Особенности психического развития детей.
статья на тему

Таратынко Лилия Евгеньевна

Статья содержит теоретический материал об особенностях психического развития детей младшего школьного возраста, о свойствах их памяти, восприятия и воображения. Данный материал особенно интересен начинающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detey.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического развития детей

младшего школьного возраста.

        Чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи педагогам

начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

        Психолог Л.С.Выгодский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращение их в регулируемые, произвольные процессы.

        Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем про-

исходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагирова-

нию.

К моменту перехода  в 5-й класс школьники должны научиться самостоя-

тельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать,

находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

        Рассмотрим более подробно развитие  теоретического мышления у учащихся начальной школы.

        Ребёнок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное по-

нятие, необходимо научить его дифференцированно к признакам предметов.

Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых пред-

мет не может быть подведён под данное понятие.

        Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников  может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.

        На втором этапе нужно сформировать умение оперировать сущест-

венными признаками понятий, опуская признаки несущественные, т.е. речь

идёт о формировании такой операции логического мышления, как абстроги-

рование.

        На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на

формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и

несущественные признаки предметов и явлений.

При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий,

предметов и явлений.

        Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2-м

классах начальной школы.

          На четвёртом этапе (3-й класс) –школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому

 

этапу развития логического мышления можно отнести и формирование уме-

ния давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видо-

вое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса ( видовой отличи-тельный признак).

        Пятый этап: 3-4-й классы предполагает развитие аналитической дея-тельности. В умении анализировать связи между предметами и явлениями.

        К окончанию младшей школы у ребёнка должны быть сформированы

такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, ана-

лиз и синтез.

        К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

        Развитие творческого мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлек-сии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преобража-ет  познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям

и самим себе.  

« Память становится мыслящей»

                                                                 (Д.Б. Эльконин)

                                             

        В связи с относительным преобладанием деятельности первой сиг-

нальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная

память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это

объясняется тем, что механическая память у них развита хорошо и младший школьник ещё не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо за-

помнить дословно, а что в общих чертах), ребёнок ещё плохо владеет речью,

ему легче заучить всё, чем воспроизвести своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать матери-

ал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, со-

ставлять логический план текста.

        Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте

развивается в двух направлениях:

      - усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания;

      -формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регу-

      лировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

       Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития

       логического мышления.

        

К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способ-

ность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, дока-зательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно на-

учить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Имен-

но от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоми-

нает материал с установкой, что этот материал понадобиться в скором време-

ни, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится

точнее.

                

Восприятие становится думающим

        В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребёнка

становится:

- более анализирующим;

-более дифференцирующим;

-принимает характер организованного наблюдения;

-изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несёт функцию названия, т. е.является словестным обозначе-

нием  после узнавания предмета, у учащихся более старших классов слово-

-название уже является самым общим обозначением объекта, предшествую-

щим более глубокому его анализу).

        Развитие восприятия не происходит само собой, а идёт параллельно с

развитием мышления.

        Здесь велика роль педагога, который специально организует деятель-

ность детей по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять сущест-

венные признаки, свойства предметов и явлений.        

        В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сы-

грать и родители, организуя занятия с детьми.

        Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдатель-

ности  является сравнение. Развивая у ребёнка такую мыслительную опера-цию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом коли-

чество ошибок восприятия уменьшается.

Внимание становится произвольным

 

        Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроиз-

вольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредо-

точиться на неинтересном, ,на трудной работе ради результата, который

ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя

сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации

(перспективы получить пятёрку, заслужить похвалу учителя).

        Воспитание у младших школьников « далёкой» мотивации произволь-

ного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особен- ностями, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей.

        Начало обучения в школе стимулирует дальнейшее развитие непроиз-

 вольного внимания. Непроизвольное внимание становится особенно концен-

 трированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается на-

глядностью, яркостью, вызывает у младших школьников эмоциональное вос-

приятие. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом,

то, естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.

Формируется способность к саморегуляции

        На данном этапе такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия, проходят только начальный этап формирования. Затем они усложняются и закрепляются. Сначала эти качества распростра-

 няются только на ситуации, которые связаны с учёбой, а затем и на другие

сферы деятельности ребёнка.

                     

                Формируется интерес к содержанию учебной

                деятельности, приобретению знаний

        К моменту перехода из начальной школы в среднее звено изменяется

отношение к учёбе. Сначала у первоклассников формируется интерес к само-

му процессу учебной деятельности.

        Затем формируется интерес к результату своего труда: мальчик прочи-

тал самостоятельно на улице вывеску, был очень рад.

        После возникновения интереса к результатам своего учебного труда у

первоклассников формируется интерес к содержанию учебной деятельности,

потребность приобретать знания.

        Это связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, взрослого,

подчёркивание  даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд.

        Младшие школьники, особенно первоклассники, испытывают, напри-

 мер, чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель, поощряя их жела-

ние работать лучше говорит: «Вы работаете теперь не как маленькие дети, а

как настоящие ученики».

        Даже относительные неудачи полезно комментировать примерно таким

образом: «Ты уже пишешь гораздо лучше,чем неделю назад. Молодец! Ещё

немного усилий  - и ты будешь писать так, как надо».          

Происходит осознание личного отношения к миру

        Сначала этот фактор затрагивает учебную сферу как более знакомую детям. Переход в среднее звено стимулирует этот процесс формирования личного отношения к учению, но не все дети оказываются готовыми к нему.

В результате может сформироваться «мотивационный вакуум», который ха-

рактеризуется тем, что прежние представления уже не устраивают детей, а

новые ещё не осознались, не оформились.

Складывается характер

        Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не

взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуля-

ции поведения ); общая недостаточность воли (школьник 7-8 лет ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать труд-

ности); капризность, упрямство (объясняются недостатками семейного вос-

питания ). Ребёнок привык, чтобы все его желания и требования удовлетво-

рялись. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка

против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против не-

обходимости жертвовать тем, что «хочется», во имя того, что «надо».

        К окончанию начальной школы у ребёнка формируются трудолюбие,

прилежание, дисциплинированность, аккуратность.

        Постепенно развивается способность к волевой регуляции своего по-

ведения, формируется умение сдерживать и контролировать свои поступки,

не поддаваться непосредственным импульсам, растёт настойчивость. Ученик

3-4 класса способен в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мо- тиву долженствования.

        В целом за время обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия,

мышление в понятиях; успешное освоение программы; основные компонен-ты учебной деятельности; качественно новый, более «взрослый» тип взаимо-

отношений с учителями одноклассниками.

           

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

  Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в начале обучения дети много работают с наглядными образцами, то...

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Особенности психичекого развития детей младшего школьного возраста...

Статья на тему:"Особенности психического развития детей младшего школьного возраста"

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов д...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет полезен как для педагогов, так и для родителей....

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...

Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.

Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий....