составление комплексных работ
методическая разработка (4 класс) на тему

Аитова Марина Сергеевна

материал содержит рекомендации для руководителей МО  и завучей начальной школы по составлению комплексной диагностики для выявления сформированности УУД у выпускников начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_kompleksnykh_rabot.docx22.82 КБ
Файл trening_kompleksnaya.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Одним из важных условий для повышения профессионального уровня является самообразование. В нашей школе уже стало традицией проведение тренингов. На осенних каникулах были проведены тренинги по темам: «Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода», «Работа над задачами и уравнениями по УМК Л.Г. Петерсон», «Технология деятельностного метода», «Применение технологии деятельностного метода на уроках математики по УМК «Начальная школа XXI века». На тренинги были приглашены учителя 4-5 классов для осуществления преемственности между школой первой и второй ступени обучения.

Тема сегодняшнего тренинга – составление комплексной работы для оценивания метапредметных умений  выпускников начальной школы.

Все метапредметные результаты можно разделить на несколько  групп:

  1. метапредметные результаты, связанные с учебной деятельностью - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, понимать причины успеха (неуспеха) и планировать выход из затруднения (регулятивные УУД);
  2. метапредметные результаты, связанные с мышлением – анализ, синтез, классификация, построение рассуждений, умение работать с учебными моделями, использование знаково-символических средств, владение широким спектром логических действий и операций, навык смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания (познавательные УУД);
  3. метапредметные результаты, связанные с умением взаимодействовать, работать в коллективе - адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, принимать точку зрения собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, конструктивно разрешать конфликты (коммуникативные УУД)

Исходя из данной классификации можно сделать вывод: не все метапредметные результаты можно оценить индивидуальной проверочной работой.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных действий в ходе решения задач на межпредметной основе.

Целью такой работы является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам – «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования УУД», т.е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (литературные, научно-познавательные тексты, таблицы, диаграммы, графики) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД на межпредметной основе.

Основой для оценки являются тексты разного содержания – исторические, естественно-научные, математические, которые не должны выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы. Они включают в себя разнообразные учебные и практические ситуации. Информация в них может быть представлена в разной форме (рисунки, диаграммы, схемы, таблицы).

Основными параметрами выступают умения:

  • найти информацию в тексте и понять ее;
  • сделать на основе прочитанного выводы и обобщения;
  • оценить полученную информацию;
  • написать связное высказывание.

К данным текстам разрабатываются комплексные задания, каждое из которых состоит из отдельных вопросов.

По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • на установление последовательности и соответствия;
  • со свободным кратким ответом;
  • со свободным развернутым ответом.

Мы предлагаем вам пример комплексной работы, составленной нами в прошлом году.

За основу был взят научно-познавательный текст про уссурийского тигра.

Уссурийский тигр.

Уссурийские тигры – самые крупные и грациозные из больших кошек нашей планеты. Находятся они, как ни горько это осознавать, на грани исчезновения.

От своих «родственников» уссурийский тигр отличается более светлой окраской, а его янтарно-желтая шубка в черную полоску украшена белой манишкой. Зимой тигриный мех становится длиннее и гуще, оберегая от стужи. Вес тигра достигает 230 кг, длина тела – до 220 см.

Самцы уссурийского тигра не принимают участия в выхаживании потомства. Самка рожает 2-4-х тигрят. Первое время малыши питаются молоком, но довольно скоро мать начинает подкармливать их мясом. Тигрята живут с матерью до 3 лет. Каждая семейная группа имеет «личный» участок площадью 15 кв.м.

Обладая поистине богатырским аппетитом, уссурийский тигр в один присест съедает 50 кг мяса. Самое лакомое блюдо в его меню – дикий кабан, грозный зверь весом до 340 кг, вооруженный острыми клыками. Интенсивная вырубка лесов в Уссурийском крае погубила немало вековых дубов и хвойных деревьев. В этих лесах издавна кормились дикие кабаны. Из-за нехватки  корма численность кабанов неуклонно сокращается. В поисках питания голодные тигры нередко забредают в окрестности деревень. Там они убивают собак и домашний скот.

Уссурийские тигры строго охраняются российскими законами. Однако браконьерский промысел имеет огромный размах: на тигриные шкуры и кости большой спрос.

Никто точно не знает, сколько уссурийских тигров осталось в природе. По данным Всемирного фонда дикой природы, к концу двадцатого века лишь около 500 особей. Вероятно, их, как и бенгальских тигров, ожидает полное истребление.

Первые три вопроса подразумевали умение находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде.

Например:

Чем уссурийский тигр отличается от своих «родственников»? Выбери правильный ответ.

а) длинной густой шерстью;

б) более светлой окраской;

     в) богатырским аппетитом.

Следующий вопрос был направлен на выявление умения находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.

К какой группе животных по способу питания можно отнести уссурийского тигра? Выбери правильный ответ:

а) всеядный;

б) травоядный;

в) насекомоядный;

г) хищник.

Следующие вопросы проверяли умение осуществлять анализ объекта для выполнения учебной задачи.

Например:

Выбери из предложенных слов: окраска, хвойные, голодные, желтая, относящиеся к схеме:

а) окраска;

б) голодные;

в) желтая;

г) хвойные.

