рабочая программа по обучению грамоте УМК перспектива
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_1_a.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 «Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

Согласовано

с Управляющим советом

Протокол №______

От_______________

Введено в действие

Приказ ГБОУ ШМК Бибирево №________

От________________

Согласовано

Зам.директора по УВР

ГБОУ ШМК Бибирево

____________________

Могильниченко Т.Н.

«___»________2015г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ШМК

Бибирево

______________________

Артамонова М.П.

«____»_________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обучению грамоте (чтение и письмо)

Ступень обучения (класс) _1 класс__основное общее образование

Количество часов за год____________184_____________________

Количество часов в неделю___________8_____________________

Уровень _______________________базовый___________________

Учитель __________Абрамова Т. А._______________________________________

Педагогический стаж___29 лет___________________________________

Квалификационная категория____высшая___________________________

                                         2015-2016 учебный год

Рабочая программа

на 2015-2016 учебный год

Предмет: обучение грамоте. 1 класс.

Количество часов:

всего   184 часов;   в неделю   письмо  - 92 часов (4 часа в неделю)

                                                    чтение  - 92 часов (4 часа в неделю)

Программа составлена на основе примерной программы начального общего образования   и на основе федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ (начальное  общее образование).

УМК «Перспектива». Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

 Сборник рабочих программ. М. «Просвещение». 2011г.

Система дидактических принципов обучения: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

Примечание.  Виды учебной деятельности, планируемые результаты освоения материала указаны в пояснительной записке рабочей программы.                                                         

                                                                             


Обучение грамоте

Азбука.  Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.

1 класс. УМК «Перспектива»

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, локального акта об утверждении  структуры рабочей программы, а также планируемых результатов начального общего образования на основе УМК «Перспектива».

     Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

    Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

     В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

     Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

     Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

    Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

     Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

    Период обучения грамоте включает три этапа:

      1. Подготовительный этап Учащиеся начинают  работу с материалом из первого раздела, который называется   «Давайте знакомиться!» Его цель — ввести детей в мир общения, помочь установить контакты между ними, создать на уроке атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви. Коммуникативно-речевые ситуации стимулируют развитие речи учащихся, побуждают детей к высказыванию своего мнения и суждения.
      На уроках параллельно с устной речью начинает формироваться письменная речь: от ее предметно-практического уровня (жесты, мимика, пиктограммы и др.) к знаково-символическому и алфавитному, звукобуквенному письму.   Усвоение языка начинается с конкретных представлений о слове и его номинативной функции, о слове как имени человека, как названии предметов окружающего мира («Мы узнаем мир по именам»). Из слов, записанных с помощью пиктограмм, дети составляют предложения и тексты.    Постепенно слово, выступающее перед ребенком сначала со стороны значения (смысла), раскрывается для него со стороны звучания (звуковой формы). Вводятся модели слов, которые дают наглядное представление о взаимосвязи звуковой формы со значением слова. Привлечь внимание детей к звучанию слова помогают рифмовки, считалки, стишки с элементами звукоподражания, акцентирующие внимание на звуковой стороне слова.    Звуковой анализ проводится на всем диапазоне звуков русского языка. Изображение звуков в схемах мотивированно — оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком.    Умение общаться развивается у детей при изучении таких микротем, как «Общение в мире людей», «Общение в мире природы», «Общение с использованием знаков-посредников». Дети учатся различать устные и письменные формы общения, обращают внимание на слова как средства общения людей, учатся решать не только речевые, но и нравственные задачи в процессе общения.
      Одновременно с азбукой дети работают
с прописью №1 «Рисуй, думай, рассказывай», которая готовит руку ребенка к письму, учит ориентироваться на рабочей строке, упражняться в развитии логического и ассоциативного мышления.


    2.
Основной этап обучения. Учащиеся работают с материалом из второго раздела азбуки, который имеет название — «Страна АБВГДейка». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Школьники обучаются первоначальному чтению и письму, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.     При обучении первоначальному чтению применяется все разнообразие аналитико-синтетических упражнений, представленных в игровой наглядно-образной форме.     Установка на чтение словами реализуется в материалах, подобранных с учетом универсальных принципов различения и узнавания буквенного состава слова и ориентированных на одновременно целостное и дифференцированное восприятие слова. Активно используются разные формы чтения: послоговое, целыми словами, темповое, интонационное, выразительное.    Структура и содержание азбуки предполагают использование вариативных методов обучения грамоте, вплоть до самообучения (самостоятельное «открытие» учащимися каких-либо элементарных языковых закономерностей и т. д.). Осуществлять это несложно, так как содержание азбуки выстраивается в логике развития познавательных процессов ребенка при освоении им грамоты. Развитию творческой самостоятельности учащихся способствуют разнообразные коммуникативно-речевые задачи, ставящие детей в ситуацию выбора учебного материала и заданий к нему. Это отвечает природе ребенка и развивает положительное отношение к учению. Вводится работа в парах (постоянного и переменного состава), которая предусматривает помощь в чтении отстающим детям со стороны более подготовленных. На уроках складываются условия для взаимообучения и интенсивного продвижения вперед каждого из учеников.     «АБВГДейка» обеспечивает активную деятельность всех учащихся, имеющих различный уровень подготовки к школе. В самом начале учебника читающим детям предлагаются тексты для чтения.     Интерес ребят к чтению, к книге всемерно поддерживается: на страницах азбуки ребенок встречается с любимыми героями детских книг, знакомится с новыми произведениями.
      Лексика «АБВГДейки» ориентирована на большую и разнообразную работу со словом. На простейших моделях учащиеся знакомятся с многозначными словами, синонимами, антонимами и омонимами, фразеологическими выражениями.     Значительное место отводится развитию речевых умений при составлении предложений и текстов. Систематическая работа со словом создает условия для формирования орфографических навыков и постижения образного языка художественных текстов.     При обучении письму вводится печатный шрифт, освоение которого способствует созданию у детей зрительно-двигательного образа буквы, благоприятно сказывается на ее усвоении. Однако основное внимание уделяется освоению письменного шрифта.     Дети осваивают правила русской графики, у них активно формируются первоначальные орфографические умения.  

    В основной (букварный) период они отрабатывают навыки письма и орфографические умения в прописях №2  и  №3 «Мой алфавит». 

   3. Обобщающий (послебукварный)  этап строится на материале третьего раздела азбуки «Про все на свете».     Основная задача этого периода - закрепить навыки осознанного чтения, обеспечить переход от послогового чтения к чтению словами.
      Однако литературная часть азбуки ориентирована не только на развитие навыка чтения, но и на развитие умения понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах. «Литературные секреты», представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образный язык художественных произведений. Имеются задания, стимулирующие литературное творчество детей, помогающие учителю строить уроки-диалоги, уроки общения читателя с писателем, книгой, ее героями.
      Параллельно с литературной частью азбуки идет работа
с прописью №4 «Пишу красиво». Главное назначение пособия — закрепить каллиграфические и орфографические навыки.

    Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.

Примерное тематическое планирование

Тематическое планирование по обучению грамоте

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

                  Давайте знакомиться (подготовительный этап) …40……. часов

                                      Мир общения    (  4 ч)

Введение в мир общения. Устная форма общения ,умение говорить ,слушать .Диалоговая форма общения , собеседники. Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке , держанию ручки .Ориентировка в тетради ; рабочая строка ; образец ;центр листа ; слева ,справа

 Линии прямые наклонные Сравнение их количества и направлений.

Моделировать ситуацию общения Составлять диалоги при работе в паре Разыгрывать сценки общения героев сказки.

Обводить и раскрашивать рисунки , штриховать ;Сравнивать линии по величине , количеству и направлению. Выполнять задания , ориентируясь на образец , контролировать выполнение упражнений.

                                           Слово в общении (4 ч)

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета и их роль в общении

Номинативная  функция слова.(служащая для называния чего либо).Слова названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Называть предметы по рисунку. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять слова по названию и картинкам. Обводить и раскрашивать рисунки , штриховать; сравнивать, линии по величине , количеству , направлению. Выполнять задания по образцу. контролировать выполнение упражнений

Помощники слова в общении. Общение без слов. Слова и предметы.( 10 ч)

Культура общения. Помощники в общении ; жесты , Мимика , интонация.» Общение с животными , с неодушевленными предметами , с героями литературных произведений,.

