Статья "Формы работы с одаренными детьми в начальной школе в рамках ФГОС"
статья ( класс) на тему

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит сис­темную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана про­грамма «Одаренные дети». Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с одаренными детьми в начальной школе

в рамках ФГОС

М.Г. Жиленко,  МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога,

г. Воронеж.

Одним из направлений ФГОС начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 73 проводит системную работу с одаренными детьми. Задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В школе создана программа «Одаренные дети». Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в МБОУ СОШ № 73.

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

Детская любознательность многогранна. Учащиеся посетили картинную галерею. И одна из учениц, четвероклассница Настя Мартынова, заинтересовалась картиной А. Небольсина «Золотая пора».

Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, обратились за помощью к создателям картинной галереи, и Настя стала проводить собственное исследование. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде реферата о картине «Золотая пора» А. Небольсина. Завершив исследование, Настя участвовала в научно-практической конференции учащихся. На конференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить многое из того, на что у простого посетителя галереи не хватает ни сил, ни времени, ни желания. В картинной галерее только одна картина А. Небольсина, но исследования Насти не остановилась только на ней. По Интернету она нашла еще несколько его картин, и учащиеся смогли познакомиться и полюбоваться другими произведениями этого автора.

Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

Учащиеся нашей школы принимают участие и интеллектуальных олимпиадах, и в конкурсах различного уровня:

- в ученических научно-практических конференциях;

- в международных конкурсах-играх по русскому языку и математике;

- во всероссийской интеллектуальной игре «Эрудит»;

- в районной и областной олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру для учащихся 4-х классов.

Это и есть результат работы с одаренными детьми.

Литература:

1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М: РОСМЭН-Пресс, 2004.

2. Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Монина Г.Б. Ох уж эти одарённые дети. - С-Пб: Творческий центр, 2010.

4. Соловьёва И.В., Джумагулова Т.Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание. - С-Пб: Творческий центр, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Презентация .«Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС»

        Презентация .«Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС»...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Презентация " Работа с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС

Обмен опытом с коллегами на районном семинаре. Представление технологий и их  результативности в работе сс одаренными детьми в начальной школе....

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...