Главные вкладки

    Статья на тему:
    Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

    Веретенникова Ирина Павловна

    Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ "Взаимосвязь школы и родителей при изучении курса ОРКСЭ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

     Сотрудничество семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

    Слайд 2

    Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

    Слайд 3 Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает прежде всего нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает прежде всего поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности.

    Слайд 4 Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:

    • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
    • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
    • углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.

    Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

     Слайд 5-6

    Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

    Слайд  7

    Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

    Слайд 8-9 

    Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

    При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

    Слайд 10-11 Выставки, конкурсы работ учащихся. Здесь можно разрешить и

    выставку работ, выполненных родителями. Пусть в классе знают, что папа

    или мама Саши, Гали талантливы. Здесь могут быть представлены рисунки,

    поделки и другие творческие работы. Можно определить заранее темы,

    например, по прочитанным произведениям, по притчам, с которыми они уже

    успели познакомиться и т.д.

    Слайд 12Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.

    Праздник (фестиваль) «Традиции моей семьи». Участники - родители

    и дети. Семья представляет лучшие и интереснейшие традиции своей семьи.

    Что может быть в программе такого фестиваля? Это и празднование

    Масленицы, Святок, Рождества, Праздника Пасхи, Дня Ангела, встреча с

    представителями старшего поколения, просмотр телепередач   и многое другое.

    Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном.

    Совместное обсуждение прочитанной книги или произведения.

    Комментированное чтение взрослым. Заранее выбирается и прочитывается

    книга дома. Родителям можно дать информацию, относящуюся к культуре

    чтения христиан. Был добрый обычай у православных. Православные читали

    интересную, занимательную и весьма душеполезную литературу - жития

    святых. На Руси читали жития святых и неверующие. Это реалистические,

    невыдуманные описания жизни великих подвижников и проповедников,

    много послуживших Богу, ближним, Отечеству. На Руси также говорили:

    «Если хочешь быть более совершенным человеком, вникай в жития святых и

    заимствуй у них что возможно».

    Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

    Слайд 1 3Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д

    Совместные посещения храмов, памятных мест. Темы таких

    посещений могут быть следующими: «Православные Храмы - памятники

    культуры», «История появления первых икон» и т.д.

    В сёлах, где нет храмов, возможно организовать выезды в ближайшие

    храмы или областной центр. Очень хорошо, когда в организации таких

    выездов, принимают участие родители. Известно, что наиболее сильным

    универсальным средством, укрепляющим и оздоравливающим тело, душу,

    дух и доставляющим глубокую особую радость, являются паломничества

    (это же и история России) по святым местам, которые одинаково полезны

    для неверующих и укрепленных в христианском образе жизни людей.

    Человек, побывавший хоть раз в паломничестве, всю жизнь стремится ещё и

    ещё раз испытать его благодатное действие

    Слайд 14-15Выступление на Сретенских чтениях в Сосновском, участие во Всероссийской олимпиаде.

    Слайд 1  6Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.

    Слайд 17 Неделя милосердия и благотворительности. Это мероприятие также проводится с участием родителей. Можно организовать посещение детьми

    детского дома, интерната или пригласить их воспитанников к себе,

    организовать концерт, совместные игры, подготовить своими руками

    подарки. Создать такую теплую и доброжелательную обстановку и для детей

    своего класса, которым не достаёт дома теплоты, любви. В силе и мудрости

    взрослых организовать встречи так, чтобы каждый ребенок считал за

    радость сделать что-то доброе по отношению к другим детям, людям.

    В православной культуре наших предков существовал неписаный закон:

    когда встречались с нуждающимся человеком и могли ему чем-то помочь -

    помогали. После этого приходила в их сердце благодать тихой радости и умиротворения. Особенно это помогает, когда у самого в душе дискомфорт и

    тяжесть. Христиане придерживались мудрости: Если тебе тяжело, найди

    человека, кому ещё тяжелее, и помоги ему. Следует отметить, что на Руси

    проявляли милосердие, доброту, оказывали помощь, совершали поступки,

    чтобы проявить свои самые лучшие качества души ради других и люди,

    относящие себя к различным культурам: исламу, иудаизму, буддизму и

    другим. В этом проявляется наша общая неотделимость, человечность,

    взаимопомощь, терпимое и милосердное отношение друг к другу.

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

    Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

    Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

    Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель данной работы - помочь ребенку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти свое место в совре...

    Сотрудничество семьи и школы в обучении и воспитании учащихся.

    В материале красной нитью проходит мысль о единстве взглядов и подходов  к учащимся родителей и учителя, т. к.  они не чуждые лагеря, а добрые  союзники и помощники воспитанников. Успеш...

    Презентация "Сотрудничество семьи и школы в развитии личностных УУД младших школьников"

    Как гласит старинная поговорка, человеческое счастье состоит из двух составляющих – у кого родиться и у кого учиться. При этом важно, насколько данные составляющие гармонично взаимодействуют между соб...

    Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

    СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

    Сотрудничество семьи и школы в рамках учебного предмета ОРКСЭ

    Cлаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых в рамках изучения учебного предмета ОРКСЭ позволит, с одной стороны, существенно расширить содержан...

    Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ

    Делимся своими разработками по теме "Проектная деятельность в рамках изучения курса ОРКСЭ"...


     

    Комментарии