Активные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Стандарты второго поколение ориентированы на результат: личностные, предметные и метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения о формировании у школьников умения учиться. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуации в учебном процессе. Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе повышает результативность работы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой семинар «Активные методы обучения в начальной школе

в условиях реализации ФГОС НОО»

Создание проблемных ситуаций    

 на уроках в начальной школе

                                                               

                                                                 Аввакумова Раиса Михайловна,

                                        МБОУ ООШ № 19

                                                             муниципального образования

                                                      город-курорт Геленджик,

                                                         учитель начальных классов

г. Краснодар, 2015

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные; предметные; метапредметные. (Слайд 1 ) Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:

  • Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно

формировать у младших школьников комплекс УУД?

  • Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следователь-

но, у них активнее формируется мышление и речь?

  • Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, разви-

вают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?

        И, конечно же, этими вопросами много раз задавалась и я. (Слайд 2)

Цель моего выступления: ознакомить участников семинара с приёмами создания проблемных ситуаций.

Задачи:

  • обозначить актуальность технологии проблемного обучения на современном этапе образования;
  • представить участникам семинара свой опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует решению задачи формирования универсальных учебных действий (особенно регулятивных и познавательных). (Слайд 3 Высказывания ученых) 

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Проблемная ситуация в обучении – это специально продуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме.

Пути, которыми педагог может привести учеников к проблемной ситуации:

  • побуждающий диалог («экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу);
  • подводящий диалог (логически вытроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия);
  • применение мотивирующих приемов («яркое пятно» – сообщение интригующего материала: исторических фактов, легенд, и т.п., демонстрация непонятных явлений: эксперимент, наглядность, «актуализация»  – обнаружение смысла значимости проблемы для учащихся).

(Слайд 4)

Прием создания проблемных ситуаций исходит из того, что ученики могут быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, но и  являться активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Например: при изучении во 2 классе темы «Город и село» ученикам поставлен вопрос: «Могут ли жители большого города держать в  своей квартире корову, свинью или овечку?» Обучающиеся, отвечая на вопрос, могут выдвинуть разные  мнения, и, в результате обсуждения, будет дана классификация особенностей города и села, городского дома и сельского.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.

Существует 2 типа проблемных ситуаций: 

  • проблемная ситуация с удивлением; 
  • проблемная ситуация с затруднением. 

(Слайд 5)

Рассмотрим эти ситуации на конкретных примерах.

Проблемная ситуация с затруднением.

Фрагмент урока «Миллиметр» (Математика, 2 класс)

Цель урока: познакомить с новой единицей длины миллиметр.

На каждой парте лежат разноцветные полоски бумаг разной длины. (5см, 7см и 8см 5мм)

- Измерьте длину полосок бумаги с помощью линейки.  (Дети работают в парах.)

Выполняя задание учителя, дети испытывают трудность: не могут измерить длину одной полоски.

- Почему вы не смогли измерить длину самой длинной полоски бумаги? (Ответы детей.)

Кто-то из учеников уже может быть знаком с единицей длины миллиметр. Ответ учеников сверяется с информацией учебника.

Фрагмент урока «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Литературное чтение, 2 класс) Прием «побуждающий диалог»

Для создания проблемной ситуации после знакомства с произведением учитель задает вопрос:

- Почему печка, яблоня, молочная речка и кисельные берега не помогли девочке в начале сказки?

Фрагмент урока «Звездное небо» (Окружающий мир, 2 класс) Прием «яркое пятно»

Цель урока: сформировать у детей представление о звёздах, о созвездиях, о знаках Зодиака, первичное закрепление полученных знаний.

- Отгадайте загадку:

Не дойти до них ногами,

Не достать до них руками,

Их не видно ясным днём,

В темноте горят огнём. (Звезды)

- Как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Дети предлагают свои варианты.)

- Опишите звёздное небо, какое оно? (Ответы детей)

-  Молодцы. О чем рассказывается в следующем стихотворении?

Звезды, звезды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчанье долгом

Человек в простор ночной –

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

- Вам известно, почему созвездия получили свои названия? (Ответы-рассуждения детей.)

В заключение хочу заметить,  что использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе повышает результативность работы, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках, сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Список использованной литературы:

  1. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным – М.: Просвещение, 1993
  2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону: Витраж, 2006
  3. Махмутов М. И. . “Проблемное обучение”. Воспитание школьников, №12, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

Методы активного обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учат самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативны...

«Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Материал может быть использован для подготовки к выступлению на заседании МО, семинаре....

«Интерактивные методы обучения в начальной школе в условиях реализаци ФГОС»

Игра для педколлектива, раскрывающая интерактивные методы обучения....