ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по теме

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Зубкова С.А.

г. Губкин,

Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов

В условиях перехода образовательного учреждения на ФГОС ООО и связанные с ними изменения в системе школьного образования определяют новые  функции педагога-психолога  образовательного учреждения. Это качество результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создание системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.

В связи с этим система управления школой должна быть модернизирована: большое значение в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяет  место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, так как результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе.

Цель общеобразовательного учреждения – опираясь на богатейший опыт педагогики, продолжать в лучших традициях развивать систему образования и воспитания в школе в соответствии с требованиями времени, помочь осуществить каждому выпускнику школы своё жизненное и профессиональное самоопределение, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности.

Главной целью психолого-педагогического сопровождения является предоставление возможности педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным. Педагог должен сам владеть ситуацией в классе, сам определять перспективы своего развития и тактику взаимодействия с каждым учащимся.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Оказание психологической и педагогической помощи в адаптации каждого ребенка в новых социальных условиях.

2. Создание атмосферы доверия и взаимопонимания в системе учитель – ребенок – родитель.

3. Способствовать формированию умений и навыков ребенка, лежащих в зоне его ближайшего развития.

С психологической точки зрения психолого-педагогическая система сопровождения должна рассматриваться как преемственность начального образования и среднего. Важно, чтобы индивидуальное развитие ребенка прослеживалось комплексно и в учебно-воспитательный  процесс были вовлечены все участники: учитель начальных классов, классный руководитель, педагоги-предметники, родители ребенка. Ведь сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка.

В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, необходимо решить  три основные задачи:

1. Отслеживать  особенности психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.

2. Создавать психологические условия для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, методическая помощь, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей.

3. Создавать специальные психологические условия для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

Вопрос адаптации учащихся  особенно актуален в первые месяцы школьной жизни. Это обусловлено тем, что в это время начинают формироваться базовые учебные установки, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, система отношения ребенка к самому себе в контексте новой социальной ситуации развития. Все это в дальнейшем определяет возможности личностной самореализации человека в школьной среде. Важно, чтобы адаптация ребенка к новой системе социальных отношений, прошла без ухудшения его самочувствия и настроения, понижения самооценки, более того, была сформирована способность к полноценному физическому, личностному и социальному развитию в дальнейшем.

Перспективные задачи развития первоклассника:

- развитие интеллектуальных способностей: логического понятийного мышления, освоение культурного опыта в разных сферах человеческой деятельности (экологической, художественно-эстетической, трудовой и т.д.);

- формирование чувства полноценности-умелости, прежде всего в предметной деятельности и общении со взрослыми;

- развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды.

        Основная форма поддержки ребенка в адаптационный период – это  развивающие игры. Эти игры, имеющие глубокий психологический смысл для ребенка и детского коллектива, часто принимают внешне очень простые, незамысловатые формы, легки в исполнении, интересны детям. Как показывает опыт, педагоги, зная огромное количество таких игр и упражнений, нередко затрудняются при выявлении их психологического значения, анализа результатов игры, планировании целенаправленного воздействия на ребенка или группу в процессе тех или иных занятий. Именно в этом педагогу должен помочь школьный психолог.

        Работа с учениками строится на основе соблюдения следующих принципов: доверие, сотрудничество и конфиденциальность.        Психологическое сопровождение ведётся со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса:

- работа с обучающими: профилактическая работа с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, проведение тренингов  по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу, консультирование учащихся;

- работа педагогами школы:        активизация профессиональной рефлексивной позиции деятельности учителя, преодоление психологических барьеров деятельности учителя, активация инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы

- работа с родителями: просвещение и обучение родителей поддержке развития УУД школьников, профилактическая работа с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми.

        Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида

Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использова...

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Приоритетные направления моей учебной деятельности

   В современной начальной школе  ученики должны не только приобрести предметные знания, но и уметь овладевать современными средствами информации и применять их для самостоятельн...

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальск в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Структура психологического мониторинга учащихся начальной школы МБОУ «Гимназия №5» г. Северобайкальскв условиях психолого-педагогического сопровождения...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Психологическое сопровождение учащихся начальной школы

Выступление на конкурсе "Лучший педагог-психолог"...