Реализация технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе
статья по теме

Хохлова Ольга Дмитриевна

Примеры приемов использования технологий деятельностного типа на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация технологий деятельностного типа на уроках  в начальной школе.

«Я слышу – я забываю,   я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

(Китайская мудрость)

 «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть  этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

(А.Дистервег)

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который определил стратегическую задачу развития школьного образования: обновление его содержания и достижение нового качества его результатов. 

Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня – это требования, определяемые потребностями перехода человечества к постиндустриальному информационному этапу своего развития и  инновационной экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях.

 Как бы ни было развито государство, на каком бы уровне не находилась его экономика, все это не было бы возможно без самого главного элемента всех процессов - человека.  Когда ресурсная база исчерпывается, человеческий ресурс становится тем ключевым моментом, который обеспечивает дальнейшее развитие экономики.    Экономические реалии  сегодняшнего дня продуцируют очень жесткий взгляд на человека.  Человек сегодня рассматривается как рабочая сила, человек – ресурс, человек – капитал. 

В каком случае человек становится капиталом? Человек  становится капиталом в том случае, если он является носителем:

  • способностей,
  • мотиваций,
  • знаний,
  • умений
  • креативности,
  • инновационности
  • готовностей к выполнению определенных трудовых функций.

Человеческий капитал в современном обществе стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Главным фактором воспроизводства сегодня становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умений».

 Все сказанное  определило поворот государственной образовательной политики к личности обучающихся.

 Развитие личности – смысл и цель современного образования.

Если раньше приоритетной целью являлось "усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество", то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способного самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи.

На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования.

Школа выпускает человека, которому хватает знаний и умений, но современным выпускникам  не хватает опыта их применения в различных ситуациях.  Выпускник не может действовать в ситуациях неопределенности, его этому не учили.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Грин Хаббард

Следовательно, мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые являются всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания.

 Где же заключено то, необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. А заключено оно в самом процессе учебы

Что такое процесс учения? Процесс учения — это процесс деятельности ученика, неслучайно именно системно -  деятельностный подход  положен в основу нового стандарта образования,  нацелен на развитие личности.

Отличает такую систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и, под его руководством, на более высоком уровне решать поставленные задачи.

Выход в зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка.

Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. 

Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Таким образом, основным содержанием обучения становятся действия, операции, соотносящиеся с проблемой, которую нужно разрешить, т.е. универсальные учебные действия.

А перед педагогами стоит  задача  вооружить ребенка знаниями  о том, как получать знания, организовать условия, инициирующие детское действие.

«Час работы научит больше, чем день объяснения».
(Жан-Жак Руссо)

Осуществить поставленные задачи можно, используя технологии деятельностного типа как ведущие технологии, средства реализации современных целей образования.

Рассмотрим некоторые из них.

  1.«Технология деятельностного метода обучения», разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный метод направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Развивающим обучением можно назвать то обучение, при котором учащийся становится субъектом учебной деятельности.

Суть технологии  заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, это способствует активному успешному формированию  общеучебных умений. Так технология деятельностного метода преобразует традиционное обучение в обучение развивающее.

Традиционное обучение

Развивающее обучение

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Базовым в технологии деятельностного метода является   урок  открытия нового знания.

Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид и позволяет формировать УУД:  

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Этап выявления места и причины затруднения.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

5) Этап реализации построенного проекта.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (Приложение 1.)

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся и носит интегративный характер.

Организуя урок по технологии деятельностного метода, педагог использует:

  1. Проблемно – диалогический   метод обучения

Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации,  являющейся для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути.

        1/1. Урок - диалог

Быть компетентным - значит использовать свои знания и опыт в новых жизненных обстоятельствах, но без опыта деятельности формирование компетентностей невозможно. Чтобы научиться общаться - нужно общаться. Поэтому на уроках необходимо использовать  диалоговые формы  обучения, которые позволяют учащимся получать опыт содержательного предметного общения – подводящий, побуждающий диалоги.

Приемами для организации такого диалога могут быть следующие:

Удивляй!

