребенок остается в своей среде, в мире, который его окружает.

            Все это, создает широкое и разнообразное информационное пространство, то есть те условия, в которых у ребенка должны успешно развиваться информационные умения.

Информационно - поисковые  и ннформационно- аналитические умения успешно   формируются у учащихся на уроках окружающего мира, при работе с различными  источниками информации:

(    И все мы ,всегда, информационные умения развивали ,только они не были выделены в системе образования , как  общеучебные  умения.)Мы развивали их через :

Чтение - (текст). Основным источником  информации в школе была и остается учебная книга. Но если говорить  о современных условиях, условиях  развивающего обучения, то количество источников для получения информации(особенно на уроках окружающего мира ) значительно расширяется. Учащиеся начальной школы  сталкиваются с тем, что программной  учебной литературы для получения знаний  им не хватает. Сталкиваются с необходимостью  и потребностью  более активно, чем раньше, пользоваться, с целью получения дополнительной информации, справочниками, энциклопедиями, словарями. Используют научно-популярную литературу.  

     Но   книга, по прежнему остается одним из самых достоверных  и удобных  источников информации . И на уроках окружающего мира  необходимо воспитывать  у ребенка  читательский  вкус и интерес.

«Вкус к самостоятельной работе с литературой познавательного характера появляется у школьников в том случае, если инициатива по поиску книг как, источников информации, принадлежит им самим, а  работа по изучению детьми  дополнительных литературных источников, умело стимулируется и поощряется учителем. »

 

Наблюдение. Наиболее доступный и интересный  для детей способ получения информации об окружающем мире- это наблюдение . Активно используется на уроках окружающего мира. Информацию ребенок  получает  с помощью органов чувств. Это естественный  способ получения информации, так как,    заложен в ребенка самой природой. Все дети от природы пытливы и наблюдательны. Этот способ получения информации  дает основу для формулировки собственных суждений по поводу полученной информации (Развитие информационно-аналитических умений).

Наблюдения  дают пищу для самостоятельных детских исследований ,которые могут основываться на наблюдениях. Способствуют воспитанию и возникновению  информационных интересов и информационных  потребностей  младших школьников. В новых ФГОС, основная идея наблюдений  заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность.

   Информационные умения на уроках окружающего мира успешно развиваются через

Познавательное общение. Познавательное общение - это обмен мыслями по поводу содержания и  значения информации познавательного характера. В процессе общения происходит усвоение, и использование детьми правил общения (коммуникации), усвоение языковых норм, формируется  культура общения.

   Необходимо создавать ситуации, где бы   появлялась потребность детей в общении. Через общение ребенок получает нужную ему  информацию от сверстников и взрослых люде, учится отличать истинную информацию от ложной.

Эксперименты и опыты: учащиеся получают информацию, добытую самостоятельно, опытным путем.   В начальной школе эксперименты и опыты самостоятельно,  дети проводят не часто. Однако, это очень полезный вид получения информации, так как,  такой вид деятельности  вызывает огромный интерес со стороны   ребенка, формирует положительную мотивацию к самостоятельным открытиям, находкам, выводам. Способствует формированию информационных потребностей. Прививает вкус к интеллектуальной деятельности, который наиболее успешно формируется в самостоятельном получении и анализе информации, полученной на практике, опытным путем.

Эксперимент, в начальной школе  чаще всего проводится в  форме игры. Через игровой эксперимент усваиваются понятия конкретной учебной дисциплины. Уточняются различные представления детей. Доказываются  различные детские предположения.  Эксперимент способствует развитию  умения учащихся самостоятельно делать выводы  и  сделав выводы - получать  необходимую информацию.

    Информационные умения учащихся  активно развиваются через медиаресурсы. Медиаресурсы:  к медиаресурсам относятся    радио, телевидение, видео - и аудиопродукция, кино, пресса. В новых ФГОС делается акцент на то, что в начальной школе ребенку необходимо, с целью получения информации,  научиться использовать    возможности интернета

 Используя медиаресурсы на уроке окружающего мира ,у ребенка необходимо формировать отношение к информации (так как не каждая информация полезна для ребенка), формировать  достойные информационные вкусы,  интересы, потребности. Для того, что бы  у ребенка развивались  умения выбирать из огромного информационного потока средств массовой информации только действительно необходимую, достоверную(истинную), нужную и полезную информацию.

     

В действующую программу курса  Окружающий  мир  включены различные  методы, способствующие развитию у учащегося, так необходимых, для современного образования информационных  умений.

