Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала.
материал на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.

Школа, в которой я работаю, находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников на местном материале. Наша флора и фауна позволяют осуществлять с детьми краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля – вот главное в этой работе. Важно донести до учащихся мысль, принадлежащую Антуану де Сент-Экзюпери: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда». Если у человека не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью; «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Для решения названных задач необходима работа по программе экологического образования на краеведческой основе. Вот примерная схема программы по краеведению, которую классный руководитель может варьировать по своим возможностям. Для удобства пользования этой программой она разделена на основные блоки: темы и уроки.

Тема первая. Я и моя семья.

Урок первый. Кто я? Моя семья. Близкие и дальние родственники. Где я родился и когда? Когда и где пошел в первый класс?

Урок второй. Родословное дерево моей семьи. Как вести и как составлять семейную «летопись»? Чем тут могут помочь родные и близкие?

Тема вторая. Я и моя школа.

Урок первый. Школа – второй дом. Какая у нас школа и где располагается? Когда и кем была построена, ее внешний вид. Чем она отличается от других? Школьный двор.

Урок второй. История школы. Основные этапы истории школы, традиции, прекрасные учителя и знаменитые ученики. Творческая работа разных лет: рисунки, поделки, фотографии. Памятные экскурсии и экспедиции.

Тема третья. Природа вокруг нас.

Урок первый. Какой у нас рельеф? Что это за место, на котором выросло наше село, его отличительные особенности, характерные контуры: подъемы и спуски? Как проложены дороги? Заметные элементы рельефа вокруг школы.

Урок второй. Почва и особенности геологического строения. Почвы в парке, саду, лесу, на огороде. Основные горные породы, их образцы.

Урок третий. Водоемы нашего края. Ручьи, реки, озера. Что ближе всего к школе? Описание ближней реки: название, исток, притоки, куда впадает? Охрана водоемов; как вести себя у воды.

Урок четвертый. Климат и растительность. Почему у нас такой климат? Что и где растет в нашем селе? Естественный и искусственный покров вокруг нас. Познавательная экскурсия по теме: природа вокруг нас.

Тема четвертая. Мое село.

Урок первый. Село – «таинственный остров», который будем познавать. Название (топонимика), история, замечательные памятники, дома, события, люди.

Урок второй. Продолжение и развитие темы.

Тема пятая. Город – районный центр.

Тема шестая. Наш район в нашей области.

Тема седьмая. Наша область.

В результате последовательной работы с младшими школьниками в среднее звено приходят учащиеся, обладающие необходимым запасом знаний по экологии, положительным отношением к природе, интересом к ее изучению.

Целевое назначение большинства уроков определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями и т.д.

Прежде всего необходимо обращать внимание учеников на главные признаки предметов и явлений. Только тогда знания будут по-настоящему прочными, когда они получены в результате активной работы всех органов чувств. Да, предметная наглядность в самом широком смысле – источник прочных знаний, запоминающихся впечатлений.

Классный руководитель разрабатывает такие задания и экскурсии, которые школьникам как раз по возрасту. Перед каждой экскурсией учитель ставит перед ребятами ясную цель и показывает, какими путями ее можно достичь.

Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственные  наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Поэтому определен состав объектов и явлений, доступных для наблюдения в ближайшем природном окружении и их временные параметры. Результаты наблюдений фиксируются в «Календарях природы» и дневниках , обобщаются и используются на уроках. Основу практических работ составляют экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с краеведческими объектами  и их экологическим состоянием. Экскурсии носят исследовательский характер, например: «Роль моллюсков в фильтрации воды в водоемах», «Почему не тонет водомерка?», «Почему вода в пруду весной зеленеет?»

Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создает приподнятое настроение, формирует доброжелательные отношения в коллективе детей.

Заранее определяются цели экскурсии, распределяются поручения, виды работ. Дети пишут сочинения, составляют книжки-малышки. Например, при проведении экскурсий на водоем в тщательно подготовленную тару дети закладывают подобранный материал: моллюсков, дафний, циклопов, водомерок и др.

А потом проводится наблюдение и исследование: учащиеся рассматривают под микроскопом капли воды, водяных насекомых, сравнивают с рисунками в книгах, энциклопедиях; рисуют жителей воды в своих тетрадях и пр.

Значительное место на этих занятиях занимает интеграция, которая позволяет перейти от локального  изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Такие интегрированные уроки дают конкретный результат в обучении, а именно:

  1. повышается уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием с использованием сведений интегрируемых наук;
  2. изменяется уровень интеллектуальной деятельности, обеспечиваемый рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  3. происходит эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, литературы;
  4. увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  5. учащиеся включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные стихи, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Переплетение экологии и краеведческой работы позволяет расширить  границы познания учащихся средствами предметного освоения окружающего мира как бы по спирали – от родного «гнезда», родного края к Отечеству. Такой принцип освоения мира тесно связан с физиологическими и психологическими возможностями детей. Такую логику построения эколого-краеведческой работы подтверждают принципы педагогики: системность, постоянность, доступность, а также принцип – целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период  формирования экологической культуры и развития интереса детей к краеведению. Особая работа проводится по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных, которые занесены в Красную книгу Тамбовской области.

Одной из форм эколого-краеведческой работы является создание учебной (экологической) тропы. Ее основное назначение – создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде.

Учебная тропа должна отвечать двум требованиям: быть привлекательной для всех, кто по ней пройдет, и иметь достаточную информационную насыщенность.

В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также дает богатый материал для размышлений над проблемами «учитель – ученик», «взрослый человек -  ребенок». Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благодатную почву для познания каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассно...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...