Формирование оценочной деятельности младших школьников
статья на тему

Апханова Марина Григорьевна

Данный материал может быть полезен при проведении уроков. В материале даны методические указания по формированию оценки и самооценки школьников в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад43.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      МОУ Усть-Ордынская СОШ №4

                            Формирование оценочной деятельности учащихся

                             в условиях реализации ФГОС.

Апханова М.Г.

п.Усть-Ордынский

2015


Введение.

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик  имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена  или занижена.

Оценочную деятельность младших школьников мы   рассматриваем  как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов.

Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.

Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.

Формирование оценочной деятельности( обобщение опыта работы )

В организации формирования  оценочной деятельности  младших школьников можно выделить следующие места:

- интеллектуальные модули,  где  организуется работа  по ознакомлению  учеников с основными понятиями и способами оценивания;

- урочная деятельность, где   формируется  умение оценивать   результаты учебной деятельности, исходя из полученного опыта во время интеллектуальных модулей;

- внеурочная деятельность,  где   формируется  умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

 Особенностью интеллектуальных модулей  является то, что организуется  преимущественно коллективная и групповая работа, что позволяет достигать качественный результат, обеспечивать  уверенность  обучающихся.

Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:

- урок с преобладающей целью выработать способы оценки;

- урок, где оценивание является только этапом урока;

- обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый  контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.

На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, полученные на интеллектуальных модулях, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например.сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем я проверяю работы, но не указываю на ошибки. На следующем уроке организую проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.В диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;

– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?

Насколько он увлек вас?

Какие задания вам понравились, а какие – нет?

Что вы хотите посоветовать учителю?

К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

– При оценке работы ребенка особое значение придается:

упорству, старанию, труду;

достигнутому успеху;

личной позиции ученика;

мотиву, побуждению, стремлению;

возможностям ребенка достичь большего результата.

– Поощрение в ребенке: смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;

готовности защищать свою точку зрения;

творческого подхода;

пытливости, любознательности;

самоконтроля, способности оценить свою работу;

стремления находить и исправлять свои ошибки.

На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе  оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он  составляет план по коррекции своих проблем, после тренировочных упражнений по освоению того или иного способа действия на уроках, в индивидуальной работе в школе и дома, вновь пишет подобную работу, чтобы увидеть, удалось ли «решить свои проблемы». При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

 При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.При устном самооценивании ивзаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:

громкость, последовательность, выразительность, темп.

Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно.

 Варианты самооценки письменных работ:

  • Оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
  • Оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.
  • Прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах.

Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Используя на практике такой вид работы, пришла к выводу, что, оценивая себя, ученику сложно увидеть свой рост, так как шкалы находятся в разных тетрадях и на разных страницах. Поэтому в оценке письменных работ мы используем еще и балловую систему самооценки, которая

  • не привязана к пятибалльной системе оценивания и всегда изменяется в зависимости от работы;
  • разработка балловой системы происходит совместно учениками с учителем;
  • используется принцип относительности (учитывается объем и сложность предлагаемого материала).

Вместо шкал возможно использование для самооценки трехцветного индикатора:

  • красный – «Я не знаю, прошу помощи»;
  • желтый – «Сомневаюсь, не уверен»;
  • зеленый – «Знаю, умею».

Основные умения

№ задания

Прогностическая оценка

Итоговая оценка

Умею решать задачу по схеме

1

Умею составлять схему к задаче

1, 2

Умею составлять все возможные схемы по формуле

Последняя графа предназначена для оценки учеником уже выполненной работы до или после проверки учителем, в зависимости от цели пров

Предлагается образец такой работы по математике с оценочным листом.

Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Результаты тестово-диагностических, проверочных и контрольных работ детей учителя фиксируют в таблице «Учет выполнения учебной программы учащимися» по предметам. Время выполнения работы проставляется учителем самостоятельно с указанием даты. Это позволяет фиксировать все тестово-диагностические работы, проводимые в данном месяце.

Другим видом таблицы стал «Мониторинг уровня основных умений» по предмету. Он состоит из

  • колонки, в которой отражаются порядок и тематика стартовых, тестово-диагностических, проверочных, контрольных и итоговых работ;
  • колонки, в которой дети фиксируют выполнение работы в процентном соотношении (или баллах);
  • в следующих колонках указаны все темы по предмету, которые изучают дети в данном классе. В свою очередь каждая колонка с темой делится на части, в которых указывается пооперационный состав действий. При наличии их в работе, ребенок закрашивает соответствующим цветом нужный квадратик, показывая этим свою оценку. В соседнем квадратике учитель ставит свою оценку тем же способом.

Для заполнения этой таблицы целесообразнее использовать 4-хцветный индикатор: зеленый – «Хорошо знаю и могу помочь», синий – «Знаю», желтый – «Сомневаюсь», красный – «Не знаю». Заполнение такой таблицы позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых им в течение года, сформированность адекватности самооценки, осознание ребенка своего «роста», наглядно показать ребенку, что он уже знает и что ему предстоит узнать.

Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности.Проводятся школьные олимпиады по математике, русскому языку и литературному чтению, окружающему миру. Ученики выполняют различные интеллектуальные задания,выявляются победители.  Затем организуется проверка и оценка правильности  выполнения, обсуждаются причины ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально. Кроме того, ученики оценивают результаты своей деятельности  в процессе участия в различных конкурсах. Каждый ребёнок может объективно оценить свою работу, достижения.

Особо стоит отметить мероприятия-события. В процессе таких мероприятий организуется как объективная, так и субъективная (эмоциональная) оценка деятельности учеников. Например, наши ребята принимают активное участие в мероприятиях, которые проводит школьная библиотека.Это и классные часы, и встречи с известными людьми, и экскурсии. После проведения мероприятий дети делятся своими впечатлениями, пишут отзывы и пожелания, изготавливают памятные сувениры и поделки. Учащиеся сами учатся выражать свое мнение, прислушиваться к мнению одноклассников.

Выводы, рекомендации.

В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка  не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.

Придерживаюсь в своей педагогической деятельности приёмов  обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию:

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.  Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.    

Список используемой литературы:

1.Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. –М.:Просвещение. 2011

2.Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова,А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.

3.Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.Аркти.2007

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Уже второй год я работаю по апробации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) нового поколения. Наша школа входит в число пилотных школ Кемеровской области, которые ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности. Система оценивания заним...

Роль учителя в формировании оценочной деятельности младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учи...

Формирование оценочной деятельности младших школьников.

В статье представлен опыт работы по формированию оценочной деятельности, даны рекомендации, приемы и способы работы....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Формирование оценочной деятельности младших школьников...

Формирование оценочной деятельности младших школьников

Ребёнок, не познавший радости труда в учении,не переживший гордости от того, что трудностипреодолены, глубоко несчастен…Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, ро...