Реализация преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования посредством применения конструктора ЛЕГО
статья на тему

Выступление на городской конференции по вопросам преемственности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация преемственности дошкольной и начальной ступени образования посредством применения конструктора ЛЕГО

(из опыта работы учителя ГБОУ СОШ № 12 Кицыной М.А.)

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Он должен  выражаться в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

Одно из приоритетных мест в образовательной деятельности дошкольников и младших школьников занимает игра, она по-прежнему значима и актуальна.  Использование игровых технологий на занятиях по подготовке к школе и в первом классе способствует облегчению процесса адаптации детей в условиях школы, повышая интерес и ускоряя процесс обучения.

Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.

Одним из таких способов является использование на занятиях с дошкольниками и на уроках первоклассников  конструктора ЛЕГО. Не секрет, что все дети любят играть с ЛЕГО. Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным.

На занятиях по подготовке к школе и на уроках в 1 классе я  использую  наборы ЛЕГО – ДУПЛА. Дошкольники с Лего уже знакомы и с удовольствием выполняют задания, используя детали  конструктора.

1.На занятиях по математике дошкольники используют кирпичики Лего для  развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел,  отрабатываются пространственные представления, отношения «длиннее», «короче», «выше», «ниже».

Отрабатывается понятия соотнесения числа с группой предметов: когда учитель показывает карточку с числом, а дети выкладывают такое же количество кирпичиков на плато.

Собирая из кубиков пирамидки, дошкольники понимают, что каждое последующее число отличается от предыдущего на единицу, учатся сравнивать числа, знакомятся с составом числа.

С помощью кирпичиков ЛЕГО выкладывают условие и решение простых задач

Первоклассники продолжают работу с деталями конструктора.

         Кирпичики Лего  помогают при изучении  и закреплении знания состава чисел до 10. Эта работа проводится парами и в группах. Обсуждая между собой, кто какой способ состава числа будет иллюстрировать, ребята ненавязчиво запоминают состав чисел.

          Помогают кубики Лего при решении задач на сравнение.

Ученики, иллюстрируя условие задачи на увеличение или уменьшение числа,  добавляют или убирают кирпичики, что помогает им выбрать арифметическое действие.

Образование чисел второго десятка и сложение с переходом через десяток – сложная тема. Но ученики гораздо лучше понимают и осваивают её, имея реальную возможность не только на теоретическое изучение, ни «пощупав» руками. Эту возможность дают кубики ЛЕГО.

2.Используются кубики ЛЕГО на уроках обучение грамоте

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим дошкольников с термином «звук». Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего -согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Учитель произносит различные звуки, дети иллюстрируют их деталями определенного цвета, или учитель называет слово, а дети иллюстрируют первый или последний звук в этом слове.

Учатся выкладывать  звуковые схемы  слов, состоящие из 3-4 букв.

 Работа над звуко-буквенным анализом слов  продолжается и в 1 классе. И снова на помощь приходят кубики ЛЕГО.

Первоклассники активнее работают на уроках со звуковыми схемами, им под силу выложить схемы   более длинных по количеству букв слов.

         При помощи кубиков составляем схемы предложений (выкладывается определенное количество деталей, соответствующее количеству слов  в предложении, обозначается заглавная буква в начале предложения и точка в конце предложения, не забывается правило написания собственных имен существительных

3.Подготовка к тестированию

Очень помогли кубики Лего при подготовке к тестированию (итоговой контрольной работе по русскому языку). Выкладывая схемы слов, ученики смогли ответить на трудные задания тестов:

1)Определи звуки, которыми отличаются слова: Маша-Миша, липа-лапа.

2)Выбери правильные утверждения к словам: пояс (4буквы, 4звука или 4 буквы, 5 звуков)

                                                                           метель( 6 букв, 6 звуков или 6 букв, 5 звуков)

3)Найди слово, в котором 2-ой по счёту звук мягкий согласный: льды

4)Найди слово, в котором 1-ый по счёту  звук мягкий согласный: ямки

4.Детали конструктора Лего мы используем на уроках литературного чтения.

Если дошкольники на уроках развития речи слушали чтение сказок учителя, отвечали на вопросы, то первоклассники уже не только сами читают сказки, но и используют элементы драматизации, создавая небольшой ЛЕГО-театр. Они сами  выстраивают декорации к прочитанным сказкам, распределяют роли, озвучивают героев, сопереживают происходящие события.

5.Использовали конструктор Лего в проектной деятельности. Создали классный проект «Живая Азбука». Каждый ученик выбрал букву, нарисовал ее, собрал из кубиков ЛЕГО, самостоятельно  подобрал стихи про свою букву, а потом оформил свою работу на Масвоок-ах.

6.Большая возможность использовать конструктор ЛЕГО – уроки окружающего мира.

Вот один из примеров: Изучили тему «Когда жили динозавры», сходили в Палеонтологический музей. К следующему уроку ученики из кубиков сделали своих динозавров  и рассказывали, что они про них нового узнали.

Использование ЛЕГО  на уроках в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом  у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.

В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей....

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

СЕМИНАР «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1.     Современные проблемы пре...

Статья "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС".

Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС.

Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях внедрения ФГОС

В статье раскрываются основные методы и приемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях внудрение ФГОС...