Формирование УУД в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века
статья на тему

Кутина Екатерина Викторовна

Методическая статья раскрывает особенности формирования УУД на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

на тему:

«Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Выполнила учитель начальных классов

       ГБОУ школы №320

       Кутина Екатерина Викторовна

Санкт-Петербург

2015 год

Введение

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». 

Федеральный образовательный стандарт нового поколения, для решения этих задач, вводит в процесс обучения универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом значении, этот термин можно определить как, совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Универсальные учебные действия в процессе изучения учебного предмета «Математика» по программе «Начальная школа ХХI века»

Формирование УУД учащихся происходит в контексте разных учебных предметов, при этом  каждый учебный предмет раскрывает различные возможности, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Большая роль при формировании УУД, в процессе обучения по программе «Начальная школа XXI века», отводится математике. Поскольку, в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

  • математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
  • логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
  • пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
  • техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты); 
  • комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства); 
  • математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).

Приемами формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах являются:

1. Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. 

В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия и т. д., умение различать обоснованные и необоснованные суждения, объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, создавая и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

2. Формирование коммуникативных действий, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, школьники учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах.

3. Формирование регулятивных действий – обеспечивает  использование действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются задачи для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, вычислительные и т. д.) Для решения этой задачи можно совместно с учащимися составить правила проверки решенной задачи, определяющие алгоритм действий. 

В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

4. Формирование личностных действий: обеспечивает умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование УУД:

  • «Математика», 1 класс (умение выделять существенный признак): По какому правилу расположены фигуры? Назови три следующие фигуры.

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\18.jpg

  • «Математика», 1 класс (умение оценивать результаты чужой деятельности):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\11.jpg

  •  «Математика», 1 класс (умение анализировать собственную работу, осуществлять контроль):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\12.jpg

Таким образом, мы видим, что программа «Начальная школа XXI века» осуществляет реализацию требований ФГОС НОО, в том числе способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий.

Перечень использованных источников:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  3. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд.. - М. Просвещение, 2010. – 120 с.
  5. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по математике (Образовательная программа "Начальная школа 21 века",1 класс).

Календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) №ДатаТема урокаТип урокаПредметноесодержаниеПланируемые результатыЛичностныеМетапредметныеПредметныеПодготовительный период (60 часов)...

Дидактический материал для 1 класса по математике по программе «Начальная школа XXI века»

Дидактический материал (карточки) используется на уроках математики для организации самостоятельной работы, проверки знаний учащихся....

Рабочая программа Обучение грамоте по программе Начальная школа 21 века

Рабочая программа по Обучению грамоте по программе Начальная школа 21 века, 1 класс...

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...