Формирование Регулятивных Универсальных Учебных Действий на разных этапах урока
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Третьякова Лариса Фёдоровна

Формирование Регулятивных УУД на разных этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Регулятивные универсальные учебные  действия» 

 В сфере регулятивных УУД ученики смогут

овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение ( обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности).

 К ним  относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;

-        прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения        эталона, реального        действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. 

                                              Состав группы РУУД

РУУчебные действия

Типовые задания

Целеполагание

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Планирование

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществления учебных действий

«Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова

Прогнозирование

Регулятивные прогнозирования

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

Регулятивные контроля и самоконтроля. Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция

Регулятивные коррекции

«Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка

Регулятивные оценки

«Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Саморегуляция

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), тренинговые упражнения психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательная гимнастика

Способы и формы развития УУД

УУД

Формы и способы развития УУД

Диагностический инструментарий для сформированности УУД

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

5 класс:

  1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
  2. использовать справочную литературу, ИКТ,  инструменты и приборы;

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)

Технологии развития регулятивных универсальных учебных действий.

          Так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

  • Развитие регулятивных умений осуществляется через проблемно-диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).  Проектная деятельность как в учебе, так и вне учебы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме.  Учитель в данном случае является консультантом. 
  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант ;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  •  «ищу ошибки»;

.

Связь регулятивных универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов:  обеспечивают организацию собственной  деятельности.

Каждый учебный предмет  раскрывает определенные возможности для формирования регулятивных универсальных учебных действий:

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,          алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

 Формирование РУУД на разных этапах урока

 Тема урока: «Задача»

Тип урока : Освоение новых знаний.

 Целевые установки на достижение результатов.  Предметные:

 Метапредметные:-РУУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение .

                                   

                 Организационная структура ( сценарий урока).

1.Организационный момент.

 

2.Актуализация знаний .

3. Мотивация учебной деятельности. 

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно (РУУД)

 4.Самоопределение к деятельности. 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (РУУД).Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (РУУД) .

 5.Изучение нового материала. 

Осуществлять поиск средств для выполнения учебной задачи; уметь находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; уметь работать по коллективно составленному плану (РУУД).

6.Первичное закрепление. 

Принимают и сохраняют учебную задачу(РУУД)

7.Физкультминутка.

8.Практическая деятельность. 

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения (РУУД)

 9.Итоги урока.Рефлексия учебной деятельности. 

Оценивают собственную деятельность на уроке (РУУД)  

10.Домашнее задание.

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств её выполнения(РУУД). 

Типовые задания по развитию РУУД  по предметам.

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.

После выполнения задания предлагается проверить и оценить работу.

Математика

 Математический диктант.

-На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и

оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем.

-Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок.

-Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще не

зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально представляя свои

знания. После этого осуществляется взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая оценка.

Русский язык (РУУД)

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

 Окружающий мир(РУУД)

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Литературное чтение(РУУД)

Как нужно было ухаживать за репкой?

Английский язык.(РУУД)

Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?

 

Изобразительное искусство.(РУУД)

В какой последовательности будет выполнен портрет?

 

Музыка.РУУД.

Описание задания: учитель раздает заготовленные заранее таблицы, в которых следует отметить цифрой 1 слова, относящиеся только к опере, цифрой 2 – относящие только к балету, цифрой 3 – относящиеся и к опере и балету. Далее предлагается проверить, и оценить работу

Физическая культура.РУУД

1.Выполнение комплексов упражнений по составленным схемам.

2.Судейство по правилам спортивных, подвижных игр.

Технология.РУУД. 

  Игра «Вопрос-ответ». Эту игру можно проводить по любой из изученных тем.

Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся.

В  таблице  представлены     результаты развития РУУД, их значение для обучения.

Результаты развития РУУД

Значение для обучения

Самооценка

Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Сформированность учебной деятельности.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания.

План действия

Способность действовать «в уме».

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности  действий

Осознанность и критичность учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и литературного чтения в первом классе

Работу с первоклассниками начали с формирования действий целеполагания и планирования. Знакомили  с понятием "Тема и задачи урока, учили определять тему урока, моделировать цели урока, планироват...

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Выступление на МО ."Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе". ...

Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе

Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обученияпо УМК «Школа России» в начальной школе...

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...