"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов
материал на тему

Кепанова Ольга Эриховна

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к обеспечению процесса образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

*(1слайд)        Современные подходы к организации образовательной    деятельности в соответствии с ФГОС

*(2слайд) Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования .

*(3слайд)  Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Принципиальным отличием современного подхода к организации обучения  является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

*(4слайд) Каковы же требования предъявляемые к современному уроку?

      Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, он  должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

*(5слайд)Тенденции развития современного урока

Цели современного урока:

Цели деятельности учителяцели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

- личностные

-познавательные

-регулятивные

     -коммуникативные

*(6слайд) Современные подходы к   уроку:

1.личностно-ориентированный,

                                            2.деятельностный,

                                           3.компетентностный

*(7слайд) 1.Личностно-ориентированный подход

Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во  взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно ориентированных систем обучения и воспитания школьников. 

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа»

Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения  подчеркивается необходимость учета особенностей учащихся, то перед  учителем становится проблема их дифференциации. 1)Дифференциация содержания учебных занятий: по уровню творчества, по уровню трудности,  по объёму.  2) Использование разных приемов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется: по степени самостоятельности учащихся, по степени и характеру помощи учащимся, по характеру учебных действий.

*(8слайд) К основным понятиям личностно ориентированного подхода можно отнести следующие:
      — индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
     — личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
     — самоактуализированная личность —
человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
     — самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
     — субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
     — субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
    — Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
   — выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
   — педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением.
       

*(9слайд) Основные принципы личностно -- ориентированного подхода.
     Принцип самоактуализаци. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
     Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
     Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
   Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. 
    Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности школьника.
    Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

        Личностно-ориентированное обучение предполагает использование нетрадиционных форм обучения, так как обычная форма имеет ограниченные возможности в изменении позиции обучаемого. Особое место уделяется  игре, так как именно игра больше всех подходит для организации личностно-ориентированного подхода и позволяет каждому ученику занять активную позицию, проявить личные знания, интеллектуальные и коммуникативные способности
  

Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.

*(10слайд) 2.Системно-деятельностный  подход

Целью  является воспитание личности ребенка как субъекта  жизнедеятельности.

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть ее субъектом.     Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,
  •  решать задачи,
  •  отвечать за результаты.

Основные  принципы  системно-деятельностного  подхода:

  • 1.Принцип деятельности
  • 2.Принцип непрерывности
  • 3.Принцип целостного  представления о мире
  • 4.Принцип минимакса
  • 5. Принцип психологического комфорта
  • 6. Принцип вариативности
  • 7.Принцип творчества

*(11слайд) Основные положения системно-деятельностного подхода

Этот метод осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога.                                                              Проблема в образовательном процессе -  это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося  опыта и знаний.                                                     *Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.                                                  *У учащегося возникает субъективная потребность в новых знаниях.                 *Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации.                                 *Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.  

*(12слайд СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ:                                                      

  • 1.Ситуация неожиданности.
  • 2.Ситуация конфликта
  • 3.Ситуация предположения.
  • 4.Ситуация опровержения.
  • 5.Ситуация несоответствия.
  • 6.Ситуация неопределённости.

Формы работы учащихся при решении проблемы.

  • 1.Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.).
  • 2.Лекция.
  • 3.Экскурсия.
  • 4.Лабораторный опыт.
  • 5.Теоретическая работа в группе.

Проблемно-диалоговое обучение включает несколько этапов:

  • осознание проблемной ситуации;
  •  формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
  •  решение проблемы;
  • проверка решения.

Методы решения проблемной ситуации

  • Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование.
  • Проектирование.

*(13слайд)  Основной результат применения СДП – развитие личности ребенка на основе УУД

3. Компетентностный подход:

Профессиональная компетентность учителя - один из факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, на адаптацию школы к динамически изменяющимся условиям, на инновационную деятельность, наконец, на обеспечение нормального функционирования процесса образования. От нее принципиально зависит, насколько и как именно будут раскрыты возможности и способности ученика, каковы перспективы взаимодействия и конкретные формы сотрудничества ученика и учителя.

Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. 
Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие 
ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.

Компетенция – это

1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;

2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный –это

1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли;

2) специалист, владеющий компетентностью.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности:

1. Познавательная компетентность: 
– учебные достижения; 
– интеллектуальные задания; 
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность: 
– развитие индивидуальных способностей и талантов; 
– знание своих сильных и слабых сторон; 
– способность к рефлексии; 
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность: 
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; 
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; 
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; 
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.

Наиболее приемлемая точка зрения на компетентностную модель учителя -это точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского. Он  выделяет

 8 ключевых образовательных компетенций.

1. Ценностно-смысловые компетенции

·  способности  ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека;

·  способности принимать человека, как высшую ценность;

·  способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение;

·  способности ставить цели, «выстрадывая» смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений;

·  способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

·  способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.

 2. Общекультурные компетенции.

·  Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

·  Опыт освоения учеником картины мира.

·  Владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательные компетенции

·  Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

·  Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики;

·  Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

·  Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов;

·  Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.

4.Информационные компетенции

обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи

·  реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир),

·  современных информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).

5.Коммуникативные компетенции

1. Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах;

2. Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе; уважение и принятие другого;

3. Владение навыками аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию.

4. Владение способами поведения в конфликте и их погашением;

5. Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.

6. Социально-трудовые компетенции

Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах:

·  гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя);

·  в социально-трудовой сфере (пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; владеть навыками самоорганизации);

·  в сфере семейных отношений и обязанностей;

·  в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой);

·  в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки:

·  Способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

o  Способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

·  Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

·  Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

8.Общепредметные и предметные компетенции

«Строительство» ключевых компетенций «закладывается» в образовательный процесс посредством технологий (метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.) , путём реализации личностно-деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

·  Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования ( в том числе предметного обучения).