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Перед изучением свойств воды учитель заставляет детей удивиться: однажды я прочитала рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(Ребята не верят).  Посмотрите в окно (за окном снег), разве мы с вами не ходим по воде? Мы, оказывается, не знаем ее удивительных свойств……

Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. Например. Изучаем жизнь древних людей. В это время в класс входит древний человек в «шкурах» и т.д. Очень интересно узнать, как добывали огонь, как охотились и т.д. Пресс – конференция.

При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»».

Нет удивления, нет диалога.

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология РКМЧП – надпредметная, применима в любых программах и предметах.

 Она представляет собой целостную систему:

  • формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма;
  •  нацеленную не на присвоение «готового» знания, а на конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  • коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Технология развития критического мышления является фундаментом для освоения новых видов деятельности.

При использовании технологии критического мышления хорошо использовать прием «Отсроченная отгадка». 

Учитель в начале урока задает вопрос – загадку, например:

-  Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

   - Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

- Могут ли у слов быть родственники?

  1. «Игровые педагогические технологии».

        Игра выступает как средство мотивации к деятельности, как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта

Создание Игровой среды, в которой отсутствует принуждение - это   возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки.  

Помните, как Том Сойер в известном произведении брал деньги или какой-то обмен за право покрасить забор, то есть он так продал другим мальчишкам идею, что  красить забор это круто и интересно, что они платили ему деньги за покраску забора. «Разве каждому мальчику доверят красить забор?»  Причем цель, содержание и техника остались прежними - покраска забора, а вот МОТИВ! ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО работы. Игровая форма изменила мотивацию. Это чуть ли не самый главный закон мотивации – то, что вам нравиться вы делаете легко и с радостью,  вы даже не замечаете, как и когда вы это сделали.

Исследования мотивации выявили, что для успешной учебы это важнее, чем значение интеллекта обучающегося.  

Например, можно использовать такой прием включения в деятельность:

  1. Привлекательная цель.

Цель: Ввести понятие мерки для измерения длины. Перед детьми ставится другая цель: помочь найти клад, который зарыт под самой высокой елью. На картинке несколько елей. Разрезать картинку нельзя. Кто – то говорит, что самая высокая ель на горке, а кто – считает, что под горкой. Вырезали полоску бумаги и стали измерять дину елок.

 (Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет учебное действие, которое планирует педагог).

  1. Технология личностно - ориентированного образования

Технология личностно – ориентированного образования ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Личность ребёнка в этой технологии приоритетный  субъект -  она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

         При построении урока в личностно – ориентированной парадигме нужно учитывать следующие особенности технологии:

  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме, учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

При использовании данной технологии можно использовать приемы:

Выход за пределы:

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

- Правда ли, что есть люди с голубой кровью?

5. Проектно – исследовательская технология

        Суть ее вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Цель: решение практической личностно - значимой задачи и получение конкретного продукта.

Содержание: постановка и решение личностно – значимых образовательных задач. В процессе их решения используются разные процедуры:

- определение проблемы;

- формулирование вопросов;

- выдвижение гипотез;

-  определения понятий;

- классификация;

- наблюдение;        

- эксперимент;

 - выводы и умозаключения;
- структурирование материала;

-  доказательство и защита своих идей.

Результат: готовый оформленный продукт, приобретение умений (исследовательских).

Структура проекта, как это видно из приводимой ниже таблицы, естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности. Это дает основания для использования проектного метода на уроке.

Пример использования проектного метода на уроке.

Русская сказка «Война грибов»

В старые – стародревние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб – боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

- Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

- Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!

- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!

Отказались рыжики:

- Мы – богаты мужики! Не пойдем на войну!

- Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

- Мы, волнушки, – старушки! Не пойдем на войну!

- Приходите вы, опенки, ко мне на войну!

Отказались опенки:

- У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!

- Приходите, грузди, ко мне на войну!

- Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдем на войну!

______________________________________________________________________

Описание проектной задачи

Друзья! Сегодня вы отправитесь в лес собирать грибы. Но прежде чем заняться этим увлекательным делом, нужно, во –первых, посмотреть рисунки в справочниках и внимательно изучить по ним грибы съедобные и ядовитые, а, во – вторых, открыть книгу по кулинарии и посмотреть, какие грибы маринуются, какие можно засолить, а какие –посушить, чтобы в течение зимнего периода можно было использовать их в пищу.

