Мастер-класс "Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условие создание методической системы эффективного педагога"
статья на тему

Методическая система эффективного педагога основана на сотрудничестве,  направлена на создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Методическая система эффективного педагога»

Тема: Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условия реализации методической системы эффективного педагога.

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза  – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
  2. А теперь попробуйте угадать, что у меня лежит в этой шкатулке. Этот предмет поднимает настроение и ароматом, и вкусом, и цветом. Существует легенда, что Павел 1 решил свернуть проект Екатерины II по строительству Одессы увидев его бесперспективным. Тогда из города отправили ему три тысячи штук этих предметов, бывших в то время в Петербурге большой редкостью. Русский  император решил, что город, через который морем в страну доставляют столь чудесные предметы, все же приносит какую-то пользу и не стал отменять указ Екатерины. И горожане даже установили у себя в городе бронзовый памятник этому предмету. (Апельсин)
  3. А теперь, коллеги, я попрошу Вас образовать пары. Каждой паре выдается по одному апельсину. Нужно обсудить и решить такую проблему: каждому участнику пары этот апельсин бы не помешал, что делать? (Обсуждение в парах)
  4. Обсуждение результатов работы в парах.

1) Апельсин можно поделить, не так ли? Это стратегия компромисса, весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.

Девиз: “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”.

2) Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями.

Это стратегия соперничества: “Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы”.

Девиз: “Чтобы я победил, ты должен проиграть”.

3) Апельсином можно распорядиться и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: “Зачем мы, интеллигентные люди, будем сориться из-за какого-то апельсина?” Такова стратегия избегания, нет объекта – нет конфликта; нет личных целей – нет проблемы.

Девиз: “Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что я в этом участия не принимаю”.

4) Фрукт может отойти в собственность одному из участников конфликта вследствие самоотверженного поступка другого: “Тебе он больше нужен, я обойдусь” Это стратегия приспособления – отказ от собственных целей ради целей другого человека.

Девиз: “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”.

5) Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно несовместимые. Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае – в виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за оппонентом.

Два счастливых обладателя цитруса садятся за круглый стол с тем, чтобы не спеша обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги. В ходе разговора может выясниться, что один из них нуждается в апельсиновом соке по причине авитаминоза, а второй вовсе не претендует на жидкую часть фрукта, так как печет пирог и нуждается в апельсиновой цедре. Апельсин торжественно чистится, а бывшие оппоненты расстаются совершенно удовлетворенные, так как потребность каждого полностью удовлетворена. Кроме того, сам процесс конструктивного решения проблемы оставил у каждого приятное ощущение компетентности и мудрости. Называется такой вариант, как мы уже знаем, стратегией сотрудничества.

Девиз: “Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть”.

6) Методическая система эффективного педагога основана на сотрудничестве,  направлена на создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося.

По статистике дети проводят в школе 11.000 часов за период обучения, а за телевизором и компьютером – свыше 18 000 часов за этот же период. И задача учителя создать на уроках условия для развития коммуникативных способностей детей, научить их общаться и взаимодействовать в социуме, воспитывать умение получать удовольствие от реального общения. В связи с этим в методической системе эффективного педагога важную роль играет технология педагогического сотрудничества.  Данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются четыре направления (четыре «кита»): Гуманно-личностный подход к ребенку, концепция гуманистического коллективного воспитания, дидактический активизирующий и развивающий комплекс, педагогизация окружающей среды. Об организации работы в парах и об основных идеях технологии сотрудничества можно узнать из буклетов.

7) Размышляя о том, что же является главным в методической системе эффективного педагога, я нашла ответ в одной мудрой китайской притче.

Однажды двое учеников подошли к своему Учителю с просьбой рассудить их спор. Один сказал:

— Учитель, я думаю, что лучше отвечать на вопрос без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа.

На это другой ученик возразил:

— Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — дать верный ответ.

Учитель взял в руки апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику:

— Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую.

Затем Учитель обратился ко второму ученику:.

— Ты, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения.

