Актуальность уроков литературного чтения.
статья на тему

Байдарико Ирина Константиновна

 

Актуальность   уроков   литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aktualnost_urokov_literaturnogo_chteniya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Учитель  начальных  классов

                                                                                     МОУ «СОШ№2»

                                                                                    Байдарико И.К.    

Актуальность   уроков   литературного чтения.

           Мы  выросли  в  20 веке  и  являемся  носителями  его  культуры.  Обучая  сегодняшних  первоклассников  чтению,  многие  из  нас  сталкивались  с  такими  вопросами:  чем  читатель  21  века  отличается  от  читателя  века  минувшего,  почему  так  не  просто  приобщить  современных  детей  к  книге?

         В  информационном  обществе  чтение  становится  занятием  для  интеллектуалов.  С  одной  стороны  возникает  потребность  в  высокообразованных  профессионалах,  а  с  другой  стремительно  увеличивается  количество  масс-медийных  технологических  новшеств,  помогающих  обходиться  без  чтения.

         Уже  в  начальной  школе  происходит  расслоение  на  читателей  и  рьяных  потребителей  массовой  аудиовизуальной   продукции.  Склонность к  тому  или  иному  типу  работы  с  информацией  проявляется  быстро.  Как  только  ребёнок  начинает  читать  самостоятельно,  он  демонстрирует либо  устойчивый  интерес  к  книге,  либо  желание  поскорее  избавиться  от  читательского  труда.  Включение  в  обучающий  процесс  развивающих  заданий  и  упражнений  помогает  удерживать  внимание  таких  разных  по  внутренней  установке  учеников.  Чтобы  организовать  «зажигательные» уроки  литературного  чтения,  надо  рассматривать  каждый  урок не  только в  рамках  начальной  школы,  но  и  в  контексте  культурных  реалий  сегодняшнего  дня.  Этими  проблемами   сегодня   озабочены   педагоги  и  родители,  библиотекари  и  учёные.  Одна  за  другой  собираются  научные  конференции:  

«Детская  литература  и  детская  книга:  актуальные  проблемы  изучения  ,  преподавания  и  интерпретации»  Ярославль  2002г  

«Детская  литература  и  воспитание» Тверь 2004-2007г

 «Мировая  словесность  для  детей  и  о  детях» МПГУ ,1995-2008г

          Реалия  первая

         В  повседневной  жизни  авторитет  взрослого  уже  не  столь  непререкаем,  как  было  двадцать  лет  назад.  Мы  выросли  в  системе  правил  и  традиций   где  взрослый  обладал  неким  запасом  знаний,  сильно  превышающим  возможности  ребёнка,  и  мог  диктовать  ему  свою  волю,  ссылаясь  на  собственный  опыт.  Сегодня  десятилетний  человек  умеет  так  обходиться  с  компьютерами,  сотовыми  телефонами  и  прочими « игрушками  цивилизации»,  что  взрослый  вынужден  признать  превосходство  ребёнка  и  брать  у  него  уроки  по  освоению  насущного  культурного  багажа.

             Реалия  вторая

Современная  индустрия  досуга  взрослых  является  эквивалентом  «субкультуры  детства»:  в  ней  смыслы  высоких   достижений  цивилизации  специально  адаптированы  к  интеллектуальным  и  эстетическим  запросам  массового  потребителя.  Дети  и  взрослые  читают  одни  и  те  же  книги,  смотрят  одни  и  те  же  телешоу.

             Реалия  третья

     В  настоящее  время  происходит  смена  универсального  канала  восприятия  информации.  Представители  книжной  культуры  привыкли  работать  со  словом.  Современные  дети  больше  доверяют  изображению  и  звуку.  Письменное  слово  не  является  для  них  непререкаемым  авторитетом.

        2007год  был  официально  объявлен  Годом  чтения.  В  этот  период  стартовала  национальная  программа  поддержки  чтения  в  России,  рассчитанная  на  2007-2020  годы.  Сегодня  чтение  становится  ценностью  как  в  сфере  образования,  идеологии,  культуры,  так  и  в  мире большого  бизнеса. 7 сентября  2006г  на  Московской  международной  книжной  ярмарке  прошёл  круглый  стол  «Детская  литература  до  и  после  Гарри  Поттера». На  нём  открыто  прозвучали  слова  о  том,  что  детская  литература  после  успеха  Джоан  Роулинг стала  прибыльным  занятием  и  пора  браться  за  пропаганду  «читающего  образа  жизни».