Итак, перед вами собранные всем классом три корзины с грибами.

Вы располагаете калькулятором.

Задание № 1. Распределите грибы на группы: съедобные и ядовитые. Сколько кг грибов останется в каждой корзине?

В первой корзине находится 10 кг 286 г грибов:

Наименование грибов

Количество штук

Вес одного гриба (г)

Сморчки

20

20

Белые (боровики)

18

80

Подберезовики

37

60

Опята ложные

20

15

Опята

140

15

Маслята

25

30

Моховики

16

70

Лисички

73

12

Желтые грибы

16

15

Волнушки

40

20

Во второй  корзине находится 16 кг 295 г грибов:

Наименование грибов

Количество штук

Вес одного гриба (г)

Подосиновики

12

60

Дубовики

13

80

Рыжики

40

50

Лисички ложные

15

15

Грузди

83

90

Мухоморы

5

70

Белянки

25

70

Строчки

6

15

Валуи (бычки)

24

80

Шампиньоны

18

40

В третьей корзине собрано 8 кг 100 г неизвестных нам грибов. Вес каждого из 270 штук этой корзины в среднем составляет 30 г. Как вы с ними поступите?

Задание № 2. Заготовьте оставшиеся грибы впрок. Для этого распределите  грибы на три группы: для соления, маринования, сушки и определите вес каждой группы.

Задание № 3. Определите, сколько будут весить после сушки отобранные вами грибы. Помните, что каждый гриб при сушке теряет до 90% своего веса.

Ответьте на вопросы теста:

  1. Чтобы не травиться грибами надо…..

а) соблюдать личную гигиену;

б) знать основные правила сбора и переработки грибов;

в) собирать грибы в определенное время суток.

2. В чем причина отравления грибами?

    а) в неумении распознавать съедобные и ядовитые грибы;

    б)  в сборе грибов в сухую или дождливую погоду;

    в) в незнании правил поведения в лесу.

3. Ты в первый раз отправляешься в лес за грибами. Какие грибы ты будешь собирать?

    а) о которых знаю, что они съедобны;

    б) буду собирать саамы большие и красивые грибы;

    в) соберу все грибы, которые растут в сосновом лесу.

4. Что ты сделаешь с грибом, в кортом сомневаешься, не ядовит ли он?

    а) попробую на вкус;

    б) выброшу не раздумывая;

    в) хорошо вымою в соде и положу в корзину.

5. Чтобы не отравиться грибами, их следует вовремя переработать.

     Каков минимальный срок переработки грибов?

     а) грибы не портятся, их можно переработать в любое время;

     б) не позднее двух суток после сбора;

     в) в течение недели.

6. Твой друг отравился грибами. Вызван врач.

    Что нужно сделать до прихода врача, чтобы спасти жизнь другу?

     а) предложить таблетку от головной боли;

     б) спасет друга рвота и промывание желудка;

     в) нужно, чтобы друг успокоился и уснул.

Современное образование невозможно без использования компьютерных технологий. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Для достижения  более высокого результата обучения на уроках используем различные компьютерные презентации.

 «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
(Конфуций)

В заключение хочется отметить, что каждый учитель имеет в своем арсенале множество средств, форм, методов, приемов обучения. Нужно внимательно пересмотреть имеющийся у нас арсенал, посмотреть под другим углом зрения: не на конечную цель – получить в ответе число 5, а на процесс – какие действия мы выполняем, чтобы получить данное число. Этот пример немного утрированный, но он иллюстрирует, как мы должны выполнить переоценку своего опыта.

Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
  • возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

         Очень  верным,  и уместным здесь будет высказывание  М.Ф.Достоевского «Две - три мысли, два - три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и  страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»   

  • существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучающихся;
  • значительно сокращается время обучения;
  • наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен». 

Г. Бокль

Приложение 1.