— Так как нам следует поступать, — в один голос спросили ученики.

8)Представим, что апельсин – это знание и умение, которые мы должны передать нашим ученикам. Как вы думаете, каков же был ответ Учителя?

—Предоставьте возможность очистить апельсин тому, кого вы угощаете, — ответил Учитель.

И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.

9)Эффективная организация образовательного процесса возможно лишь через деятельность, иными словами, нужно предоставлять детям возможность «самим чистить апельсины». Выделим следующие постулаты эффективной системы обучения.

Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью.

Мы должны  научить ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, адекватно оценивать выполненную им работу, исправлять ошибки.

Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найти нужно  способ научить ребенка применять свои знания.

Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала .

 Реализовать эти принципы позволяют  такие технологии, как ТРИЗ и ТРКМ.

 Попробуем очистить наш апельсин с помощью приемов ТРИЗ. Первый прием называется «Ромашка Блумма». Этот прием представляет собой систему вопросов, основанных на разделении учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка) «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

        простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Слово «апельсин» - это существительное?);

        уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Докажите, что слово «апельсин» - это существительное?);

        интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему слово «апельсин» является заимствованным?);

        творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления заимствованных слов?);

        оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления заимствованных слов в речи?);

        практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным употреблением заимствованных слов в телевизионных передачах и  рекламах?).

Второй прием ТРИЗ называется «ТРИЗ- загадка». Давайте попробуем составить такую загадку про наш апельсин. Для этого нам нужно заполнить такую таблицу:

Какой? (апельсин)

Круглый

Оранжевый

Полезный

Ароматный

Что (Кто?) такое же?

Мяч

Морковь

Молоко

Кофе

А затем соединить слова этих столбиков связкой «но не».

Таким образом, на уроке для эффективного обучения необходимо создавать условия, которые:

•        позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

•        создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

•        создает условия для представления полученной информации.

Это возможно при использовании, например, приема ТРКМ «Кубик».

У меня есть кубик, на сторонах которого написаны задания:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это).

Мы сейчас разделимся на три группы и с помощью приема «Кубик» исследуем наш апельсин. Каждая группа кидает кубик и выполняет задание.

8) Таким образом, сделаем вывод - результативность использования ТРИЗ и ТРКМ в методической системе эффективного педагога определяется тем, что:

- учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации;

- технология позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности;

- технологии позволяют создать условия для формирования УУД

9) У каждого учителя есть копилка опыта, знаний, пожеланий, удач и трудностей, которые мы стараемся преодолеть. Такая копилка есть и у меня, и благодаря встрече с вами она пополнится. У вас есть листочки разного цвета.  Выберите любой листочек и напишите, пожалуйста, ваши впечатления от сегодняшней работы. Розовые,  если хотите отметить,  какой вы опыт приобрели, зеленые - пожелания, желтые – трудности, которые вы отметили, белые – если просто хотите что-то написать в мой адрес. И ваш листочек прошу опустить в мою копилку педагогического опыта.

9) Уважаемые коллеги, благодарю Вас за внимание и участие в моем мастер-классе. Мне было очень приятно познакомиться с вами, и в благодарность хочу угостить вас солнечным апельсином для настроения и витаминов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка:"Эффективные методы и приемы обучения чтению"

П л а н       работынад методической темой по самообразованиюучителя МБОУ»Бушевецкая  общеобразовательнаяначальная школа-детский сад»Гусельниковой В.И.Методическая...

Мастер класс по теме: "«Методические приемы в педагогической технологии системы эффективных заданий, используемые при обучении определения видов углов»

При проведении уроков математики обучения геометрическому материалу в школе часто возникают проблемы при формировании навыков пространственного воображения, логического мышления обучающихся. Поэтому п...

Методическая система эффективного развития УУД посредством УМК «Перспектива»

Актуальные проблемы реализации ФГОС невозможно решить  без построения методической системы, определения эффективных мер управления этой системой.  Один из возможных путей построения системы ...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»

Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...