     Но в новых ФГОС говорится о том, что современному учителю  необходимо  искать наиболее эффективные методы обучения младшего  школьника в работе с информацией. И предлагается  широко использовать в работе один из новых методов - метод проектов.

     

        В новых стандартах говорится о том, что  проектный метод  может помочь легче освоить и усвоить разносторонний, интересный, но достаточно сложный и объемный   учебный материал курса «Окружающий мир, так как, инициатива получения и усвоения найденной  информации, по условиям метода проекта, будет исходить от самого ребенка. А значит, добытые им самим  знания, усвоятся легче, прочнее,  без принуждения со стороны.

   -Работая со своим предыдущим классом и думая о том, что предстоит в  первом классе предстоит  работать по новым стандартам, захотелось поэкспериментировать ,а на сколько эффективен метод проектов и действительно ли нужно уделять проектной деятельности такое большое внимание, как об этом говорят и пишут…

 - (Хотелось бы поделиться результатами проведенной диагностики, проведённой до и после  работы методом проекта)

Работа над проектом: (4 класс)  Природные зоны.

Это был первый проект в этом классе.

Интересно было выяснить, действительно ли информационные умения развиваются при работе данным методом и насколько эффективно. До начала работы над проектом была проведена диагностика и было выявлено ,что навыки работы с информацией  у уч-ся имеются ,но на достаточно низком уровне.

Работу начали  вести с того, что попытались принять учебную задачу - провели  вводное занятие, цель  которого была, познакомить ребят с техникой проведения проекта. Эта работа явилась подготовительным этапом и этапом  принятия учебной задачи.

           На занятии  учащимся был задан ряд проблемных вопросов, при помощи которых, создавались проблемные ситуации. Проведена игра. Отвечая на вопросы и рассуждая, ребята пришли к выводу, что проект - это интересное, полезное общее дело класса.

        Тип  мини – проекта, учащихся 4  «в» класса,  «Удивительная тундра» -информационный.

 Проект  направлен на сбор информации об объекте. Найденная участниками проекта информация, предназначена  для широкой аудитории.

 Длительность мини - проекта составила 3 недели. Учащиеся разделились на 4 группы, по 5 человек. Продукт проекта -  оформленный стенд  «Удивительная тундра », который будет представлен на родительском собрании, далее- помещен в уголке природы класса.

Компьютерная презентация, поможет красочно и наглядно представить природную зону – «Тундра» и продукт мини проекта. Стенд будет оформлен продуктами каждой  группы : 1)книжка-малышка « Тундра. Особенности природной зоны. 2) Справочник «Растительный мир тундры» 3)Альбом-«Животный мир тундры» 4) Стенгазета « Жизнь человека в тундре». Собрав их воедино, учащиеся получат общий продукт проекта.

Этапы работы над проектом 

Первая неделя 1.

 Подготовительный этап.

(Определение источников информации)

Цель этапа: развивать умение  осознавать, вычленять, формулировать информационный запрос, умение выбирать источник информации и оценивать адекватность источника информации сформулированному запросу.

1) определение темы:

         Необходимо было определить тему. Для того, что бы тема была действительно  интересной, решили, что необходимо  получить более широкое  представление о нашей стране. Выбирая источник информации, пришли к выводу, что хорошим источником информации будет музей.  Возник вопрос – какой? Для выяснения этого вопроса, (учениками были составлены вопросы) побеседовали с   родителями. Через беседу получили интересующую информацию. Выяснили, что можно посетить  Российский этнографический музей. После посещения ( родителями была организована экскурсия) музея (в музее получили информацию, через общение с экскурсоводом, наблюдение), пришли к общему мнению, что интересно будет больше узнать о природной зоне -тундра. Тема  была  близка к содержанию учебного предмета «Окружающий мир»  и находилась  в зоне его развития.  Придумали название проекта: « Удивительная тундра».

2) уточнение   цели, задач:

Определили цель проекта: узнать об особенностях природной зоны «Тундра».

Наметили задачи:

1. разделиться на группы.

2.распределить роли в каждой группе.

3.составить план работы  каждой группы.

3)Разделились на группы:

 1)Географы.2) Ботаники.3)Зоологи.4)Экологи.

2.Планирование

-Составили планы работ каждой группы(Приложение №8)

-Распределили роли в группах(Приложение №8)

-Определились с продуктом  проекта каждой группы. (Приложение №8

-Решали,  каким путем и как решать проблему поиска информации.

-Определяли средства реализации проекта (материалы, необходимые инструменты ). (Приложение №8)

-Определяли  возможные источники информации ( спрошу у  учителей,  найду в энциклопедии, в интернете,  использую справочные пособия,  учебник, найду необходимую дополнительную  литературу в библиотеке) (Приложение №8)

-Определяли вид  и содержание создаваемого продукта.

