Формирование УУД через проектную деятельность.
статья (4 класс) на тему

Мишкова Ирина Георгиевна

Тема «Формирование УУД через проектную деятельность».

         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                                                                                                                                                                                       Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.                                        Используя  на уроках и во внеурочной деятельности проектную  деятельность, я стремлюсь  развивать у учеников  самостоятельность, критическое мышление,  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения,   самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины, активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы,  взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.   

Я хочу привести примеры  своей  проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_formirovanie_uud_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема «Формирование УУД через проектную деятельность». 

         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.                                                                                      Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу.                                           Используя  на уроках и во внеурочной деятельности проектную  деятельность, я стремлюсь  развивать у учеников  самостоятельность, критическое мышление,  размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения,                                                                                                                                                                                                                         самостоятельно формировать глубокие знания и развивать необходимые умения в области изучаемой дисциплины, активно участвовать в планировании, создании проекта, повторении пройденного и проведении презентации выполненной работы,                                                                                                                                                                                                                              взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значительным для решения поставленных задач, научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли.  

Я хочу привести примеры  своей  проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Проект "Мой Пушкин".(урок литературного чтения и внеурочная деятельность)

1. Разработка проектного задания.

Наш проект продолжался 1 неделю. В первый организационный день мы выявили с детьми проблему "Что мы знаем об А. С. Пушкине?" Как оказалось, мы вспомнили только 1 стихотворение и сказку о золотой рыбке, которые изучали в 1-2 классе.                                                                                                 Сделали вывод, что знаем мы немного и поставили перед собой цель - изучить некоторые этапы жизни и творчества великого поэта.

Перед собой я поставила следующие задачи:                                                                               1. Научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;                 2.Прививать умение работать в группе;                                                                           3.Развивать речь, творческие способности;                                                                                                     

4.Прививать любовь к литературному чтению.                                                        5.Вызвать интерес к творчеству Пушкина.

Далее мы выделили основные периоды детства А. С.Пушкина, и в соответствии с ними определили подпроекты:                                                                                                              -детские годы поэта;                                                                                                               -роль бабушки и няни в творчестве А. С. Пушкина;                                                                                        -лицейские годы.

На этой основе создали три группы. Все группы идентичны: в каждую входит докладчик, декламатор, художники - дизайнеры. Функции каждого объясняются. Причём роли выбираются по желанию, так как дети делают хорошо то, что им нравится. Далее, ставятся задачи для каждой группы и каждого ученика, даются задания и опорные вопросы, предлагается придумать название, обсуждается конечный продукт.

Задача первой группы:                                                                                                                    Подготовить выступление о детстве А. С. Пушкина;                                                                                Задача второй группы:                                                                                                                                                       Подготовить выступление о самых близких для него людях (о няне и бабушке);            Задача третьей группы:                                                                                                                     Подготовить выступление о лицейском периоде                                                                                        Задачи для каждого участника:                                                                                                             докладчик - подготовка сообщения по теме.                                                                                      декламатор - выбрать из предложенных и выучить стихотворение Пушкина о данном периоде.                                                                                                                   художники - дизайнеры - подготовить рисунки для викторины "Мои любимые сказки", помочь в оформлении странички своей группы.

2. Разработка проекта.

Детям дается 2 дня для подбора информации, в течении этих дней мы также вспоминаем сказки Пушкина ( читаем и смотрим мультфильмы).                                                          Следующий этап - это работа по группам - 4 день.                                                                                          Собираемся по группам, выбираем название, прослушиваем подобранный материал, даем рекомендации, советы определяемся с оформлением странички группы, тематикой рисунков.

Далее - 2 дня на оформление работ, создание рисунков, подготовке наизусть стихотворений, в последний день так же оформляем совместно с художниками стенд "Любимые сказки", странички для выступления групп, причем дети увлеклись и в течение проекта рисунки делали не только художники, но и все остальные участники групп.

3. Презентация.  Презентация проходила в форме устного журнала.

4. Рефлексия.  Рефлексия проходила в два этапа?

