Социализация младшего школьника через учебный курс «Мир вокруг нас»
статья на тему

Решня Вера Николаевна

Педагогический опыт в области овладения навыками социализзации актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая должна уметь самореализоваться и обладать определёнными нравственными принципами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_mladshego_shkolnika.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младшего школьника через учебный курс

«Мир вокруг нас»     

Мир детства – загадочный и неповторимый, его формирование начинается в семье, в том месте, где человек родился, иными словами  - с малой Родины. Развиваясь, ребёнок становится личностью. Когда ребёнок активно вторгается в окружающий мир и начинает осознавать свою необходимость и значимость в нём, только в этом случае он становится полноправным человеком, способным к позитивным преобразованиям.

Под социализацией младшего школьника педагог понимает процесс усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему уже сегодня быть востребованным и успешным. 

Педагогический опыт в этой области актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая может самореализоваться и обладает определёнными нравственными принципами.

Учебный курс «Мир вокруг нас» - это, прежде всего, мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет самые широкие возможности для развития его личности.

При изучении содержания курса ставится задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка. У  детей, наряду с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания.  Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире.

Еще одна особенность курса в плане социализации состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном  материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны. Для успешного решения задач социализации важны экскурсии и целевые прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Это может быть краеведческий музей, музей Тамбовского Волка, музей Почты, центр Противопожарной пропаганды. Это автобусные экскурсии по городу Тамбову с остановками у Вечного огня, у памятника Зои, Парка Победы, посещение автогородка.

Знакомство с профессиями и трудом людей проходит через посещение кондитерской фабрики, хладокомбината, хлебокомбината. Все мы понимаем, что трудно переоценить значимость таких экскурсий.

На основе формирования у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Вот почему считаю важным, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Оказывая помощь учащимся начальных классов в получении знаний о себе и о людях, о родной стране, о Тамбовской области, с её прошлым и настоящим, предоставляя информацию о городе Тамбове и о том месте, где ребёнок родился, помогаю  ему увидеть величие и красоту родной природы и стараюсь научить передавать свои впечатления в творческой деятельности ( в рисунках, в стихах, в сочинениях, в практической полезной деятельности), сформировать умения и навыки индивидуальной коллективной деятельности. Ребята создают  книжки-малышки, пишут сочинения, стихи, оформляют их красочно на листах. Эта деятельность дополняется конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. 

Таким образом, социализация младших школьников через учебный курс «Мир вокруг нас» способствует благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в обществе, обеспечивает более высокие результаты в любом виде деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.

Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения  социализации  младших школььников....

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В этой статье раскрыты взоимодействия семья и школа , как  два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом....

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы

Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсу...