Мастер-класс
материал

Цель мастер-класса: познакомить коллег с методикой оценивания достижений учащихся, через моделирование карты понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс 24.74 КБ
Файл Презентация мастер-класса852.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей №8» г. Назарово Красноярского края

Учитель начальных классов: Кулешова Галина Николаена

Мастер – класс

 Тема:   Развитие умений моделировать при помощи карты понятий. (слайд 1)

Цель: мотивировать педагогов к овладению нового метода оценивания  при помощи моделирования карты понятий.

Задачи: -  -познакомить педагогов с приёмом моделирования карты понятий;

создать условия для активного взаимодействия  участников мастер – класса между собой       (слайд 2)

                      Теоретическая часть

Введение Федерального государственного образовательного  стандарта ставит перед учителем  задачу изменения  традиционных подходов  к оцениванию  достижений учащихся  и расширения  оценочного инструментария, так как изменились планируемые результаты в освоении основной образовательной программе начального общего образования.

Всем вам уже известны новые формы оценивания –это, как критериальное  самооценивание, критериальное взаимооценивание, составление тестов.     ( слайд 3) 

Я хочу сегодня остановиться ещё на одной методике оценивания – это карта понятий.

                   Цели и задачи использования методики

Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли  им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. (слайд 4)

                        Место в структуре урока

Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей. (слайд 5)

При  составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета. Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Можно составить карту в виде рисунков. (слайд 6 показать на слайде пример составленной карты)

Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка, так и для учителя. . Чтобы составить карту понятий,  ученик должен не просто вспомнить, о чём шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.

Знакомить учащихся с работой подобного рода следует как  можно раньше.

 Для учителя важно не пропустить ни одного из последовательных шагов в работе с методикой:

  • определить тему, по которой будет составляться карта;
  • определить вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание выбранной темы, или предложить учащимся сделать это самостоятельно;
  • предложить детям установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их стрелочками. Этот этап работы также может выполняться учителем и учениками совместно
  • указать на необходимость сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями;
  • при необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала.
  • Для учителя принципиально важно проследить за тем, как обучающиеся меняют и дорабатывают свои карты в

процессе изучения материала. ; (слайд 7)

Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель сможет:

  • понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса;
  • проверить уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное толкование понятий;
  • оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей.

Вывод: при оценке карт учитель и учащиеся должны задать себе следующие вопросы:

  • Зафиксировали ли учащиеся наиболее важные понятия?
  • Соответствуют ли связи между понятиями, которые установили обучающиеся, научным данным?
  • Выстроили ли ученики достаточное число иерархических уровней и связей между понятиями?
  • Есть ли свидетельства того, что у детей возникли неверное понимание связей между понятиями и ошибочные понятия?

Практическая работа по составлению карты понятий.

           ( установка на работу)

1, Разделиться на 3 группы. ( по цветам   при входе каждый участник берёт фишку одного цвета и садится где карточка такого же цвета. На обратной стороне записано: матем., рус яз., окр мир)

2. Составление карты понятий разных наук.

Учитель: В школе мы изучаем много разных наук, из которых пока для нас главные – это математика, русский язык, литература и окружающий мир. Мы с вами поработаем в группах.

         На столе у вас лежит цветной лист,  переверните его. Каждая группа должна зафиксировать понятия, изучаемые по данному предмету.

         Вам предстоит выбрать одного человека, который будет записывать ваши предложения. Карту можно оформить в виде рисунка. В конце работы один человек выходит и защищает вашу работу. Остальные группы слушают и обсуждают услышанное. На заполнение карты даётся 5 минут.

 

3 Выступление групп.

4. Дополнение и обсуждение услышанного.

Рефлексия:( можно давать и для составления дома)

- Что из того, что я увидела, важно для меня? (Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться доказывать, участвовать в дискуссии и т.д.)

(Как дополнение можно сказать про кластерные карты)

Отдельным видом карт понятий являются кластерные карты. Эти карты помогают учащимся создавать образы причинно- следственных отношений. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проекте или как подготовка к созданию текстового документа. Лучше всего создавать кластерные карты с более узких понятий

( пример кластерной карты)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ МОДЕЛИРОВАТЬ ПРИ ПОМОЩИ КАРТЫ ПОНЯТИЙ

Слайд 2

ЦЕЛЬ : Мотивировать педагогов к овладению нового метода оценивания при помощи моделирования карты понятий. ЗАДАЧИ: Познакомить педагогов с приёмом моделирования карты понятий ; Создать условия для активного взаимодействия участников мастер–класса между собой.

Слайд 3

Формы оценивания Критериальное самооценивание Критериальное взаимооценивание Составление тестов

Слайд 4

Цель использования методики О пределить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

Слайд 5

Место в структуре урока

Слайд 6

Карта понятий

Слайд 7

Отличительные черты:

Слайд 10

Практическая работа по составлению карты понятий ;

Слайд 11

Шаги в работе с методикой 1. Определить тему, по которой будет составляться карта; 2. Определить перечень основных понятий или предложить сделать самим ; 3. Установить связи между понятиями и отметить их стрелочками ;

Слайд 12

4. Сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями; 5. При необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы ; 6. Проконтролировать , как обучающиеся меняют и дорабатывают свои карты.

Слайд 13

Рефлексия : Что из того, что я увидела, важно для меня? Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться доказывать, участвовать в дискуссии и т. д.

Слайд 14

Кластерная карта вода Моря и океаны Солёная и пресная Можно пить Грязная Необходима человеку Твёрдая газообразная Жидкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...