«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»
статья на тему

Долгаева Татьяна Анатольевна

В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школьной жизни. Речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянии на личность младшего школьника.

         ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uklad_shkolnoy_zhizni.docx32.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Уклад школьной жизни,

как средство воспитания личности

младших школьников»

        В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школьной жизни. Речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянии на личность младшего школьника.

               ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

                Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а программы по учебным предметам ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

               Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.

               Что же представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Под этим термином понимается особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, учениками между собой. Следует признать, что в каждой школе присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который  не в меньшей степени определяют образовательные эффекты, чем те авторские программы, по которым работают учителя этих школ. Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе.

              И начать мне хотелось бы с символики нашего образовательного учреждения. Это Герб, Флаг и Гимн, которые являются официальными  символами ГБОУ гимназии г. Сызрани и используются во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий общешкольного уровня, а также на спортивных соревнованиях в дни открытия и закрытия. Цвета и символы флага ГБОУ гимназии г.Сызрани отображают представление об укладе гимназической жизни. Флаг – цвета индиго  символизирует мирное небо, устремление к науке и знаниям. На флаге повторяются символы герба ГБОУ гимназии г. Сызрани: колонна, сова, символ мудрости и силы разума, раскрытая книга, глобус и лавровая ветвь.

        Приоритетными направлениями в работе кафедры начального обучения являются: развитие детской одаренности, гражданское воспитание и здоровьесберегающие технологии.

В течение 2014-2015 учебного года были проведены круглые столы по обмену опытом работы  учителей начальных классов с последующим обсуждением на заседаниях кафедры.  Педагоги гимназии приняли активное участие в методической работе  кафедры начального обучения. Были проведены круглые столы и семинары, на которых педагоги выступали с докладами по темам самообразования и обменивались опытом своей работы.

Темы заседаний кафедры:

  1. «Анализ работы кафедры школы за прошлый учебный год. Задачи кафедры на новый учебный год. Планирование работы.
  2. «Использование инновационных технологий  обучения».
  3. «Особенности организации работы с одаренными детьми: формы, методы, приемы, технологии».
  4. «Современный урок в начальной школе. Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
  5. «Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы за 2014 – 2015 учебный год».

22 октября 2014 года в начальных классах ГБОУ гимназии г. Сызрани был проведен методический день по теме: «Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД». Методический день проходил в три этапа:

I - фрагменты уроков и занятий по внеурочной деятельности для родительской общественности:

Класс

ФИО учителя

Предмет, кружок

Тема

1 «А»

Серюкова Валентина Ивановна

«Математическая мозаика»

Викторина

1 «Б»

Миронова Ольга Алексеевна

«Математическая мозаика»

Весёлый счёт

1 «В»

Федосеева Ольга Петровна

«Весёлая грамматика»

Звуки речи и буквы

3 «А»

Цыбаева Татьяна Анатольевна

Интегрированный урок, как средство формирования разносторонне-

развитой личности

II - фрагменты уроков и занятий по внеурочной деятельности для учителей начальных классов Западного управления образования и науки Самарской области:

Класс

ФИО учителя

Предмет, кружок

Тема

2 «А»

Бондаренко Светлана Семёновна

Окружающий мир

Полезные ископаемые

2 «Б»

Сарайкина Анна Николаевна

«Познаём мир вместе»

Мы – туристы. Страна, которая меня покорила,

её история

2 «В»

Дорина Елена Викторовна

Литературное чтение

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство с произведением

2 «Г»

Жукова НатальяАлексеевна

«Весёлая акварелька»

Дымковская роспись

3 «Б»

Прошкина Валентина Владимировна

Русский язык

Части слова

3 «В»

Зиновьева Светлана Владимировна

Литературное чтение

Обобщающий урок по разделу:

«Люблю природу русскую»

3 «Г»

Приданова Екатерина Валентиновна

Математика

Табличное умножение и деление с числом 6

4 «А»

Вирясова Елизавета Лаврентьевна

Интегрированный урок по ОРКСЭ и русскому языку

Покров Пресвятой Богородицы. Правописание слов с парными согласными

4 «Б»

Нестерова Наталья Викторовна

Математика

Формирование УУД на уроках математики. Нестандартные задачи

4 «В»

Айнединова Наталья Алексеевна

Русский язык

Части слова

4 «Г»

Атласова Светлана Васильевна

Окружающий мир

Тундра

        III этап – Круглый стол учителей начальных классов Западного управления образования и науки Самарской области, в ходе которого педагоги обменялись впечатлениями, высказали свои мнения по поводу увиденных уроков. Наиболее яркими и запоминающимися являлись фрагменты уроков и занятий, данных следующими учителями: Сарайкиной Анной Николаевной,  Прошкиной Валентиной Владимировной, Зиновьевой Светланой Владимировной, Нестеровой Натальей Викторовной, Айнединовой Натальей Алексеевной, Атласовой Светланой Васильевной.

            В начальной школе в 2014-2015 учебном году продолжилась работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время. Обучающиеся со 2 класса участвуют в олимпиадном движении. Олимпиады по предметам проводятся в разных уровнях: классные, школьные, муниципальные. Развитию способностей учащихся и достижению высоких результатов способствовало: 1) активное использование нетрадиционных форм, методов обучения в урочное и внеурочное время; 2) совместная работа кафедры учителей начальных классов с внешкольными учреждениями и родителями. В течение всего учебного года члены кафедры принимали участие в школьных, муниципальных и региональных мероприятиях и делились опытом работы.

   В течение 2014 – 2015 учебного года  на кафедре начального обучения проводились мероприятия (конкурсы и олимпиады) разного уровня и предметные декады:

С 22.09.14 по 29.09.14 проходила декада «Спорт, здоровье, школа». 

1. Учащиеся 1 – 2 классов приняли участия в школьном конкурсе рисунков «Спорт и я».

2. Учащиеся 1 – х классов  организовали калейдоскоп физкультминуток.

3. В 1 – 3 классах были проведены весёлые эстафеты на спортивной площадке.

4. Во всех классах начальной школы проведены классные часы и викторины на темы: «Здоровье, спорт, творчество», «Олимпийские игры».

5. Педагоги 3 – х классов организовали соревнование по миниволейболу.

6. В 4 – х классах прошла спартакиада.

С 20.10.14 по 28.10.14 была проведена декада окружающего мира. 

  • 1-2 классы

1. «В гости к осени». (Экскурсии в парк)

2. Конкурс поделок «Берегите природу!»

3. Проекты об окружающей среде.

4. Утренник «Золотая Осень!»

3 – 4 классы

 1. Конкурс пословиц: «Осень в гости к нам  пришла!»

 2. Конкурс сочинений на осеннюю тему.

 3. КВН. «Знатоки природы».

 4. Олимпиада по окружающему миру.

 5. Утренник  «Осенние фантазии».

Учащиеся вторых, третьих и четвёртых классов (48 чел.) приняли участие во Всероссийском конкурсе - игре «Гелиантус – 2014».

В школьном туре олимпиады по окружающему миру

приняли участие ребята 2 – 4-х классов.

Занятое место

Фамилия, имя учащегося

Класс

ФИО учителя

I

Шмалько Анастасия

Мучкаева Елизавета

Камаева Анастасия

2 «В»

3 «Г»

4 «Г»

Дорина Е.В.

Приданова Е.В.

Атласова С.В.

II

Товстоновская Софья

Соколова Дарья

Викторова Полина

2 «Б»

3 «Г»

4 «В»

Сарайкина Анна

Приданова Е.В.

Атласова С.В.

III

Сизова Елизавета

Кузьмин Александр

Костылева Ирина

2 «В»

3 «В»

4 «А»

Дорина Е.В.

Зиновьева С.В.

Вирясова Е.Л.

  1. С 17.11.2014 г.  по 27.11.2014 г. проведена декада русского языка. В  рамках декады  в первых классах прошли игры и викторины по темам: викторина «Еже ли вы вежливы», игра: «Найди слово», игра-викторина:  «Как мы говорим».
  2. Учащиеся вторых, третьих и четвёртых классов (112  чел.) приняли участие во Всероссийском конкурсе - игре «Русский медвежонок – 2014».
  3. Учителями третьих классов проведены презентации по темам: «Имена прилагательные в загадках», «Слова-омонимы», «Язык мой -  русский»…

В школьной олимпиаде по русскому языку приняли участие

2 - 4-е классы.

 Занятое место

Фамилия, имя

учащегося

Класс

ФИО учителя

I

Шмалько Анастасия

Винтова Екатерина

Шахова Юлия

2 «В»

3 «Б»

4 «Б»

Дорина Е.В

Прошкина В.В.

Нестерова Н.В.

II

Гусев Даниил

Масалина Дарья

Слепова Анастасия

2 «А»

3 «А»

4 «Б»

Бондаренко С.С.

Цыбаева Т.А.

Нестерова Н.В.

