От учебной задачи к проектной - естественный вектор перемен
методическая разработка (2, 3 класс) на тему
Ознакомившись с представленным материалом вы сможите провести мастер - класс , учебное занятие по проектной задачи для обучающихся 2, 3 классов. Проектная задача взята из журнала "Начальная школа" №3, март 2014 год. Вы познакомитесь как теоретическим материалом, так и на практике сможите выполнить 1 проектную задачу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnye_zadachi.rar | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
(Слайд 3)В этом году большинство школ района ввели новый предмет, связанный с решением проектных задач. Поэтому стал актуальный вопрос, а чем отличается проектная задача от учебной? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться вмести. И именно поэтому тема нашей секции звучит: «От учебной задачи к проектной – естественный вектор перемен».
Важнейшей задачей современного образования, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а также раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание его как личности готовой к жизни в современном мире. Сегодня решить современные педагогические задачи в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно- урочной формы организации образовательной деятельности, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образовательной деятельности, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.
Одной из таких форм является проектная деятельность. Но, по мнению большинства исследователей, проектная деятельность среди обучающихся начальных классов может существовать лишь в какой – то элементарной форме. Причинами этого является: физиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста; отсутствие необходимых для творческой проектной деятельности общих знаний у обучающихся начальных классов; отсутствие в самостоятельности в выборе темы; трудности в построении гипотез и формировании самостоятельных выводов; неумение аргументировано строить доказательства; слабое владение техническими средствами обработки информации.
Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит обучающегося начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.
(Слайд 4) Определяя понятие «проектная задача», стоит согласится с точкой зрения А.Б. Воронцова, что проектная задача- это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.
Проектная задача с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебная проектная задача с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Проектные задачи имеют творческую составную. Решая их, обучающиеся придумывают, фантазируют, ищут новые, не стандартные пути ранения, учатся работать в группе, помогать товарищам и учатся слышать и слушать друг друга. Для того чтобы система проектных задач в образовательной деятельности давала эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всей образовательной деятельности.
Каждая образовательная организация самостоятельно выбирает форму и порядок проведения проектных задач в начальной школе. Вот какие рекомендации мы можем вам дать:
- На проектные задачи выделить 1 час в неделю, включить его не во внеурочную деятельность, а в часть формируемую участниками образовательных отношений. В связи с тем, что на внеурочную деятельность обучающиеся ходят по желанию, а предметы из части формируемой участниками образовательных отношений обязательны для посещения всеми обучающимися, таким образом вы сможете формировать УУД у всех обучающихся.
- Название данного предмета выбирает ОУ. (Например «Все знаю, все смогу», «Первые шаги к проектной деятельности», «Проектные задачи»). Вам на этом часе, необходимо не только учить обучающихся решать проектные задачи, но и учить обучающихся, решать задания из комплексных стандартизированных работ, так как они направлены на формирование у обучающихся метапредметных результатов.
- Решение проектных задач может проходить на пришкольном участке, в школьной или сельской библиотеке, в столовой и других местах, все зависит от тематики и содержания выбранной проектной задачи.
- В расписание обучающихся 2-4 классов данный предмет поставить в один день и на одном уроке (например: в среду 3 уроком), для формирования разновозрастных групп или одновозрастных групп одной параллели, а также для презентации готового продукта для разных категорий слушателей.
- Рабочая программа пишется на данный предмет также как и на остальные предметы включенные в обязательную часть учебного плана.
- Обязательно необходимо прописать систему оценивания данного предмета в локальных актах и основной образовательной программе начального общего образования.
(Слайд 5) Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными, выполнятся как в одновозрастной, так и разновозрастных группах, группы могут быть как постоянными, так и подвижными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию при создание реального продукта.
Познакомимся со структурой проектной задачи и перейдем к практической части.
Кто знает, из каких частей состоит проектная задача?
(Слайд 6) Проектная задача состоит из трех частей:
- Описание проблемной ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации, так как формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации.
- Система заданий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество детей (1задание -1 обучающийся или 1задание 2 обучающихся).
- Итоговое задание. Место сборки «продукта», оформление итогового результата. Что значит «задача решена»? Это означает, что создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Перед тем как мы перейдем к практике и попробуем создать «реальный продукт» одной из проектных задач.
Кто мне скажет каким образом мы сегодня разделились по группам? (по желанию) назовите еще несколько вариантов деления по группам:
- по интересам,
- по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности,
- группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
- группы, объединенные по темпераменту;
- по ряду парт в классе;
- по номеру варианта (I и II вариант);
- соседи по парте;
- по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
- по половому признаку — мальчики, девочки;
- по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
- по дате рождения (четное, нечетное число);
- по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
- расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
- по считалочке;
- по жребию.
- Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч.
- Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения.
Перед вами листочки с номерочками выберите себе номер и прикрепите.
Таким образом, те у кого оказался листочек с номер 1 становятся экспертами в своей группе. Вам необходимо по ходу выполнения проектной задачи фиксировать деятельность каждого члена группы и группы в целом в экспертных листах. А все остальные являются членами группы и им необходимо будет создать «реальный продукт», а вот какой мы сейчас с вами и узнаем.
(Слайд 7) Проектная задача для обучающихся 2, 3- х классов по теме «День рождения буквы Ё»
Дорогие ребята! Сегодня вам предстоит показать свои возможности и способности в создании коллективного проекта. Вы будете оформлять небольшую книжку- малышку «День рождение буквы Ё». На эту работу 40 минут, за которые необходимо спроектировать и создать книжку. Затем нужно презентовать свой продукт.
Тема выбрана не случайно, ведь завтра, 29 ноября, отмечается День буквы Ё. Именно в этот день в 1783 г. русская азбука пополнилась еще одной буквой.
29 ноября 1783 г. в доме директоров Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний академии, обсуждался проект полного толкового словяно- русского словаря.
Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто- нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесенное ею слово «iолка», спросила присутствующих: «Можно ли изображать один звук двумя буквами?». Все промолчали, не зная ответа. И Екатерина Романовна предложила использовать новую букву Ё. Доводы Дашковой показались убедительными. 18 ноября 1784 г. буква Ё получила официальное признание.
После этого буква Ё в течение 12 лет изредка появлялась лишь в рукописном виде.
Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё». Затем последовали слова «огонёк», «пенёк». Гавриилом Романовичем Державиным употребляется первая фамилия с буквой Ё – Потёмкин. Таковы первые шаги Ё по страницам книг.
Формально буква Ё вошла в алфавит (и получила порядковый номер) только в советское время. Последующие 14 лет художественная и научная литература выходила с использованием буквы Ё, но в 1956 г. по инициативе Никиты Сергеевича Хрущева были введены новые, несколько упрощенные правила орфографии, и буква Ё вновь стала необязательной.
Ныне вопрос об употреблении Ё стал предметом научных споров.
В 2005 г. в Ульяновске букве Ё даже был установлен памятник.
Согласно действующим правилам русской орфографии и пунктуации, в обычных печатных текстах буква Ё употребляется по выбору. Однако по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана с буквой Ё.
Ё, ё – 7-я буква русского и белорусского алфавитов. В русском языке Ё почти всегда ударная.
Внимание! Вам предстоит выполнить задания. Работайте дружно и слажено.
Перед вами текст, используя этот текст сформулируйте цель и составите план работы над проектной задачей. Вам на эту работу 3-х минут должно хватить.
(Варианты групп) Давайте заслушаем несколько вариантов составленных вами планов.
Давайте воплотим в жизнь составленные вами планы и поздравим букву Ё с праздником, только не забудьте, что вы должны не только создать, но и презентовать аудитории ваши книжки – малышки.
Работа групп
Молодцы! Все справились с заданиями, давайте организуем презентацию ваших книжек- малышек, а экспертам необходимо заполнить Карту наблюдения, которая называется «Оценка выполнения итогового задания группой»
Презентация «продуктов»
Итак, на этом работа над проектной задачей не заканчивается нам с вами необходимо провести анализ вклада каждого из вас в общую работу группы. Для этого заполните листы самооценки. А чтобы эксперты не скучали попробуйте проанализировать ваши экспертные листы и сравнить с заготовленными.
(Варианты листов самооценки и экспертных листов)
Так как проектная задача направлена на формирование метапредметных результатов давайте проанализируем, на какие компетенции были направлены задания из данной проектной задаче?
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ:
-Анализировать и обобщать
-Устанавливать аналогию
- Представлять информацию
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
-Определять цель
-Планировать деятельность в группе
-Работать по плану
-Оценивать степень успешности достижения цели по критериям
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
-Работа в группе
-Создавать письменные тексты
-Излагать свое мнение, аргументировать его.
Остался последний шаг это размещение результатов проектной задачи в портфель достижений обучающихся. Что нам необходимо будет поместить в портфель достижений обучающихся? (Лист планирования, лист самооценивания, результат «продукт» (фотография, текст, схема), и экспертный лист (прописаны результаты конкретного обучающегося)).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»
Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...
"Развитие универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности"
Статья в помощь учителю начальных классов....
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
В статье рассмотрены результаты проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами проектной деятельности.
Дипломная работа....
«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»
Выступление на семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...
Рабочая программа учебного курса "Решение проектных задач"
Рабочая программа разработана для обучающихся 3-4 классов.Учебный курс «Решение проектных задач» Рабочая программа составлена с учётом методическо...