Доклад "Формирование познавательных УУД на уроках математики."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бирюкова Фарида Махмутовна

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках математики в начальной школе.

Барсукова Елена Владимировна                                                                                     « Если мы будем учить сегодня так,

                                                                       как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                                                                                 Джон Дьюи

   С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

        И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Таким образом, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные

Как может быть выражено универсальное учебное действие на уроках математики.

   На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия     - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?

 Приведу примеры заданий УУД.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         подведение итогов урока;

-         творческие задания;

-         зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

-         мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

-         самооценка события, происшествия;

-         дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- упорядочивание;

- «цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим»;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...»

Формирование личностных УУД.

Задание №1. Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат *  грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?

Задание №2. Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж ,  ниже , чем третий, но выше, чем первый.  Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.

– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.

Маша: – Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?

Задание №3. Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?

– При помощи каких слов – помощников  мы обозначали место нахождения предметов?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Как вы считаете, как должны относится друг к другу брат и сестра?

Ответы детей

Формирование нравственно-этической ориентации

№2. Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать?

Формирование нравственно-этической ориентации

№3.Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше , а когда ниже?

-Как вы думаете люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?

Формирование смыслообразования

Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Формирование регулятивных УУД.

Задание №1. В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.

4+4         7-2

5+4         7-3

Задание №2.     5+2=7-3

                           4+1=7-2

Задание №3.    

Синий–“Я–молодец, справился сам”.
Зеленый – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился”
Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся.”.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Как вы думаете, в каком примере будет  меньший ответ?

№2.  Проверь, верны ли равенства?

№3. Теперь оцените себя с помощью прямоугольников.

Ответы детей

Прогнозирование

Прогнозирование.

Оценивание

Вывод: регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной  познавательных УУД.

Задание №1. Покажи ежику самый короткий путь. См. с.12

Задание №2.    1+3+5+1

                         2+3+1+2

Задание №3.   5-2 * 3+4

                        10-3 * 4+5

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1.Объясни свой выбор.

№2. Вычисли удобным способом

№3. Сравни выражения

Ответы детей

Общеучебные универсальные умения

Общеучебные универсальные умения

Универсальные логические умения.

Вывод: познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

Формирование коммуникативных УУД.

Задание №1. -Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, пос -лушайте его загадку, ответьте.

Задание №2.  Составь задание однокласснику на тему: как прибавить или вычесть 3?

Задание №3. Работа в парах. Раскрась рисунок, решив примеры.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирующее УУД

№1. Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.

№2. А сейчас каждый из вас составит несколько примеров для соседа по парте. Решите предложенные вам задания.

№3. Поработаем парами, раскрасьте вместе рисунок, но для этого вам необходимо сначала решить примеры. 

Ответы детей

Дети составляют задания, обмениваются ими. Взаимопроверка.

Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Вывод: коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).

        Что делать учителю. Какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?

Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

На каждом уроке используется рефлексия…

Литература

Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков.-Волгоград: Учитель, 2013. -158с.

 Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.-152 с.

 Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е изд. – М. Просвещение. 2010 – 120 с. (Стандарт второго поколения)

 ФГОС начального общего образования – М. Просвещение. 2010 – 31 с. (Стандарты второго поколения)

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной  школе»...

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpg

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/unity.jpg

http://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/pisatel.jpghttp://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/3dmaya.jpghttp://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/unity.jpghttp://nsportal.ru/sites/all/themes/ap/data1/images/unity.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе

Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Формирование учебно–познавательной компетенции на уроках математики.

В начале XXI в. в отечественном образовании закрепляется компетентностный подход. В конце прошлого века ЮНЕСКО очерчивает круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образо...