Всестороннее развитие личности младшего школьника посредством внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Скударнова Любовь Александровна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Всестороннее развитие личности младших школьников

                                          посредством  внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

 Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи  внеурочной деятельности:

Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,  театрами, библиотеками, семьями учащихся.

Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни. 


Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;
- включение учащихся в активную деятельность;

- доступность и наглядность;

- связь теории с практикой;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).


Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное ).

Внеурочная деятельность в начальной школе должна способствовать формированию:

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

- значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Организацию внеурочной деятельности в нашей школе можно представить в виде таблицы:

      Направление

        1 класс

         2 класс

          3 класс

Духовно-нравственное

В добрый мир

Наш край родной

В добрый мир

Наш край родной

Наш край родной

Спортивно-оздоровительное

Радужные танцы

Подвижные игры

Спортивные игры

Ритмическая мозаика

Игры нашего двора

Радужные танцы

Ритмика

Танцевальная мозаика

Игры нашего двора

Общеинтеллектуальное

Занимательная информатика

Занимательная

информатика

Занимательная

информатика

Общекультурное

Театр

Палитра

В гостях у Риторика

Театр

Народные промыслы и ремесла

Риторика

Театр

Учимся общаться

Социальное

Азбука улиц и дорог

Азбука улиц и дорог

Рассмотрим по направлениям, какие качества  личности младших школьников развиваются  через внеурочную деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как  кружки «Ритмическая мозаика», «Игры нашего двора»,  «Радужные танцы». На занятиях через подвижные, народные и спортивные игры создаются условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Цель программы «Радужные танцы»: развивать координацию  и точность движений, быстроту двигательной реакции, ориентировку в пространстве, чувство ритма, гибкость, закладывать в память правильные образцы движений. Воспитывать внимание и интерес, привлекать друзей и близких вести здоровый образ жизни.  На занятиях танцами увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа «Ритмической мозаики» направлена на коррекцию физического и нравственного развития детей, отличающихся гиперактивностью, эмоциональной неуравновешенностью. Ритмические упражнения развивают у детей навык согласовывать свои движения с музыкой, укрепляют и развивают мышечный аппарат, совершенствуют такие психические функции, как память, мышление, внимание, восприятие.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через  такие формы как  предметный факультатив «Информатика»

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени. Факультатив «Занимательная информатика» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. Освоение информационных технологий  предполагает личностное развитие школьников, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией. 

Общекультурное направление реализуется через работу кружков художественного творчества, прикладного искусства: «Палитра», «Театр», «Народные промыслы», «В гостях у Риторика», «Учимся общаться»

Программа «Театр» в начальной школе,  преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла.  Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,  помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,  научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства.  Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».

В основе занятий в студии «Палитра» лежит игра-путешествие на ковре-самолете, в машине времени с палитрой, поскольку для детей младшего возраста она по-прежнему занимает значительное место в постижении мира. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Эстетическому чувству детей присущи особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) все окружение. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которое будят воображение и развивают стремление к творчеству. Становление художественного образа у  младших школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

На занятиях студии «Народные промыслы и ремесла» показывается роль народного декоративно-прикладного искусства в духовном формировании личности ребенка, его интересов и эстетических потребностей; акцентируется на воспитание у детей патриотического чувства, любви к искусству народных мастеров, передается бережное отношение  к памятникам старины.

Программы внеурочной деятельности «В гостях у Риторика», «Учимся общаться» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Первое полугодие дети осваивают правила этикета, культуры речи и поведения. А во втором – знакомятся с текстами и учатся работать с ними. Цель риторики  – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Риторика способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Духовно-нравственное направление  представлено работой кружков «Мой край родной», «В добрый мир».

Цель работы педагогов по программе «Мой край родной» -  способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Московской области и города Орехово-Зуева, воспитанию любви к родному краю. «Любовь   к  родному  краю,   знание   его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение   обычаев,   фольклора,   музыки,   предметов   материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь   не   придет  другая  -  армия   краеведов  -  энтузиастов,   главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений  в  быту,  в  природопользовании,  в  ремеслах  и  промыслах,  в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач  программ данного направления внеурочной деятельности: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.

Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

Цель курса «В добрый мир» - сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение  к культуре православия. В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены два аспекта: связь православной культуры с жизнью современного ребенка и опора на образно-эмоциональные качества учебного материала.

Социальное направление представлено программой «Азбука улиц и дорог», основная цель которой охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Она сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни.  Игровые технологии, применяемые на занятиях, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.



Предварительный просмотр:

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

                       средняя общеобразовательная школа № 20

                        г.о. Орехово-Зуево Московской области

     Технология формирования у детей правильного

                 типа читательской деятельности

                        Выступление на педагогическом совете

                    «Современные педагогические технологии»

                                                                                    Скударнова Л.А.,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                         

                                                 2012 год

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте  второго поколения одним из основных результатов освоения программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Большую помощь в достижении этих целей поможет учителю технология  формирования у детей правильного типа читательской деятельности

     Методика формирования у детей правильного типа читательской деятельности разработана профессором Н.Н.Светловской, но применима она не только к урокам внеклассного чтения, а ко всем урокам, на которых ведется работа с текстом.

     

     Цели использования данной технологии:

- формирование личностного и ценностного отношения к чтению;

- развитие речи учащихся, внимания, интеллекта;

- установление связи с жизненным опытом ребёнка;

- подведение учащихся к  анализу любого вида текста.

     

     Результат использования методики:

- правильная читательская деятельность формирует эмоциональную сферу ребёнка, воображение,   осмысление и развитие речи;

- формируется быстрое, безошибочное и осознанное чтение;

- использование повествовательного эквивалента учит ребёнка давать полный  развёрнутый ответ.

     Описание методики технологии.

Этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

Ι. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важного читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

 1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

    Затем учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

ΙΙ. Работа с текстом во время чтения

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

 1.Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

 2. Чтение вслух по предложениям или небольшими абзацами с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даст возможность их подтвердить.

  Словарная работа также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

  Вопросы, которые задает учитель во время чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать.

 3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста

 4. Такая же работа (шаги 1-3) проводится с остальными фрагментами текста.

Если текст большой по объему, можно предложить детям прочитать его дома, а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую то часть текста может прочитать вслух учитель.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

 6. Выразительное чтение детей и учителя.

ΙΙΙ. Работа с текстом после чтения

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»

 1. Учитель ставить проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. ЕЕ результатом должно стать понимание авторского замысла, «спрятанного между строк».

 2. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личность после чтения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с теми представлениями о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

 3. Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4. Выполнение творческих заданий.

   В 3-4 классах это чаще всего письменные творческие работы сочинения

     С точки зрения авторского коллектива Образовательной программы «Школа 2100», который разработал свои учебники и методические рекомендации учителю, в начальной школе нужно учить медленному чтению текста, т.е. ребенок в ходе чтения должен продумывать смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность прин...

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускная квалификационная работа

Проблема формирования здорового образа жизни младших школьников приобрела сегодня особую актуальность и немаловажность. Курение в нашей стране получило такую широкую пропаганду, что на сегодняшний ден...

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускная квалификационная работа

Проблема формирования здорового образа жизни младших школьников приобрела сегодня особую актуальность и немаловажность. Курение в нашей стране получило такую широкую пропаганду, что на сегодняшний ден...

Всестороннее развитие личности младших школьников посредством внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частья учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Развитие личности младшего школьника посредством учебной деятельности и родителей

Каждое новое познание ребенка в процессе деятельности накладывает определенный отпечаток на особенности его психофизиологического развития: тревожность, стрессоустойчивость и т.д. Поведение в процессе...

«Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности «Интерактивное конструирование».

Обобщение опыта работы по теме  «Формирование инженерного мышления младших школьников посредством внеурочной деятельности  «Интерактивное конструирование»....