методический семинар для конкурса "Учитель - года"
материал ( класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

«Конструирование  заданий  комплексной работы по ФГОС в начальных классах». 

Учителя начальных классов

Кузнецовой Ирины Александровны

 «…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания».

                                 Л.С. Выготский

( Слайд 1) Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности в рамках методического семинара.

        Тема моего педагогического опыта: «Конструирование  заданий  комплексной работы по ФГОС в начальных классах»

(Слайд 2) Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянном поиске путей повышения профессиональной компетентности. Вот  и я со своими учениками не желаю  тускло и однобоко выполнять однотипные задания контрольных работ.

(Слайд 3) Если говорить об актуальности опыта, то хотелось бы обратиться к такой ситуации.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования является формирование у школьников основы умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Вот этим и обосновано мое решение обобщить опыт педагогической работы по конструированию заданий для комплексных итоговых работ. Вижу в этом не только необходимость для моих учеников, но и для себя. Контрольно - измерительный материал разработан на основе требований образовательных стандартов второго поколения для оценивания образовательных результатов в начальных  классах.

Цель:

Оценить планируемые результаты освоения учащимися программы 1 класса, эффективность собственного процесса обучения и принять необходимые меры для коррекции.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение списывать текст без ошибок, письменно отвечать на вопросы по тексту, проводить звуковой анализ слова;

- закрепить умение решать задачи, сравнивать числа.

Развивающие:

 - последовательность приобщения учащихся к самостоятельной работе;

 - развивать  логическое мышление, внимание, познавательную активность;

 - обогащать словарный  запас и грамматический строй речи учащихся;

 -развивать  мышление и формирование процессов мыслительной деятельности;

 -развивать информационные коммуникативные компетенции, совершенствовать коммуникативные умения;

 - совершенствовать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

 - воспитывать аккуратность, интерес к предметам;

 - воспитывать чувства  прекрасного, прививать любовь к родному языку, к природе

 ( Слайд 4) С введением федеральных образовательных стандартов произошло изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

( Слайд 5) Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

 личностных;

 метапредметных;

 предметных.

 ( Слайд 6) Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.


Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной и надпредметной основе в итоговой комплексной работе. Специальные комплексные задания позволяют на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий. Выполнение этой работы требует освоения особых навыков работы с информацией.

На сегодняшний день, к сожалению, существует такая проблема, что учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На мой взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы:

 стартовая;

 по итогам первого полугодия;

 итоговая.

А также должна проходить планомерная подготовка в течение всего учебного года.

( Слайд 7) В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:

 с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;

 с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);

 с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится для базовой части в пределах от 50% до 65% от максимального балла. Если обучающийся начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку.

При проведении итоговой комплексной работы в 1 классе, я столкнулась со следующей проблемой, что детям очень трудно было воспринимать объем самой работы и формулировку поставленных заданий. И мне, как педагогу, было достаточно сложно проанализировать уровень сформированности УУД и их интерпретировать, так как не было опыта для проведения и составления таких работ. Так же мне стало понятно, что к выполнению комплексных работ необходима специальная подготовка.

Тогда и возникла идея создать банк таких заданий для промежуточного и итогового контроля.


( Слайд 8) Были сконструированы специальные комплексные задания по тексту  на формирование навыков работы с текстом, информацией, на выявление способностей обучающихся к данной работе, объёма, степени трудности выполнения заданий. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру.

( Слайд 9) Задачи при конструировании специальных комплексных заданий:

 формировать навыки работы с комплексными заданиями по инструкции;

 дать оценку уровня овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умения работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

( Слайд 10) В области чтения

Техника и навыки чтения:

 скорость чтения про себя несплошного текста; следование инструкции при выполнении заданий (начиная с 1-го класса), ориентация в его структуре с выделением ключевых мыслей, поисковое чтение (со 2-го класса).

навыки работы с текстом и информацией:

поиск, упорядочивание, вычленение информации (с 1-го класса)

( Слайд 11) В области русского языка

овладение основополагающими понятиями и способами действий по изученным разделам курса (фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи), втом числе:

 звуко-буквенный анализ (с 1-го класса);

 морфемный и морфологический анализ (с 3-го класса);

 грамматический и синтаксический анализ (с 4-го класса)

 ( Слайд 12) В области математики

Овладение основополагающими понятиями и способами действий (числа и действия с ними, геометрические тела и формы, работа с данными, решение и оформление математических задач).

умение видеть математическую проблему в обсуждаемой ситуации (вычленять, соотносить различные форматы (тексты, таблицы, диаграммы)).

( Слайд 13) В области окружающего мира


сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаков и соответствующих понятиях:

 объекты живой и неживой природы, их распознавание, классификация и свойства;

 тела и вещества, их характеристики;

 географические объекты, их распознавание.

Кроме того, комплексные работы дают возможность собрать дополнительные данные для оценки таких важнейших универсальных действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

( Слайд 14) Для составления специальных комплексных заданий  были разработаны критерии оценивания, способы фиксации результатов, их интерпретация и клише.

Личные достижения обучающихся по годам отражены в таблицах, расположенных ниже:

Математика

Класс

Кол-во учащихся

Качество знаний %

2 «А»

16ч

69%

3 «А»

20ч

75%

4 «А»

20ч

80%

Русский язык

Класс

Кол-во учащихся

Качество знаний %

2 «А»

16ч

69%

3 «А»

20ч

65%

4 «А»

20ч

85%

  Литературное чтение

Класс

Кол-во учащихся

Качество знаний %

2 «А»

16ч

100%

3 «А»

20ч

100%

4 «А»

20ч

95%

( Слайд 17-18) Кроме этого, положительным моментом можно отметить факт высокой результативности участия моих ребят в заочных предметных олимпиадах Всероссийского уровня и школьного тура всероссийской олимпиады школьников, задания для которой были составлены по стандартам второго поколения на выявление уровня овладения учащимся УУД.

 ( Слайд 19) Считаю, что работа, проведённая мною по специальным комплексным заданиям для подготовки к итоговой работе важна потому, что она позволяет определить уровень предметных навыков, имеющих большое значение для образовательного процесса, сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

( Слайд 20)

Представляемый мною опыт, вероятнее всего, не «открытие Америки». Но считаю, что именно развитие критического мышления у современных школьников  – это самая оптимальная форма взаимодействия с ними, выстраивания с ними работы. Поэтому, по критерию новизны, опыт вполне-таки актуален, а значение его непреходяще.

         

Литература

1.Алексеева Л.Л., Планируемые результаты начального образования [ Текст]/ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др];под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой (стандарты второго поколения).- 3-е изд.-М.: Просвещение,-2011.- 120с

2. Асмолов А.Г., Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя[ Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.- 4-е изд.-М.:Просвещение,2013.-152с.

3. Баранова В.Ю., Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. 4 класс [ Текст]/В.Ю. Баранова, М.Ю.Демидова, Г.С.Ковалёва и др.- 2 изд.- М.: Просвещение, 2012.-75с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Учитель года Методический семинар

Материал содержит обоснование выбора образовательной программы и образовательных технологий....

"Методический семинар" к конкурсу Учитель года 2015

презентация с описанием  педагогических методик и технологий, направленных на реализацию ФГОС...

Методический семинар на конкурс "Учитель года 2015" по теме : «Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочное время».

В данном материале отражены: тема, актуальность , цели и задачи  .  Также положительные и отрицательные стороны данной формы работы.Показаны наиболее используемые формы урока в начальной шко...

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".

Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта....