Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе
статья на тему

Гусева Светлана Анатольевна

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.А. Гусева,

учитель начальных классов,

МБОУ «Фоминская общеобразовательная средняя школа» (г.Бийск)

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

В Федеральном государственном  образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования» [4 ].

Данное определение полностью совпадает с социальным заказом  родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок  в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться  к  ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.

На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество деятельностей. Каждая из деятельностей занимает в жизни разное положение, в определённые периоды какая-то из них становится ведущей, доминирующей. Для школьников таковой является учебная деятельность.

Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Деятельность бывает репродуктивной (получение результата  известными способами), продуктивной или творческой, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств.

И.А. Зимняя определяет учебную деятельность как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [1, с.172].

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [2, с.500].

Система (от греч. оиотеца — целое, составленное из частей, соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [2, с.460].

Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой  для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. К формированию у школьников учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала его обучения в школе.

Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность. Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Л.С.Выготский делал вывод о том, что обучение, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка, его содержанием должна быть система научных понятий.

Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования  должны стать действия.

Между обучением и психическим развитием стоит учебная деятельность. В организации непосредственно учебной деятельности главная роль принадлежит учителю, подчёркивал Д.Б.Эльконин.

К.Д.Ушинский говорил, что нужно дать детям самостоятельность, но такую, чтобы учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования требует от учителя не только чёткости в понимании общего смысла и назначения учебной деятельности, состоящего в конечном итоге в умении учить самого себя, но и знания её психолого-педагогической  значимости,  которую раскрывают структурно-содержательные особенности этой деятельности.

Н.В. Колпакова утверждает, что переход  в обучении на системно-деятельностный подход предполагает не снижение уровня обученности, а наоборот, повышения теоретического уровня обученности. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает развитие всех субъектов образовательной практики. Деятельностный подход в обучении дает возможность эффективно развивать универсальные умения [3, с. 9].

В Образовательной системе  «Перспективная начальная школа», по которой я работаю, накоплен опыт формирования  универсальных учебных действий.

Особое место в этой программе отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, которыми овладевают обучающиеся, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в данной образовательной системе заложена и может успешно реализовываться технология системно-деятельностного обучения.

Таким образом, системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.- 480с.
  2. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. – Режим доступа: http://www.rulit.me/ (15 мар. 2015).
  3. Технология конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода в основной школе: учебно-методическое пособие / Сост. Н.В. Колпакова. – Барнаул: АКИПКРО, 2013. – 44 с.
  4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

ИКТ как условие повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе

Презентация к выступлению на фестивале педагогических идей...

«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.

Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....

Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА БИБЛИОТЕКИ МЭШ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся при помощи компьютера. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в образование наложило свой отпечат...