Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения
статья на тему

Носова Зоя Ивановна

В статье приведены виды заданий, используемые для оценки достижения планируемых результатов обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка достижения планируемых результатов обучающихся в свете стандартов второго поколения.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством

  • оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или в изучение темы,
  • учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,
  • учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,
  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовоетекущее) и  срезовое  (тематическое, промежуточное,  итоговое)оценивание.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др..

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа. Классификация заданий может осуществляться по разным основаниям:

  • по форме ответа: задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом);
  • по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий: задания базового или повышенного уровня сложности;
  • по используемым средствам при проведении работы: задания для устной беседы или письменной работы, практические задания;
  • по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

Например, при обучении  учащихся решению текстовых задач  (3 класс. Математика. Г.В.Дорофеев)

Пример 1:

 планируем результат: устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать  ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия. Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • устанавливать зависимость и находить неизвестную величину в ситуации, описывающей процесс  движения (скорость, время, расстояние), расчета стоимости (цена товара, количество, общая стоимость), времени (начало, конец, продолжительность события) и др.;
  • планировать ход решения задачи;
  • решать текстовые задачи в 1-3 действия на нахождение неизвестной величины.

Задания базового уровня:

Мотоциклист за 3 часа проехал 150 км. Увеличится или уменьшится его скорость, если ему нужно проехать то же расстояние за 2 часа?

Задания повышенного уровня:

В 23 ч от пристани г. Солнечного в г.Радужный отправился теплоход со средней скоростью 40 км\ч.  В 7 ч утра следующего дня от железнодорожной станции г. Солнечного в г.Радужный отправился скорый поезд со средней скоростью 80 км\ч. Теплоход и поезд прибыли в г.Радужный через 10 ч после отправления поезда. Какой путь длиннее, железнодорожный или речной?

При проверке  работы задания базового уровня  сложности оцениваем: 1 балл – указан только верный ответ, 0 баллов – указан неверный ответ, ответ отсутствует;

  задания повышенного уровня  сложности оцениваем: 2 балла – приведен полный верный ответ, 1 балл – приведен частично верный ответ, 0 баллов – приведен неверный ответ, ответ отсутствует.

         При изучении имен существительных (3 класс. Русский язык. УМК «Перспектива»)

Пример 1 (Раздел «Морфология»):

планируемый  результат: определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • определять род, число, падеж имен существительных и находить имя существительное с заданными грамматическими признаками.

Задания базового уровня:

                       Отметь словосочетание, в котором есть имя существительное женского рода, в форме         творительного падежа.

  1. гордится книгой                        3) любуется картиной
  2. пятно на скатерти                  4) боится мыши

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задания  повышенного уровня:

У слов дедушка, юноша, девушка, дядюшка есть общий признак. Отметь верное утверждение.

  1. Все эти слова являются именами существительными женского рода.
  2. Все эти слова являются именами существительными мужского рода.
  3. Все эти слова могут изменяться по числам.
  4. Все эти слова являются именами существительными среднего рода.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

         В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы и др.) На своих уроках применяю прием самооценки на различных этапах урока (оценочная дорожка):

Узнал                               Понял                              Научился

Такой вид самоопределения позволяет ученику самостоятельно оценить свои успехи, достижения; выявить причины неудач и определить дальнейшие действия.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом круга задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

В этом документе помещены методики, позволяющие отследить развитие УУД....

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов

Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы в свете требований ФГОС»

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющи...

Роль рефлексии в системе оценки достижения планируемых результатов в свете ФГОС НОО

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед нами, педагогами широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность б...