И последние вопросы были направлены на выявление умения анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения задачи, решать текстовую задачу, контролировать ход решения, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Например:

 Если самка рожает в год в среднем трех тигрят, то сколько тигрят родится у двух самок за 5 лет. Выбери правильный ответ:

а) 15;

б) 30;

в) 6.

Вы могли заметить, что данные вопросы затрагивают области предметов, изучаемых в начальной школе: математику, окружающий мир, чтение и русский язык.

Предлагаем вам попробовать самим составить несколько вопросов к научно-познавательному тексту для оценивания сформированности метапредметных умений у выпускников начальной школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструирование заданий для комплексных рабо т

Слайд 2

«Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода»

Слайд 3

«Структура уроков разного вида по технологии деятельностного метода»

Слайд 4

Технология деятельностного метода

Слайд 5

Работа над задачами и уравнениями

Слайд 6

Применение технологии деятельностного метода на уроках математики по УМК «Начальная школа XXI века»

Слайд 7

ТЕМА ТРЕНИНГА: Составление итоговых комплексных работ

Слайд 8

Группы метапредметных результатов: метапредметные результаты, связанные с учебной деятельностью - регулятивные УУД; метапредметные результаты, связанные с мышлением – познавательные УУД; метапредметные результаты, связанные с умением взаимодействовать, работать в коллективе - коммуникативные УУД.

Слайд 9

Цель работы: оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» «Программа формирования УУД»

Слайд 10

Основными параметрами выступают умения: найти информацию в тексте и понять ее; сделать на основе прочитанного выводы и обобщения; оценить полученную информацию; написать связное высказывание.

Слайд 11

Типы заданий: с выбором одного или нескольких правильных ответов; на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом; со свободным развернутым ответом.

Слайд 12

Уссурийский тигр Уссурийские тигры – самые крупные и грациозные из больших кошек нашей планеты. Находятся они, как ни горько это осознавать, на грани исчезновения. От своих «родственников» уссурийский тигр отличается более светлой окраской, а его янтарно-желтая шубка в черную полоску украшена белой манишкой. Зимой тигриный мех становится длиннее и гуще, оберегая от стужи. Вес тигра достигает 230 кг, длина тела – до 220 см. Самцы уссурийского тигра не принимают участия в выхаживании потомства. Самка рожает 2-4-х тигрят. Первое время малыши питаются молоком, но довольно скоро мать начинает подкармливать их мясом. Тигрята живут с матерью до 3 лет. Каждая семейная группа имеет «личный» участок площадью 15 кв.м. Обладая поистине богатырским аппетитом, уссурийский тигр в один присест съедает 50 кг мяса. Самое лакомое блюдо в его меню – дикий кабан, грозный зверь весом до 340 кг, вооруженный острыми клыками. Интенсивная вырубка лесов в Уссурийском крае погубила немало вековых дубов и хвойных деревьев. В этих лесах издавна кормились дикие кабаны. Из-за нехватки корма численность кабанов неуклонно сокращается. В поисках питания голодные тигры нередко забредают в окрестности деревень. Там они убивают собак и домашний скот. Уссурийские тигры строго охраняются российскими законами. Однако браконьерский промысел имеет огромный размах: на тигриные шкуры и кости большой спрос. Никто точно не знает, сколько уссурийских тигров осталось в природе. По данным Всемирного фонда дикой природы, к концу двадцатого века лишь около 500 особей. Вероятно, их, как и бенгальских тигров, ожидает полное истребление.

Слайд 13

Чем уссурийский тигр отличается от своих «родственников»? Выбери правильный ответ. а) длинной густой шерстью; б) более светлой окраской; в) богатырским аппетитом. умение находить в литературном тексте информацию, представленную в явном виде

Слайд 14

К какой группе животных по способу питания можно отнести уссурийского тигра? Выбери правильный ответ: а) всеядный; б) травоядный; в) насекомоядный; г) хищник. умение находить и интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде

Слайд 15

Выбери из предложенных слов: окраска, хвойные, голодные, желтая , относящиеся к схеме: а) окраска; б) голодные; в) желтая; г) хвойные . умение осуществлять анализ объекта для выполнения учебной задачи

Слайд 16

Если самка рожает в год в среднем трех тигрят, то сколько тигрят родится у двух самок за 5 лет. Выбери правильный ответ: а) 15; б) 30; в) 6. умение анализировать информацию, представленную в текстовой форме и в виде готового решения задачи, решать текстовую задачу, контролировать ход решения, оценивать реальность ответа на вопрос задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»

Итоговая работа по теме «Оценка метапредметных результатов начального общего образования средствами комплексной работы»...

Технология составления комплексной работы в начальной школе

Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания....

составление комплексных работ

материал содержит рекомендации для руководителей МО и завучей начальной школы по составлению работ для диагностики сформированности УУД у выпускников начальной школы...

Разработка итоговой комплексной работы для 2 класса ( ФГОС). Оценочный лист итоговой комплексной работы ученика ( цы) 2-а класса

Цель данной разработки итоговой коплексной работы- выявить уровень сформированности УУД второклассника....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...