Разыгрывать сценки по сюжетам народных сказок Наблюдать за жестами, мимикой , интонацией героев сказок рассказывать эпизоды из сказок., использовать жесты и различные виды интонации.

Наблюдать за ролью интонации в речи.

Использовать разные виды интонации для выражения своего мнения к предмету рассказывания

Составлять рассказы с помощью предметов

Выполнять задания по образцу ,контролировать выполнение упражнений.

                       Рисунки и предметы в общении.  (6 ч)

Предыстория

Условные обозначения Знакомство со знаками дорожного движения.

Использование в общении посредников.(предметов , меток , рисунков)

Рисунки знаки –символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Первоначальное обобщение: жесты рисунки, знаки, слова -наши посредники в общении с людьми.

Слово как главное средство общения.

Моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков.

Составлять рассказ-объяснение» Как найти дорогу»

Составлять простейшие сообщения .Составлять устные высказывания,»записывать их с помощью рисунков или условных знаков.

Расшифровывать знаки , понимать их значение.

Делить сообщения на слова , определять их кол-во, последовательность.

Составлять простейшие сообщения, оформлять их на письме с помощью схем.

Обводить и раскрашивать рисунки, штриховать.  Сравнивать линии по величине, кол-ву и направлению.

           Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые согласные. (6 ч)

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов.

Письмо элементов печатных букв. горизонтальные и вертикальные линии, штриховка по образцу

Выполнять один из элементов звукового анализа. Выделять в словах звуки речи. Определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки. Сравнивать и характеризовать мягкие и твердые согласные звуки. Использовать условные знаки для их обозначения.

Штриховать и обводить предметы по образцу. Печатать элементы букв. Писать элементы письменных букв. Четко писать прямые наклонные линии

                           Звучание и значение слова.(2 ч)

Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как сложный языковой знак., Замещающий что-либо(вещь , предмет , действие)

Составлять простейшие модели слов. Различать значение слова и его звучание. Поводить звуковой анализ слова. Фиксировать  последовательность звуков на схеме и в слове.

Писать элементы письменных букв, штриховать по образцу.

Слова и слоги. Ударение в слове.  (4ч )

Слог. Слова и слоги . Слово назывная единица. Слог единица произношения. Слогообразующая функция гласных. Ударение. Ударный гласный звук в слове. Смыслоразличительная роль ударения.

Подготовка руки к письму. Элементы письменных букв.

Делить слова на слоги . Называть в слове гласный звук. Проводить слого- звуковой анализ слова. Расставлять знак ударения в звуковых схемах. Находить ударный слог в словах., обозначать его знаком ударения.

Писать элементы букв. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца.

                                 Слово и предложение.  (4ч )

Первоначальное представление о предложении. Сравнение предложения и слова. Модель предложения. Графическое обозначение его начала и конца. Общее представление о речи.

Обобщение . Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударения в словах.  Слово , его значение и звучание.  Предложение и схема предложения . Подготовка руки к письму.

Различать слово и предложения по их функциям. Оформлять начало и конец предложения . Записывать сообщение с помощью графической схемы. Переводить устные сообщения в предложения, записывать их с помощью схем. Давать характеристику звуков в звуковой схеме . Воссоздавать сюжет сказки с опорой на схемы.  Писать элементы букв . Соотносить написанные схемы с образцом. Оценивать свою работу на основе образца .

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (128 ч)

       Гласные звуки и буквы.   (24 ч )

Звуковой анализ. Характеристика гласных звуков , обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами.

Звучание и значение слова.

Гигиенические требования к письму. Формы строчных и заглавных букв . Алгоритм написания букв.

Два типа ориентировки: ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы.

Проводить звуковой анализ слов. Различать и соотносить звуки и буквы. Объяснять роль букв .Характеризовать гласные звуки . Обозначать шесть гласных звуков буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте.  Писать элементы букв строчные и заглавные.  Объяснять алгоритм написания букв.