        Пока  запускают  пробный  национальный  проект,  пока  разные  издательства  ищут  спонсоров  для  новых  книг,  надо  каждый  день  выходить  к  доске  и  общаться  с  учениками.  На  качество  общения  во  многом  влияет  уверенность  в  том,  что  мы  можем  говорить  с  детьми  на  одном  языке  и  можем  подготовить  такой  урок,  на  котором  чтение  окажется  включённым  в  значимую  для  ребёнка  деятельность.  Мы  глубоко  уверены,  что  в  детстве  чувство  всегда  предшествует  размышлению  и  является  первым  учителем.  А  на  чувства  ребёнка  невозможно  повлиять,  если  не  прикоснуться  к  его  душе.           Чтобы  уроки  чтения  успешно  конкурировали  с  телевизором  и  компьютером,  учителю  начальной  школы  требуются  филологические  знания. Которые позволят  видеть  разные  уровни  анализа  произведения  и  помогают  расширить  представления  о  культуре  в  целом.  Голландский  учёный  Йохан  Хейзинг  тонко  подметил  «За  каждым  выражением  абстрактного  понятия  прячется  образ,  метафора,  а  в  каждой  метафоре  скрыта  игра  слов».

         Реалия  четвёртая

         Современная  книжная  продукция  для  детей  строиться  по  масс-медийному  стандарту:  подчёркнуто  неестественные  краски,  клишированные  образы,  ориентирующиеся  на  мультфильмы  и  комиксы,  быстро  сменяющие  друг  друга  кадры,  мозаичные  сюжеты.  Мгновенные  пространственные  перемещения.  Поэтому  школьные  учебники  сделанные  под  «вчерашнюю»  психологию,  обманывают  ожидания  учеников  уже  в  первом  классе.

             Реалия  пятая

      Чтение  как  обучающий процесс  требует   больших  интеллектуальных  усилий  со  стороны  ученика.  На  фоне  более  лёгких  способов  потребления  информации  оно  становится  менее  значимым  и  неконкурентоспособным.  Если  замкнуть  этот  процесс  рамками  школьной  дисциплины,  то  он  потеряет  всякую  привлекательность  и  превратиться  в  нудную  процедуру  по  отработке  навыка  чтения.

          Анализ  художественного произведения  учит  мыслить  метафорически.  Язык  масс-медиа  (слоганы,  клише,  цитаты)  забивает  каналы  восприятия  и  стирает  способность  мыслить  самостоятельно.  Метаморфическое  мышление  позволяет  находить  смысловые  связи  там, где  плоский  взгляд  не  найдёт  ничего  общего.  Умение  развернуть  метафору  и  понять  ядро  художественного  образа  обязательно  должно  дополняться  навыком  подбора  синонимических  высказываний,  позволяющих  свернуть  фразу  в  словосочетание  или  слово (рассыпать  золотые  лучи-  светить)  мы  то  сворачиваем  мысль  до  формулы,  тезиса  то  расширяем  её  с  помощью  аналогий  и  ассоциаций.  Урок  в  системе  Л.В. Занкова  формирует  ум,  душу  ученика.  Уроки   литературного  чтения образуют  духовную  базу  личности  ребёнка,  пробуждают  интерес  к  общечеловеческим  ценностям,  развивается  эмоциональная  сфера  ребёнка.  

          Принцип  центробежного  вращения  некого  тела  вокруг  ядра  лежит  как  в  основе  жизни  атома,  так  и  в  основе  существования  галактик.  И  этот же  принцип  служит  стержнем  художественного  произведения:   мысль  автора  как  бы  вращается  вокруг  некой  значимой  идеи,  которую  нельзя  до  конца  исчерпать  словами  и  можно  выразить  с  помощью  образа,  намёка,  символа.  Слов  всегда  меньше,  чем  выражаемых  смыслов,-  это  ключевое  правило   организации  художественного  целого.  Наша  задача  -  научиться  самим  и  научить  детей  считывать  скрытые  за  словом  смыслы.

      Итог:  «Чтение-  это  «окошко»,  через  которое  дети  видят  мир  и  познают  сами  себя.»    В. А.  Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

 Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...