"Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми"
консультация на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Выступление по теме: "Рекомендации педагогам при работе с гиперактивными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/spetsseminar.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

В моей голове сидит чертёнок,

который мне всё путает.

Я хотел бы сидеть спокойно,

хорошо учиться и быть послушным,

но я ничего не могу поделать

с этим чертёнком…        

Непоседа, живчик, вечный двигатель - все эти определения подходят гиперактивному ребенку.

И важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных правил работы, позволяющие научить понимать такого ребёнка и увидеть его сильные стороны. Данные правила и рекомендации пригодятся в процессе воспитания ребенка,  взаимодействие с ним  будет более эффективным.

Правила работы с гиперактивным ребенком:

         Правило 1. Не ожидайте всего сразу. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ёрзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, если вы одергиваете ребенка, то усилия переключаются на контроль своих действий, а     сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игр.

        Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

        Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное). Но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1. Введите  знаковую систему оценивания. Хорошее  поведение и успехи в учебе  вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель переодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.

11. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить. 
 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ 

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  2. Об истечении  времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать  совместно с ребенком систему  поощрений и наказаний за желательное  и нежелательное поведение.
  4. Выработать  и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
  5. Просить ребенка  вслух проговаривать эти правила.
  6.  Перед  началом занятия ребенок может  сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ  РЕБЕНКОМ 

  1. Отвлечь ребенка  от его капризов. 
  2. Задать неожиданный вопрос. 
  3. Не приказывать, а просить ( но не заискивать ). 
  4. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. 
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом ( пошутить, повторить действие ребенка ). 
  6. Выслушать то, что хочет сказать ребенок ( в противном случае он  не услышит вас ). 
  7. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу ( нейтральным тоном ). 
  8. Не читать нотаций ( ребенок все равно их не слышит). 
  9. Оставить в комнате одного ( если это безопасно для его здоровья ). 
  10. Не настаивать на том , чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес  извинения ). 
  11. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. 
     

 

Рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе.

      Помнить, что оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средства давления или контроля.

      При выставлении оценок ориентироваться только на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально – волевые качества.

      Иметь «установку на добро» – замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

      Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

      Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

      Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать оценку «2», а тем более «1».

      Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.

 

Уважаемые педагоги!

          Помните, что гиперактивность — это не поведенчесая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

            Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитетными указаниями и убеждениями.Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

            Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении. 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ

 ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ!!! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили:

1.     Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

2.     Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.

3.     Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!

4.     А вообще – запомните: похвала и порицание действует на нас сильнее, чем на других. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

      Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности ...

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

Памятка кратко формулирует основные принципы работы педагога с гиперактивными детьми (СДВГ)...

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными и гиперактивными детьми.

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляет...

Презентация "Особенности работы с гиперактивными детьми", автор педагог-психолог Потапова Н. В.

Определения гиперактивности и СДВГ, причины, особенности проявления, подробная характеристика ребёнка с СДВГ, сферы возможных нарушений, критерии выявления, методы коррекции, рекомендации педагогам и ...

«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»

Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми

Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми...

рекомендации педагогам в работе с гиперактивными детьми

Гиперактивные дети- Какик они? рекомендации педагогам...