ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
статья на тему

Карачурина Елена Марсовна

 "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syn_oshibok_ped._opyt.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Карачурина Елена Марсовна –

учитель начальных классов

 МБОУ «Кунашакская СОШ»

Челябинской области

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

А.С. ПУШКИН

Наше современное общество имеет свой идеал современной школы: это место, куда детям хотелось бы ходить с удовольствием, где не задают много заданий, интересно, дают ученикам проявлять свои способности, работают творческие учителя, каждый день учебы – это открытия.   Не об этом ли  писал А.С. Пушкин  200 лет тому назад. Стать такой наша школа сможет, используя технологию развития критического мышления.

 О важности  развития критического мышления в образовании говорилось ещё в начале двадцатого века. Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…».  Педагоги - практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л. С. Выготский в работе «Педагогическая психология». П.Ф. Каптерев говорил, что надо «…создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания». Современные исследователи в области методов развития критического мышления (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, М. В. Кларин, С. И. Заир - Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская и др. ) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся и педагога.

Требования к современному образованию отражены федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения:  «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

В настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира,  и формирование критического мышления в период информационного бума приобретает особую актуальность. В XXI веке меняются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации приведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно, стать исследователями.

 Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,

cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур,

аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные источники. Ответы на вопросы он ищет с  разных точек зрения.

Цель  технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Используя методы и приёмы развития критического мышления, мы  активизируем  мыслительную деятельность учащихся:

  • учим ставить вопросы;
  •  выделить главное;
  •  делать сравнение;
  •  устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
  •  видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
  • формируем способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит в следующем:

Во - первых, учебный процесс строится на научно - обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во - вторых, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

В - третьих, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что педагог может быть максимально гибким каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах  работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов.

Первая фаза – фаза вызова.   Реализуются следующие задачи:

самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. От учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Пробуждение познавательной активности при изучении новой темы можно достичь, вовлекая учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений, чтобы пробудить интерес к теме. Этот интерес создает нечто вроде «информационной пустоты», которую учащимся хочется заполнить. Критически мыслящий человек, прежде всего, самостоятельно мыслящий.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления). Вытекает из первой фазы.

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?». На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно - познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

Самостоятельно сопоставляет изученный материал с уже известными данными, мнениями. В познавательной сфере, особенно при работе с художественной литературой не всегда просто сформулировать, что именно я понял, что приобрел в процессе работы. Тем не менее, многие приемы предлагаемой технологии как раз нацелены на содействие в переживании указанного эффекта приобретения. Он является своеобразной поддержкой для развития мыслительных навыков.

Третья фаза – фаза рефлексии

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:  определить направления для дальнейшего изучения темы, самостоятельно систематизировать новый материал.

Работая по технологии развития критического мышления, учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научить их самих додумываться до верного ответа.  

  1. соглашаться с ошибкой, но делать это, начиная со слова «предположим», при этом мимика и интонация должны быть нейтральными;
  2. вместе с ребёнком проследить путь, который привёл к подобному решению;
  3. если ребёнок столкнётся с неверным предположением, которое привело к ложному результату, его надо похвалить;
  4. исправить ложное предположение на истинное, найти верное решение.

Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:

- положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
- понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы работы
- быть терпимыми к неопределённости.

Использовать можно такие приёмы как:

- кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.

Рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса к теме занятия, побуждения детей к дальнейшему исследованию. Кроме этого, кластеры могут превратить урок в увлекательную игру.

- инсерт, или условные значки.

Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “v” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

- таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

- “дерево предсказаний”. Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” - аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приёмов - это мозговой штурм. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.

Мозговой штурм используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания. В применении рефлексии возможны такие приёмы:

- “мысли по аналогии”, т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии”: “На что похоже?”, “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

- “размышление от обратного». Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.

Прием «умный карандаш».

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

Делая вывод, я хочу сказать, что в процессе применения на своих уроках технологии критического мышления, я могу перечислить положительные стороны. По той причине, что именно приемы  критического мышления помогли по-новому построить мои уроки, развивать мышление учащихся, формировать интерес при работе с текстом, появилась способность работать в группе и работать с различными источниками информации. Основная особенность технологии критического мышления в том, что учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом, выделять основное и осмыслить свою работу, добывать знания, помогает развить речь и обогатить учащегося общением и размышлением.
В век модернизации и нано технологии просто необходимо критически мыслить не только ученикам, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критический мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную, здравомыслящую личность.

«Не уставайте задавать вопросы. Любознательность имеет особое право на существование. Человек не может не испытывать благоговейного трепета, созерцая тайны жизни и вечности, удивительное устройство окружающего мира. И хорошо, если каждый день находится кто-то, пытающийся понять хоть самую малость из этого таинства. Не утрачивайте с годами святой любознательности». Альберт Энштейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?         Эти вопросы ежедн...

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией

Методическая тема "Несплошные тексты как средство формирования умения работать с информацией"Презентация "Методический семинар"...

Формирование умения работать с информацией.

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ УСЛОВИЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ....

Использование рабочего листа как средства формирования умения работать с информацией

Представлен опыт работы по работе с информацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Сообщение :"Формирования умения работать с информацией как универсального учебного действия".

   Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учитьс...