Использование проектных задач в начальной школе
статья ( класс) на тему

Терентьева Марина Петровна

Доклад на методическом объединении, который знакомит с теоретическими знаниями о проектных задачах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zadachi_v_nachalnoy_shkole.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные  задачи в начальной  школе.

(доклад на МО)

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

Как сделать так, чтобы глаза наших школьников не потухли?

На сегодняшний день все большее признание получает положение о том, что в основе успешного обучения лежат общеучебные действия( УУД) и они имеют приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. Конечно, хорошие знания – это немаловажн6о, но хочется вырастить и воспитать учен7иков, которые смогут легко адаптироваться в современной социокультурной среде, приспособятся к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Одним из методов, позволяющим реализовать эти цели, является метод проектов. Анализируя,  проектную деятельность в начальной школе, выявляется две крайности: «либо это «механический» перенос  метода проектов из основной школы, либо присвоение названия «проект» всему, что не делается, : сделали поделку на уроке технологии «проект», выполнили презентацию к окружающему миру «проект».  Проектная деятельность свое ведущее место все таки занимает в основной школе. В начальной школе могут возникать только её ПРООБРАЗЫ, в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. О типах задач вам нам напомнили в предыдущем выступлении. они нам понятны и используются. Попробуем разобраться, что же такое  - проектная задача?

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задачи? Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать   получение   принципиально   нового «продукта», которого    никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения,  формами учебного
    сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой,  нестандартной ситуации,  но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.

 Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протяжении четырех первых лет обучения в школе  младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

     Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

  • Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.
  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.
  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.
  • Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели.
  • Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.
  • Выбор средств решения проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.
  • Представление окружающим полученного результата.

     Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.

     Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Таким образом, формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.

     Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

      А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.

     Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных «стратегий» решения в любой последовательности, в третьих – требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися.

     В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.

     Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации, зашумляющих ее. В то же время представленная в описательной части информация может быть неполной, недостаточной, что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации, содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках, а возможно, и к собственному жизненному опыту. Информация, необходимая для выполнения одного задания, может также содержаться в тексте других заданий или в их результатах.

     Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа описания и представления результатов работы.

     Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

Особенности использования проектной технологии в начальной школе

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...