Мастер класс по внеурочной деятельности " Я - исследователь" по теме " Тайны воды"
методическая разработка (3 класс) по теме

Степкаева Елена Анатольевна

Данный мастер  класс   показывает  структуру проведения внеурочного занятия " Я - исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx107.14 КБ
Файл master_-_klass.pptx926.27 КБ

Предварительный просмотр:

                 Районное МО учителей начальных классов

                Мастер – класс по внеурочной деятельности

                                 « Я – исследователь»

Тема: Тайны воды.

Цель: : осмысление знаний о воде и её тайнах,  поиск ответов на поставленные вопросы через работу с различными источниками информации, применение полученных знаний на практике.

Задачи урока:

* самостоятельно раскрыть «Тайны» воды;

* извлекать необходимую информацию из книг и  источников  интернета;

* осознавать ценность воды и необходимость нести ответственность за ее

   сохранение;

* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы.

  1. Организация внимания.

-Здравствуйте.  У нас сегодня с вами  занятие, на котором мы с вами будем исследователями, будем учиться составлять проект. Для этого мы разобьёмся на 4 группы.

2. Актуализация.

-Посмотрите на экран. (слайд2) Что общего между этими предметами? (они все состоят из воды)

-А что вы знаете о воде? Перечислите. (дети перечисляют свойства воды, называют состояния воды)

-Молодцы! Как много вы знаете о воде.

- Я обобщила ваши ответы и вот, что получилось. ( слайд 3)

  1. Постановка задач и темы урока.

-Давайте поиграем. Я читаю вопросы, которые начинаются со слов: «Знаете ли вы…», а вы обсуждаете ответы в группах. Если вы верите, то ваш командир отвечает: «Да», а если не верите, то командир отвечает: «Нет».

  -Начинаем  (слайд  3,с таблицей вопросов)   (я по ходу заполняю таблицу)

- У нас в таблице появились и +, и -.

 Значит, что-то вы уже знаете, а что-то необходимо выяснить. Вот вы и поставили учебные задачи (слайд 4)

Задачи урока ( проговаривают учащиеся) : выяснить издаёт ли вода звуки, можно ли воду пить, имеет ли вода цвет и как вода преломляет свет.( слайд 5)

Как решить эти задачи?

-Нам это ещё не известно. А как по-другому можно назвать то, что нам неизвестно? (секрет)

-Как по-иному назвать секрет? (тайна)

-А тайна чего? (показываю на доску) (воды)(слайд 6)

Тема занятия : Тайны воды.

- Чтобы открыть тайну, что мы должны с вами сделать? ( провести исследование)

Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Исследовать – идти по следу.

 А как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

Какие методы есть у исследователя?

(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)

Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.

  • Подумать самостоятельно

  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

  • Понаблюдать

  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях

  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

  • Получить информацию у компьютера

  • Провести эксперимент

Какой первый и главный метод использует исследователь?

( Подумать самостоятельно)

 Конечно же, прежде чем приступить к исследованиям, сначала надо подумать самостоятельно.

- Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?

4. Работа в группах.

-Мы с вами в Академии наук, а каждая ваша группа-маленькая лаборатория, которая будет раскрывать тайну воды. Цели поставлены. А что дальше? ( получить задания)

Прежде, чем вы получите задания, я хочу напомнить, что должно лежать в структуре исследовательской работы: тема, основополагающий вопрос. Актуальность, цель, объект исследования, предмет исследования, задачи, гипотеза и обязательно в конце своей работы вы делаете вывод, подтвердилась ваша гипотеза или нет. ( слайд

Группа 1. Лаборатория звука.

Проблема: « Верите ли вы, что вода издаёт звуки?»

Группа 2. Лаборатория питания.

Проблема: «Верите ли вы, что воду можно есть?»

Группа 3. Лаборатория цвета.

Проблема: Верите ли вы, что вода не имеет цвет?

Группа 4. Лаборатория света.

Проблема: «Правда ли, что вода преломляет свет?»

- Если будут проблемы с выходом в интернет, скажите, я дам файлы с материалом.

  1. Представление мини-проектов  групп.
  2. Подведение итога.

- Давайте ещё раз вернёмся к  учебным задачам.

-Верно ли, что вода издаёт звуки?

-Верите ли вы, что воду можно есть?

-Верите ли вы, что вода не имеет цвета? От чего зависит цвет воды? У нас в селе есть дамба ( искусственное водохранилище), у неё коричневый и зелёный  цвет воды. Почему? Охрана водоёма.

-Что получается, когда капельки воды преломляют цвет? (радуга)

Что интересного узнали про радугу?

Вот некоторые из тайн, которые мы узнали о воде. Наше занятие   подошло  к концу, но Академия наук продолжает свою работу над раскрытием тайн природы.

-Я надеюсь, что вам понравилось быть исследователями и к этой работе вы привлечёте своих детей и в феврале месяце мы встретимся на окружной конференции « Ученик – исследователь». Желаю вам успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное МО учителей начальных классов Мастер – класс внеурочного занятия по теме: «Тайны воды» по курсу « Я – исследователь» учитель МОБУ Ромненской СОШ Степкаева Елена Анатольевна 2014 учебный год

Слайд 3

СОСТОЯНИЯ СВОЙСТВА жидкое твёрдое газообразное круговорот воды в природе без цвета без запаха без вкуса не имеет собственной формы растворитель теплоёмкая В О Д А

Слайд 4

1.Верите ли вы, что вода издаёт звуки? 2.Верите ли вы, что воду можно есть? 3. Верите ли вы, что вода не имеет цвета? 4. Верите ли вы, что вода преломляет свет? вопросы да нет + - + + + - - -

Слайд 5

Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?

Слайд 6

Тема : « Тайны воды» Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?

Слайд 7

1.Тема исследовательской работы отражает проблему в её характерных чертах. 2.Основополагающий вопрос.

Слайд 8

3. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. 4. Цель формулируется кратко и предельно чётко, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь.

Слайд 9

5. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. 6.Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации.

Слайд 10

7.Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. 8. Гипотеза - это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Слайд 11

Группа 1. Лаборатория звука. Группа 2. Лаборатория питания. Группа 3. Лаборатория цвета. Группа 4. Лаборатория света. АКАДЕМИЯ НАУК

Слайд 18

Итог урока Учебные задачи: Выяснить! Издаёт ли вода звуки? Можно ли воду есть? Имеет ли вода цвет? Как вода преломляет свет?

Слайд 19

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

Мастер-класс по внеурочной деятельности "Перелётные птицы". Работа с солёным тестом. Презентация

Презентация  "Перелётные птицы" составлена к курсу внеурочной деятельности "Мой край" 3 класс и отражает план работы с солёным тестом....

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год

Мастер-класс кружка внеурочной деятельности «Живой родник» РНС «Теремок» 1 класс Б 2018 год. Программа кружка внеурочной деятельности «Живой родник» создавалас...

Внеурочная деятельность по теме "Тайны фразеологизмов", викторина

Работа содержит викторину по теме "Тайны фразеологизмов"....

Внеурочная деятельность по теме "Тайны фразеологизмов", презентация.

Работа содержит презентацию по теме "Тайны фразеологизмов"....