  Вывод: на первой неделе,   процесс  работы над проектом, способствовал  созданию условий (проблемных ситуаций) для развития информационных  умений: умения  определять источники необходимой  информации (где искать), умения выбора рационального  пути  к получению информации (как лучше искать),  умения получать информацию (через общение), умение общаться в группе, получая и передавая информацию друг другу, умение передавать и получать  информацию в сжатой форме (план работы, инструкция ) умение анализировать информацию.

Вторая  неделя:

3.Аналитический этап

(Поиск информации. Анализ информации)

Задачи этапа: умение эффективно работать с любыми доступными источниками информации: получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), последовательно и правильно вести наблюдение,  сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

1.Анализировали уже имеющуюся  информацию. Выяснили, что учащиеся уже знают.

2.Проходил сбор и уточнение  новой информации в каждой группе по заданной теме. Каждая группа занималась поиском и анализом найденной информации, опираясь на памятку, составленную  учащимися на  вводном занятии «Где можно найти необходимую информацию» (Приложение №7 )Каждый участник группы искал информацию в источниках литературы поэтапно:

Словари, справочники. Учебная литература. Энциклопедия. Научно популярная литература. Художественная литература. Статьи в журналах, газетах. Сравнивали полученную информацию. Находили отличия. Пришли к выводу, что одна и та же информация может быть представлена с разных точек зрения. Получали информацию из других источников:

Медиа ресурсы: (Радио, телевидение…). Компьютер. Личные наблюдения.

Предлагали, из каких источников еще можно получить необходимую информацию.

           Каждый участник группы приносил найденную информацию. Делился ею. Рассказывал, где он ее нашел. Информация делилась участниками каждой группы по источникам. Обсуждали, как искали информацию. Чтобы частично помочь  в поисковой  деятельности, в класс, родителями были принесены   энциклопедии, справочники, где дети могли найти информацию по данной теме, а заодно и помочь  познакомится с источниками информации. Был проведен урок,     (который соответствовал тематическому планированию ), по теме природные зоны – тундра. На уроке использовались  задания, способствующие получению информации  по данной природной зоне: работа с атласом (учащиеся находили природную зону - тундра ). Работа с учебником -  составление вопросов к учебному тексту для организации диалога.           Выслушивались самостоятельные суждения по прочитанному  тексту, предположения, обоснование предположений.  Нахождение в тексте необходимой информации. Устное описание объектов природы по иллюстрации ( животные тундры, растения тундры. Их характерные признаки и особенности ). Учащиеся  отвечали на  проблемные вопросы учебника Окружающий мир - «проверь себя», которые нацеливали учащихся на поиск дополнительной информации. Составили таблицу по прочитанному тексту(особенности тундры, животные тундры, растения тундры, экологическое состояние тундры)

             В процессе поиска информации, учащиеся посещали школьную библиотеку, где столкнувшись с проблемой поиска необходимой информации  учились библиографическим навыкам поиска литературы, учились работать с книгой в читальном зале.

            Посетили кабинет информатики, где узнали, каким образом можно найти информацию в интернете.  Много общались. Для того, что бы узнать информацию у родителей или у других, знающих взрослых, решили заготовить ряд вопросов. Каждая группа пыталась придумать и найти новые, свои источники получения  информации.

            Проходило промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и во внеурочное время).

На этом этапе работы учащимся приходилось  извлекать информацию из нескольких источников, находить необходимый источник информации и определять его примерное содержание, умение использовать различные виды чтения, определять избыток и недостаток информации ( в том числе в тексте), пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями определять основную идею в текстах, из различного рода изображений, использовать сноски, примечания, цитаты, библиографию, определять первичные и вторичные источники информации. Анализировать полученную информацию.

            Вывод: этап работы над проектом способствовал развитию таких информационных умений, как: поиск, информации, ее анализ ,передача.

3 неделя 4.Практический этап:

(Обработка, хранение информации, передача )

           Задачи этапа: развивать 1.умение отделять главное от второстепенного,  умение структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней). 2. Умение осознанно и эффективно использовать учеником особенностей своей  памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для хранения и передачи.3.Умение  выбрать форму и способ передачи информации.

           Для более плодотворной деятельности, ребята менялись ролями. К деятельности учащихся,  активно подключились родители.