III

Воецкая Кира

Мишин Дмитрий

Федотова Алина

Пушкарёв Егор

2 «А»

3 «Б»

3 «В»

4 «В»

Сарайкина А.Н.

Прошкина В.В.

Зиновьева С.В.

Айнединова Н.А.

   С целью  развития творческих способностей и актёрского мастерства в 2014 – 2015 учебном году  педагогами начального обучения были проведены конкурсы чтецов по сезонам: «Осенние краски», «Зимушка – Зима»,  «Поговорим о маме», «Ветеранам посвящается».

  С 16.03.2015 г. по 25.03.2015 г. была проведена декада математики. Учителя 2-х классов провели  игру-соревнование «Час занимательной математики». Участие приняли 29 учащихся.

  1.  В 3-х классах прошла защита проектов «Математика в моей жизни». Учащиеся представили свои работы в виде рисунков, стихов собственного сочинения, загадок, ребусов…
  2. В первых классах учителя провели игру «Весёлый счёт».
  3. В рамках декады в 4-х классах Нестеровой Н.В. проведена математическая игра «Самый умный».

Учащиеся 3 - 4 классов с помощью педагогов делали доклады и сообщения, оформили стенные газеты «Это интересно знать!»

  1. Учащиеся вторых, третьих и четвёртых классов (102 чел.) приняли участие во Всероссийском конкурсе - игре «Кенгуру – 2015».

В школьной олимпиаде по математике приняли участие

2 - 4-е классы.

 Занятое место

Фамилия, имя

учащегося

Класс

ФИО учителя

I

Кожемякин Алексей

Малынина Полина

Викторова Полина

2 «В»

3 «В»

4 «Г»

Дорина Е.В

Зиновьева С.В.

Атласова С.В.

II

Мешеряков Никита

Мишин Дмитрий

Елисеев Михаил

2 «А»

3 «А»

4 «Б»

Бондаренко С.С.

Прошкина В.В.

Нестерова Н.В.

III

Григоров Иван

Веселова Дарья

Шахова Юлия

2 «А»

3 «В»

4 «Б»

Сарайкина А.Н.

Зиновьева С.В.

Нестерова Н.В.

  В 2014-2015 учебном году была продолжена работа над научно-исследовательскими проектами. Учащиеся 3-4-х классов выступили на школьной конференции  со своими проектами по разным предметам и сферам жизни.

   Учащаяся 3 «В» класса Малынина Полина (учитель: Зиновьева С.В.) приняла участие  на окружном   конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Гулливер - 2015». Она выступила с проектом по теме: «Плюсы и минусы обучения во вторую смену».

     В 2014 - 2015 учебном году учащиеся: Винтова Екатерина, Малынина Полина, Викторова Полина, Шахова Юлия были направлены на окружные олимпиады по русскому языку и математике.  Из-за карантина олимпиады были отменены.

                Учащиеся ГБОУ гимназии г. Сызрани  в 2014 - 2015 учебном году продолжают   участвовать в окружных и  Всероссийских  конкурсах:

- «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» - 76 человек. Из них призёров – 14 человек, победителей – 53 человека. Активно в этих конкурсах принимают участие обучающиеся следующих учителей:  Сарайкиной А.Н., Цыбаевой Т.А., Прошкиной В.В., Зиновьевой С.В., Айнединовой Н.А., Нестеровой Н.В.. 22 учащихся  стали лауреатами и 67 человек – дипломантами I, II и III степени (без учета результатов весеннего тура).

                Во всероссийских дистанционных олимпиадах «Вот задачка» центра развития мышления и интеллекта участвовали – 79 человек из третьих классов (учителя: Зиновьева С.В., Прошкина В.В., Приданова Е.В.). Из них 47 победителей и  24 призёра, 8 участников.    

               Во всероссийском заочном конкурсе «Перспектива» приняли участие 6 человек из 4 «Г» класса (учитель: Атласова С.В. Призовые места – 1 человек, 4 человека – победители.

               Во всероссийском заочном конкурсе «Золотая рыбка» в номинации литературное творчество по теме : «Они защищали Родину» приняли участие 5 человек  из 4 «Г» класса (учитель: Атласова С.В. Все ребята заняли призовые места.

В Международном проекте «Видеоурок.net.» активно участвуют учащиеся 4 «В» и «Г» классов. (учителя: Атласова С.В., Айнединова Н.А.). Всего приняли участие 36 человек. Из них – 22 победителя, 9 призёров.

         В течении всего учебного года эти же классы участвовали в открытых российских интернет-олимпиадах «Мета-Школа. Информационные технологии» центра гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии по русскому языку и математике. 32 участника. Из них 10 победителей и 15 призёров.