 Структура урока открытия нового знания имеет следующий вид:  

Описание этапов урока

Перечень УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

На этом этапе  происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (Р);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со  сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к объяснению нового знания,  самостоятельному выполнению ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;
  •  актуализацию  соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  • фиксирование  индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • извлечение необходимой информации из текстов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • подведение под понятие (П);
  •  выполнение пробного учебного действия (Р);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
  • волевая  саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  •  учет разных мнений (К);
  •  использование критериев для обоснования своего суждения (К)

3. Объяснение нового материала (выявление места и причины затруднения; целеполагание и построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта).

На данном этапе учащиеся:

1. Выявляют места и причину  затруднения, в коммуникативной форме обдумывают учебные действия.

Данный этап предполагает:

  • восстановление  выполненных операций и фиксирование (вербально и знаково) мест,  действий, где возникло затруднение;
  • соотнесение своих  действий с используемыми действиями  (алгоритмами, понятиями и т.д.) и на этой основе выявление и фиксирование во внешней речи  затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

2. В коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. 

Данный этап предполагает:

  • постановку цели (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
  • согласование темы урока;
  •  выбор способа и построение  плана достижения цели;
  • определение средств, ресурсов и сроков.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

3. Реализуют построенный проект:

Данный этап предполагает:

  • обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися;
  • выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково.
  • использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;
  • уточнение общего  характера нового знания и фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

  •  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • подведение под понятие (П);
  • определение основной и второстепенной информации (П);
  • постановка и формулирование проблемы (П);
  • структурирование знаний (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью (к);
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • разрешение конфликтов (К).

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия  (фронтально, в группах, в парах):

  • решают типовые задания на новый способ действий;
  •  проговаривают алгоритм решения вслух.
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • извлечение необходимой информации из текстов (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • установление причинно-следственных связей (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  •  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • построение логической цепи рассуждение, доказательств (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  •  адекватное  использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
  • осознание ответственности за общее дело (Л).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

  • учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа;
  •  осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
  • выявляют и корректируют возможные ошибки;
  • определяют способы действий, которые вызвали затруднения, и дорабатывают их.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • извлечение необходимой информации из текстов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • подведение под понятие (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • доказательство (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
  1. Включение знаний в систему и повторение

На данном этапе

  • выявляются границы применимости нового знания;
  • выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

 Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
  • нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
  • подведение под понятие (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
  • использование знаково – символических средств (П);
  • установление причинно – следственных связей (П);
  • построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • доказательство (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • контроль, коррекция, оценка Р).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе:

  • фиксируется новое содержание, изученное на уроке;
  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. 

По ходу деятельности осуществляются:

  • прогнозирующий;
  • пошаговый;
  • итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • планирование учебного сотрудничества (К);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Приложение 2.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке;
  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.

Осмысление содержания:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

 

Рефлексия деятельности

  •   целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приложение № 3

Игровая технология.

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

 (связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре).

 Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры

Установочный момент, игровая ситуация

(разыгрывается в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…)

Ориентационно – целевой

(связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся).

Задачи игры.

 (Соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном  виде)

Содержательно-операционный

(предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности).

Правила игры,  игровое действие. (Правила соответствуют «профессиональной деятельности» участника игры и направлены на выполнение действий в определенной последовательности). Игровые правила реализуются в игровых действиях.

Ценностно-волевой

компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

Игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Оценочный

(обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности).

Результат игры как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра — это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство — игра. 

Приложение № 4.

При построении урока в личностно – ориентированной парадигме нужно учитывать следующие особенности технологии:

  • поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • выявление субъектного опыта детей по предложенной теме, учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
  •   необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе;
  • отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Технология деятельностного метода обучения в начальной школе.

Предмет: русский языкТема: Ученик "исследователь"Тип урока:Цель: Описать преимущества деятельностного метода обученияЗадачи: Придать процессу обучения деятельностный характерТехнологии: системно-деяте...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Мастер - класс "Применение технологии деятельностного метода обучения в начальной школе".

ТДМ (технология  деятельностного  метода) - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности...

Доклад на тему «Реализация системно - деятельностного подхода средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Данный материал показывает возможность средствами УМК "Начальная школа ХХI века"  успешно формировать основные компоненты  учебной  деятельности....