Согласные звуки и буквы.  (78  ч )

Согласные звуки , обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки , их условное обозначение на основе звукового анализа  Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные .

Обозначение на письме мягкости согласных . Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов.  Слого-звуковой анализ слова. Правила переноса слова по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Правописание буквосочетаний жи-ши , ча-ща , чу-щу.

Слова с непроверяемыми написаниями (ученик, учитель, фамилия)

Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Подписывать изученные буквы под звуковыми схемами. Различать согласные и гласные звуки. Обозначать согласные звуки на схеме условными знаками и буквами. Характеризовать и различать твердые и мягкие согласные звуки. , звонкие и глухие  , Сравнивать слова-омонимы по значению и по звучанию.  Ставить в словах знак ударения. Выделять ударный слог.  Читать слова предложения и тексты. Делить слова на слоги . Определять кол-во слогов в слове.

Переносить слова со строки на строку по слогам. Писать слова с буквосочетаниями жи-ши , ча-ща , чу-щу. Различать формы строчных и письменных букв. Анализировать графические элементы букв согласных звуков. Читать предложения и тексты. Ориентироваться на строке при написании букв, писать буквы на строке. Различать строчные и заглавные буквы.

           Буквы е ,ё , ю .я.   (14 ч )

Дойное значение букв (в зависимости от места в слове), обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука, обозначение двух звуков: звука и гласного а, о. у, э.

Формы строчных и  прописных букв.

Находить буквы е, ё, ю, я. в словах. Различать их функцию (обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё, ю, я..  Читать слова с соблю дением элементарных правил орфоэпии.  Делить слова на слоги.  Произносит сложные по звуко-слоговой структуре слова в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения.  Различать строчные и заглавные буквы  Списывать с рукописного и печатного текста. Правильно называть элементы букв.  Сравнивать печатную и письменную букву.

                             Буквы ь  и  ъ  (12 ч)

Буквы ь и ъ  не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью ь знака.  Употребление ь и ъ как разделительных  знаков.  Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью ь знака и букв я , е , ё , ю , и.

Сравнение на письме слов с разделительным ь и ь как показатель мягкости согласных.

Правописание слов с твердым и мягким разделительными знаками.

Объяснять различие знаков и букв. Изображать слово с помощью модели.Фолмулировать ( с помощью учителя) основную мысль текста. Списывать и записывать под диктовку небольшие предложения соблюдая все нормы каллиграфии.  Применять самоконтроль при оценивании написанного.

Про все на свете ( послебукварный период.)  (16ч)

Общение. Позитивная модель общения.

Устная и письменная речь.

Слово . Его звуковая  форма и значение.

Звуко-слоговой состав слова.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в конце предложения. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Простейший анализ предложения.

Порядок слов и смысл предложения.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

Использовать в общении формы речевого этикета., ориентируясь на положительный стиль общения.

Выделять гласные и согласные звуки. Обозначать их буквами. Пользоваться словарем при написании слов с непроверяемыми безударными звуками.  Писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами.

Владеть сознательным , плавным слоговым чтением с переходом на чтение целыми словами (25-30 слов в минуту).

Составлять предложения по картинке

Определять кол-во слов в предложении.

Отличать предложение от набора слов.  Осмыслять роль предложения в речевом общении. Выделять предложения из речи. Оформлять их.  Устанавливать связь слов в предложении при изменении порядка слов. Дифференцировать

Составлять простые предложения по рисунку.

 слова на одушевленные и неодушевленные по вопросам Кто? Что?

Определять последовательность предложений в деформированном тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте,1 класс,УМК "Перспектива"

   Рабочая программа составлена и разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспита...

Рабочая программа по обучению грамоте, УМК "Перспектива"

Рабочая программа составлена по учебникам 2011 года, содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. К сожалению при загрузке часто "рвёт" таблицу и убирает или добавляет стол...

рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительные записки по обучению письму и русскому языку, календарно-тематические планирования с УУД, технологические карты....

Рабочая программа по обучению грамоте УМК " Перспектива"

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребно...