Презентация "Современные тенденции воспитания в школе"
презентация к уроку на тему
Перечень основных тенденций развития воспитания в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tendentsii.pptx | 187.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тенденция - «направление развития какого-либо явления, мысли, идеи» (Большой энциклопедический словарь
Тенденция 1. Направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка. Ребёнок должен осознать себя субьектом , к нему должны относиться как к субьекту . Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности , если: • будет побуждать его к свободному выражению своего Я; • поможет наладить диалог с другим Я; • научит предвидеть последствия своих действий; • создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять; • научит рефлексии, оценке результата своей деятельности; • поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата
Тенденция 2. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья ребёнка через занятия физической культурой и спортом В чём состоит деятельности педагога - трансляция знаний о ЗОЖ - создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся - формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом - использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования личности - социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.
Тенденция 3 . Повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном обществе. Задача : педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Культурное самоопределение— составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте. В границах прстранства различных культур ( искусство,телевидение,газеты,молодежные журналы,интернет ) и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению.
Тенденция 4 . Поиск форм «деятельного» патриотизма, конструктивных проектных форм патриотического воспитания Патриотическое воспитание в современной школе - это процесс взаимодействия детей и взрослых , направленный на развитие: - патриотических чувств, - патриотических убеждений, - устойчивых норм патриотического поведения, - патриотической социально значимой деятельности, приобретение опыта самостоятельного патриотического общественного действия.
Тенденция 5. Повышение роли системности воспитательного взаимодействия В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы , отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ. В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций: - системного построения процесса воспитания -концепции формирования образа жизни, достойного Человека -концепции воспитания ребёнка как человека культуры - концепции воспитания на основе потребностей человека - концепции самовоспитания школьника - концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
Тенденция 6. Активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию. Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду. В образовательном пространстве выделяются педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды. К педагогически организованным средам мы относим: - учебно-развивающую среду школы, - внеклассную досугово-развивающую среду. Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения : внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений
Воспитывающая среда - совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Воспитательная среда подразделяется на предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное окружение. Предметно-пространственное окружение школьника: обустройство помещений и территории школы, одежда школьников и педагогов создают психологический фон, становится фактором воспитания личности ( в случае, когда они « вочеловечены », когда материальные средства выступают для всех в школе как условие наилучшего состояния каждого члена коллектива, когда человек активно заботится об этом мире, творчески преобразуя предметное пространство школьного дома). Поведенческая среда школы: рождается как некая единая карта поведения, свойственного школьнику в данной школе: интонации в обращении, мимики и жестов при беседе, характера совместной деятельности детей и педагогов, способов разрешения конфликтов и сложных ситуаций этического порядка. Событийное окружение: совокупность событий, попадающих в поле восприятия воспитанника, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и основанием для жизненных выводов. Информационное окружение школьника: является воспитывающим, когда в школе есть культурно укомплектованная библиотека и читальный зал при ней; педагоги (в союзе с родителями) приобщают детей к домашнему чтению, грамотно используются ИКТ.
Тенденция 7: Активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью. Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для церкви . разработка образовательных программ по формированию духовно -нравственной культуры; возрождение народных ремесел , выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и т.д .); -вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности; - подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий формирование потребности в здоровом образе жизни(потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и др.); -развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса . Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики . Информационные технологии : - повышают и стимулируют интерес; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности ; -предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев; - предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы; - работа с графической информацией — сканирование, обработка, создание графических проектов (презентаций, видеофильмов и др.); работа со звуком — запись, обработка, монтаж, звуковое сопровождение различных мероприятий ; -использование компьютера в ходе внеклассных занятий и мероприятий
Тенденция 9: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя. Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией Каждому педагогу важно изменить угол зрения и свою позицию, увидеть в ученике растущего, как побег, саморазвивающегося строителя, стать садовником, и разыгрывать сценарии педагогических событий в соответствии с личностными особенностями учеников, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции , развить педагогический такт, деликатность. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.
Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. Каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм. Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её.
Спасибо з а в нимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"
В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...
Система воспитания в школе - национального возрождения №17
Новая система воспитания детей в многонациональной стране....
Экологического воспитания в школе
Участие в проекте совместно с СГУ "Зеленая Аллея Памяти"...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.
Интегрированный урок по русскому языку с элементами краеведения для учителей начальных классов по УМК «Русский язык» В. П. Канакиной. Цель использования краеведческого материала: воспитани...
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала.»
Тема проекта «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы на примере краеведческого материала». На нашей улице живет участник ВОВ Ахтырский В.И. Однажды я встретила его...
Современные тенденции воспитания
Современные тенденции воспитания...
Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"
В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...