Отчёт по теме самообразования "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"
статья на тему

Снегирь Татьяна Валерьевна

Данный материал предоставлен для отчёта на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorch._myshl._na_urokah_lit._chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения

     В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», а также в «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Особого внимания требует решение проблемы актуализации творческого потенциала учащихся в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей, субъективной активности и рефлексии, способствующих самоактуализации учащихся.

     «Творчество – это способность удивляться и познавать, умение отклоняться в мышлении от традиционных схем, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

     Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармоничного развития личности школьника.

     К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:

- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, нестандартные решения задач;

- ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, конструированием, изучением языков;

- познавательная активность, инициативность, способность к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;

- готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

     Однако формирование творческого характера в большей степени зависит от влияния родителей и других взрослых.

     Для формирования творческих способностей я опираюсь на условия, разработанные М. Р. Львовым.

  1. Свободная атмосфера в школе и классе: без менторства, без авторитарности; возможность выбора вида деятельности.
  2. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.
  3. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. Решение субъективно-творческих задач при изучении разных тем.
  4. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.

     Творчество следует развивать на занятиях по всем предметам. Однако литературное чтение и русский язык – это те предметы, которым принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Язык и речь являются средством исследовательской деятельности, исполнительских искусств – вокального, театрального, декламации, ораторского искусства. Язык – средство литературного творчества – поэзии, прозы, журналистики.

     Творчество детей возможно развивать и при восприятии читаемых литературных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, драматизации.

     Многолетний опыт работы позволил сделать вывод о том, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодических характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

     Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе.

Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения (таблица)

     При выборе творческих заданий я стараюсь учитывать индивидуальные особенности своих учеников. Правополушарные дети лучше справляются с такими заданиями как визуализация, инсценировка, иллюстрирование, придумывание жизненных задач, эмоционально близких детям. Левополушарным предлагаю задания на сортировку, группировку, классификацию, анализ понятия.

     Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные формы и методы работы, сочетать различные виды деятельности.

     В основе любой творческой деятельности лежит прогноз-предвидение, поэтому я часто использую чтение произведение с прогнозированием дальнейших событий, представлением образа героя. Так на уроке «Старинные сказочные герои переселяются в современные сказки. «Маленькая Баба-Яга». В. Авдеенко» перед чтением произведения я предложила детям: «Давайте пофантазируем! Закройте глазки, представьте себе маленькую Бабу-Ягу. Какой вы ее увидели?» А после прочтения первого отрывка спросила: «Отличается ли образ маленькой Бабы-Яги из сказки от того, который вы представили?» на этом же уроке ребята предлагали свое продолжение сказки.

     Большое внимание на уроках я уделяю чтению по ролям. Мы с детьми постарались сделать этот вид работы более интересным, мы не просто читаем, а ставим радиоспектакли. На уроке ребята распределяются на творческие группы, а на самоподготовке каждая группа готовит свое выступление. Дети распределяют между собой роли, выбирают ведущего, придумывают название соей радиостанции, репетируют выступление. На первом этапе этой работы я помогала своим малышам выполнить домашнее задание, но во втором классе они справлялись уже самостоятельно. Когда спектакль ставим сразу на уроке, то проводим пробы на роль каждого героя, выбираем дежурного по радиостанции. При проведении радиоспектакля используем ширму. Выступление начинает ведущий, который приветствует слушателей, сообщает какая радиостанция выходит в эфир, какое произведение услышат радиослушатели.

     В своей работе я обращаюсь и к драматизации произведений. Постановка спектакля – это творческая работа не только индивидуальная, но и коллективная, которая помогает привить любовь к чтению и размышлению, учит думать не только о себе, но и о других. В постановке спектаклей дети выступают не только как актеры, но и как костюмеры, режиссеры, декораторы. Важно и то, что в эту работу активно включаются и родители. К сожалению, эта работа требует много времени, поэтому чаще прием драматизации я использую во внеурочной работе по литературному чтению. Использование элементов драматизации создает условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогают ребенку в духовном и творческом самовоплощении.

     Мои ученики очень любят рисовать, а я стараюсь поддерживать и развивать  любовь к этому виду искусства. Работая над рисунком дети на основе воображения и знания жизни вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события. Я предлагаю своим ученикам нарисовать сюжетную картинку, отражающую момент действия в произведении, создать образ героя, сделать иллюстацию к пословице, фразеологизму, составить картинный план. При графическом иллюстрировании использую и аппликацию. Например, при создании образа героя предлагаю разные по стилю и характеру варианты одежды и прически, а дети выбирают то, что по их мнению больше подходит данному персонажу, лучше может раскрыть его образ. Такую работу провожу в группах, что позволяет детям высказать свое мнение, прислушаться друг к другу, найти наиболее точное решение.

     Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

Презентация на тему:"Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"

Краткий обзор способов работы над развитием творческого мышления в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова по учебнику Е. И. Матвеевой....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ на тему:"Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения через использование игровых технологий".

В данной работе описываются формы и методы работы с учащимися, направленные на развитие творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах....

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....