Ученица 2 «В» Новикова Ксения (учитель Дорина Е.В.) приняла участие в конкурсах: «ФГОС тест», Всероссийская олимпиада Международный дистанционный проект «Новый урок», Всероссийский конкурс «Марафоны», Дистанционный конкурс «Эрудит». В них она занимала 1 -2 места в разных номинациях.

Ученица 2 «В» класса Сизова Елизавета (учитель Дорина Е.В.) приняла участие в Конкурсе по историко-культурным достопримечательностям города Сызрани «Семейное путешествие - 2014», организованном Управлением по молодежной политике и туризму Администрации г.о. Сызрань.

             В 2014 – 2015 учебном году педагоги начального обучения с учащимися своих классов принимали участие в окружных и областных конкурсах разных номинаций.

  • Учащиеся 3 «В» класса Демидова Юлиана и Меньщикова Валерия (учитель: Зиновьева С.В.) приняли участие в Областном конкурсе «Календарь профессиональных праздников».
  • В окружном этапе областных Кирилло-Мефодиевских чтениях приняли участие 16 обучающихся 2 «А», 2 «В», 3 «А» и 4 «Б» классов (учителя: Дорина Е.В., Цыбаева Т.А., Бондаренко С.С.. Нестерова Н.В. Из них – 2 учащихся стали победителями окружного этапа, а учащаяся 2 «В» класса Сизова Елизавета (Дорина Е.В.) заняла 2 место по области.
  • Дипломами 1 степени Общероссийской  дистанционная олимпиада по основам православной культуры награждены 13  учащихся 2 «А» класса (Бондаренко С.С.)

           Следует сказать и о социальной одаренности. В этом учебном году педагоги уделили  огромное внимание патриотическому воспитанию. Все классы приняли участие в конкурсах, посвящённых 70-летию Великой Победы.

  • В окружном конкурсе рисунков «Мы памяти этой верны» приняли участие – 16 человек из 1-4 классов.
  • В окружном конкурсе на лучший рассказ о герое ВОВы «Герои Самарской области» приняли участие – 8 человек из 2 «А» и 2 «В» классов.
  • Учащиеся 2 «В» класса (Дорина Е.В.)  приняли участие в окружном конкурсе на лучшее оформление школьного класса на патриотическую тему «Спасибо деду за Победу».

Результаты пока неизвестны.

   Учителем 4 «В» класса была организована работа над социальным проектом, посвящённым 70-летию Великой Победе. В течении месяца учащиеся1-4 классов рисовали рисунки, стенгазеты, которые были вывешены в вестибюлях гимназии, учили стихи, читали книги.  Айнединовой Н.А. был оформлен спорт. зал по военную тему. Там должно было проходить массовое мероприятие. Из-за карантина, мероприятие было отменено. Они прошли по классам. Это конкурсы стихов о войне и Победе, агитбригады, классные часы: «Помним, гордимся, благодарим». Особенно яркими были мероприятия в 3 «Б», 3 «В» и 4»В» классах. (Прошкина В.В., Зиновьева С.В., Айнединова Н.А.) Ребята читали стихи, пели песни на военные темы, в заключении выпустили в небо шары с голубями, на которых написали слова благодарности тем, кто погиб за нашу жизнь и счастье.

Учитель Атласова С.В. принимала участие в окружном конкурсе рабочих программ; в конкурсе «Золотая рыбка» в номинации «Методическая разработка». Заняла  2 место. В конкурсе «Медалин град» – 3 место.

Зиновьева С.В. обменивается своими методическими разработками на интернет сайтах. Активно участвует в семинарах и конкурсах  на сайте «Про школу».

        Реализация здоровьесберегающих технологий так же является одним из приоритетных направлений в работе кафедры начального обучения. В этом году продолжилась традиция проведения «Недели здоровья и спорта». В рамках которой были успешно проведены спортивные состязания, игры в параллелях (3 - 4 классы): «Пионербол», «Футбол»; «Весёлый старты» в первых классах; круговые эстафеты во вторых классах, соревнования «В здоровом теле здоровый дух!» прошли в третьих классах.    

           Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В основе уклада школьной жизни должны лежать базовые ценности, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

               Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

        В настоящее время человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"

выступление содержит информацию о типах школьного уклада...

«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»

Школа ( с лат. " скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный п...

«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»

Школа ( с лат. "скале") есть скалистая  лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушны...

Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.Одной из задач системы начального школьного образования является ...

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

      Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, но...

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...