 Ребята выполняли  запланированные технологические операции:

1.   В группах: отбор необходимой информации. Обобщение собранной информации.  Учащиеся поняли, что не вся найденная информация  бывает необходима. После обобщения информации, каждая  группа приступила к подготовке сообщения по теме. Учились сжимать информацию.  Далее, опираясь на информацию своего сообщения,  каждая группа приступила к   изготовлению продукта каждой группы, на основе собранной информации. 

2. Оценивали изготовленные продукты.  Оформляли единый продукт - стенд.

3.При участии родителей, после консультации учителя информатики, оформили собранную информацию, в виде  компьютерных слайдов. Создали презентацию: «Тундра»

4.Провели подготовку (репетицию)   к защите  мини-проекта.

Во время работы на данном этапе,  учащимся приходилось выбирать тип и стиль текстов, структурировать материал, осуществлять группировку и перегруппировку содержания текста, передавать информацию друг другу.

Вывод: этап работы над проектом способствовал развитию таких информационных умений, как обработка и хранение информации, развитию информационно - аналитических умений, развитию умения передачи   информации.

5.Защита проекта.  (передача информации)

            Задачи этапа: Развитие умения передавать информацию.

1. демонстрировали  продукт деятельности  - оформленный стенд «Удивительная тундра»,

2.Представление стенда сопровождалось показом презентации «Тундра».

 Вывод: данный  этап работы над проектом способствовал развитию такого информационного умения, как передача  информации: умение владеть техникой свертывания и развертывания информации, ясно выражать свои мысли, соблюдать объем текста, логичность и последовательность изложения.

6.Анализ результатов выполненного проекта и оценка качества

           Задачи этапа: развитие умений оценивать, анализировать.

На данном этапе происходили самооценка и самоанализ выполненной работы.

Выясняли, выполнена ли поставленная цель? Какую роль сыграл каждый в общем деле?

           Ребята смогли, с удовольствием, отметить, что цель была достигнута

Мини - проект был выполнен и представлен качественно.

Отметили недостатки. Объясняли, почему. Выяснили, что не очень получалось. Учащиеся получали информацию (делились своими наблюдениями и выводами) друг от друга. Анализировали, полученную информацию. Учились корректно задавать вопросы, для того что бы получить больше интересующей  информации от товарищей. Различать мнения и факты в высказывании, поддерживать дискуссию, обсуждение, выступать от имени группы по итогам обсуждения, приводить аргументы, высказывать свое мнение в соответствии с ситуацией, использовать методы свертывания и развертывания информации.

              Вывод: данный этап  работы над проектом способствовал развитию анализа и передачи  информации, ее поиска.

Кстати, при работе с проектом, выяснили, что  большинство родителей  не способствуют развитию информационных умений у своих детей, так как, оказывая активную помощь при  работе учащихся с информацией вроде бы сотрудничая,  основную часть работы и инициативу, берут на себя, лишая детей активности и самостоятельности. То есть, родителями не создают необходимых  условий, способствующих развитию у ребенка информационных умений.

            Проанализировав работу учащихся 4 «в» класса, сделала вывод:

Информационные умения на уроке окружающего мира    формируются  при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, сбору и хранению, обработке, обмену  информации, а именно,  заданий  с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках.

Каждый этап  метода проектов, действительно  создает условия для  работы учащегося с информацией и соответственно, условия для развития информационных умений учащегося.

Считается, что усвоение информации,  на уроках   окружающего мира,  вызывает у детей наибольшие затруднения из-за  сложности восприятия …и учебно-научных текстов, и большого объема и  разнообразия  научной  информации, но при работе методом проекта – учебный материал был усвоен  учащимися достаточно легко.

Школьники должны, начиная с первой ступени, учиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Это поможет им  научиться мыслить не конкретными категориями.

             

Анкетирование родителей  

Анкетирование родителей  учащихся 4 «в» класса  показало:

Родители не берут инициативу на себя (Ребенок справляется самостоятельно)

5%

Родители частично берут инициативу на себя (Родитель-сотрудник)

25%

Родители берут полностью инициативу на себя (Родитель-исполнитель)

70%

 

Сравнение уровней  формирования информационных умений :

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Уровни

4 «В» кл.

4»В» кл.

Низкий

10%(2 чел.)

0%(0 чел.)

Стартовый

50%(10чел) чел.)

15%(3 чел)

Базовый

35%(7 чел.)

75%(15 чел.)

Продуктивный

5%( 1чел.)

10%(2 чел.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

статья "Применение информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования. В связи с зтим возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно - коммуни...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках окружающего мира

Представлен теоретический материал выступления на заседании МО начальных классов...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках окружающего мира.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,...

Развитие креативного мышления учащихся на уроках окружающего мира.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым,...

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....