Первый этап на уроке.                                                                                                                               Детям задавались следующие вопросы: - Скажите, пожалуйста, что для каждого из вас было интересным на уроке? Что было сложным в подготовке проекта? За что можете похвалить друзей?                                                                                                                                          

Второй этап через неделю, после изучения темы.                                                                                                                                                Когда информация отложилась в голове, оформилось целостное впечатление о творчестве Александра Сергеевича - дети писали по выбору сочинение "Мой Пушкин" или стихотворение в форме синквейна. Анализ работ показал, что детям запомнились не только свои выступления, выступления своих групп, но и остальных ребят. Учащиеся в работах легко апеллировали и данными из жизни Пушкина и содержанием произведений.

Проект "Я и мое здоровье".

Данный проект можно назвать мини-проектом, так как рассчитан на 2 урок и был реализован в 2 классе на уроке " Окружающий мир" и во внеурочной  деятельности.

Проблема проекта: "Что могу делать я сам, для того, чтобы быть здоровым?"

Цель проекта: Обобщить правила здорового образа жизни и разработать памятки рекомендации по проблеме.

Направления исследования:                                                                                                   Соблюдай чистоту и правильно питайся.                                                                                          Занимайся физкультурой и спортом.                                                                                                                           Имей прекрасное настроение.                                                                                                                 Что вокруг может быть опасным?                                                                                                            В конце урока нами совместно будет создана книжка " Если хочешь быть здоров…" с рекомендациями по сохранению здоровья. 

 Памятка « Правила здорового  питания».

1.Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.                                                                                                                                                                                                  2.Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.                                                                                                                                              3.Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.                                                                                                                                        4.Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.                                                                                                                                            5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

Памятка « Если хочешь быть здоров»
1.Соблюдать режим дня!
 
2.Соблюдай режим питания!
 
3.Соблюдай чистоту и порядок!
 
4.Занимайся спортом и физическим трудом!
 
5.Делай ежедневно зарядку!
 
6.Совершай прогулки на свежем воздухе.

Памятка «Правила ухода за кожей». 

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2.Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.

3.Надо регулярно подстригать  ногти и волосы.

4.Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

5.Нужно закаляться.

6.Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики).

7.Заниматься спортом.

Антистрессовый массаж кожи .

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз).

2. Массаж запястьев круговыми движениями.

3. Массаж рук ( «Моем руки»).

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки).

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз).

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх).

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз).

На примере урока окружающего мира (обобщающий урок).                                                       Проект «Органы чувств человека».  

1.Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания – составление памятки «Как сохранить здоровыми органы чувств».                                                                      2.Ребята разбились на команды, каждая выбрала соответствующий орган чувств человека и результат - разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Вот такие правила-памятки предложили ребята одной из групп.                                                                                                      Памятка «Как сохранить зрение».

1.Книгу держать на расстоянии 30 см от глаз.                                                                                         2.Телевизор можно смотреть не более 1 часа в день.                                                                             3.Заниматься у компьютера нужно не более 30 минут в день, делая зарядку для глаз, которую мы делаем на уроках.                                                                                                           4.Нельзя читать лёжа.                                                                                                                    5.Есть больше ягоды черники и морковь.

                Памятка «Правила ухода за кожей». 

 1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.

3. Надо регулярно подстригать  ногти и волосы.

4. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

5. Нужно закаляться.

6. Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики).

7. Заниматься спортом .

                              Антистрессовый массаж кожи .

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз).

2. Массаж запястьев круговыми движениями.

3. Массаж рук ( «Моем руки»).

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки).

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз).

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх).

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз).

 Все эти проекты формируют  универсальные учебные действия:

-коммуникативные – умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей;

-информационные – для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги;

-познавательные - умение воспринимать  и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты, использовать знаково-символические средства, овладения действиями моделирования;

-личностные - формируют внутреннюю  позиции ученика, способность к самооценке, установка на здоровый образ жизни;

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.                                                                               Методических рекомендаций по организации работы в  проектной деятельности:

1.Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;                                                                                                                                                    2. Не сдерживайте инициативы детей;                                                                                                        3. Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;                                                                                                                                          4.  Не спешите с вынесением оценочных суждений;                                                                                                          5.  Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:                                             - самостоятельно выявлять проблемы;                                                                                                      -прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;                                                         -формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;                                                       - учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;                                                                                                                                                                         6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Литература:

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения).

2.  Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред.А.Г.Асмолова. –  М.: Просвещение, 2010.-152с.

3.  Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010.

4.  Господникова  М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...