·  Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.

Работа учителя в современной школе требует огромной самоотдачи и подготовки. Ведь настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.                        

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.

Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

*(16слайд, 17слайд, 18слайд) Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

*( 19, 20, 21слайды)С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:     *реализацию учителем целей урока;     *использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;  *осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

*(22слайд) Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Некоторые  рекомендации

для учителей начальных классов

  1. Профессионально работайте с целями. Ясно понимайте,  для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте  цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы; «дерево» целей  урока - общие, т.е. цели всего урока, оперативные - его частей, отдельных заданий и т.д. Помните, что правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого результата. Регулярно сообщайте (выводите) цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников.
  2. Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации. Используйте таймеры/часы для формирования у детей «чувства» реального времени.
  3. Больше внимания уделяйте формированию и  развитию у детей общеучебных «надпредметных» умений. Прежде всего, – умения бегло, осознанно и выразительно читать, используя современные педагогические технологии и методики (чтение «жужжащее», беззвучное артикуляционное, громким шёпотом, применение ритмической основы при скорочтении и пр.). Развивайте память учащихся.
  4. Обеспечьте более глубокую работу с текстами, особенно художественными. Используйте максимальное число каналов получения информации (слуховой, зрительный, моторный).Обращайте внимание учащихся на особенности текста, учите их отмечать карандашом по ходу чтения ключевые слова, фразы, значимые разделы.
  5. Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные вопросы, добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.
  6. Не допускайте собственной  гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве  тренеров, помощников учителя и т.д.
  7.  Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания (на 1-3 урока вперёд) для пар, команд, отдельных детей, в т.ч. подготовленные вместе с родителями.  Больше  работайте над  развитием речи учащихся, над умением вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом.
  8. Применяйте на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные  уровни коммуникации с детьми (индивидуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шёпотом.
  9. Чётко делите учебный материал на основные/обязательные понятия, углублённый их вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон», за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.
  10. Освойте методику и технику использования в ходе занятий  музыкальных произведений, особенно классической музыки.
  11. Программируйте  динамику урока (как в прямом, так и в переносном смысле) и управляйте ею. Обеспечьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении». Проводите в ходе урока несколько динамических пауз с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.).
  12. Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструктируйте учеников относительно наиболее рациональных приёмов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте домашние задания, в т. ч. творческие, рассчитанные на выполнение в группе, команде, а также совместно с родителями. Объясняйте родителям необходимость этого.
  13. Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистенто ввоспитателей, родителей учащихся, студентов и пр.. Учитесь работать в составе педагогических «дуэтов» и команд.
  14. Создайте для себя в учебном кабинете 2-3 дополнительных рабочих места, в том числе  позади класса. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к организации образовательной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС 1 1слайд

Слайд 2

ФГОС: Общие положения. п. 7 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: * ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, умение применять эти знания в практической деятельности составляют цель и основной результат образования. 2 2слайд

Слайд 3

“Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. В.А.Сухомлинский 3 3слайд

Слайд 4

Требования предъявляемые к современному уроку урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время-сбережение и здоровье-сбережение; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. 4 4слайд

Слайд 5

Тенденции развития современного урока Применение новейших информационных технологий Разнообразие типов урока Свобода в выборе структуры урока Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Технологичность обучения Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться ( УУД) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения 5 5слайд

Слайд 6

Современные подходы к уроку: * личностно-ориентированный, * системно- деятельностный , * компетентностный 6 6слайд

Слайд 7

Личностно-ориентированный подход Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимость учета особенностей учащихся 7 7слайд

Слайд 8

Основные понятия личностно -ориентированного подхода Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я-концепция Выбор Педагогическая поддержка 8 8слайд

Слайд 9

Личностно-ориентированный подход Подари ребенку радость творчества, осознание его авторского голоса ; Веди ученика от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй ученика. 9 9слайд

Слайд 10

Системно – деятельностный подход Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда . ( Древняя мудрость) Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. 10 10слайд

Слайд 11

Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности . Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. 11 11слайд

Слайд 12

Способы создания проблемных ситуаций 1.Ситуация неожиданности. 2.Ситуация конфликта 3.Ситуация предположения. 4.Ситуация опровержения. 5.Ситуация несоответствия. 6.Ситуация неопределённости. 12 12слайд

Слайд 13

Основной результат применения СДП – развитие личности ребенка на основе УУД Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапред метные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества 13 13слайд

Слайд 14

Компетентностный подход Цель : *сохранение и развитие потенциала образовательного пространства, адаптация школы к динамически изменяющимся условиям, инновационная деятельность, обеспечение нормального функционирования процесса образования * формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности . 14 14слайд

Слайд 15

Ключевые компетентности 1. Познавательная компетентность: – учебные достижения; – интеллектуальные задания; – умение учиться и оперировать знаниями. 2. Личностная компетентность: – развитие индивидуальных способностей и талантов; – знание своих сильных и слабых сторон; – способность к рефлексии; – динамичность знаний. 3. Самообразовательная компетентность: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; – ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности; – гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; – постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. 15 15слайд

Слайд 16

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического воздействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная Коммуни кативная регулятивная 1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 16слайд

Слайд 17

3 . Моделирова-ние Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 4. Конструирова-ние нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5 . Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 17слайд

Слайд 18

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС 6 . Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы,; - контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату 18слайд

Слайд 19

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Цель посещения: Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока: Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Ведущие аспекты анализа урока: 19 19слайд

Слайд 20

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения 1.Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи 2.Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника 3.Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели 4.Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий 5.Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока 6.Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам 20 20слайд

Слайд 21

7.Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь 8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные 9.Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся 10.Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче 11.Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики 12.Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы 21 21слайд

Слайд 22

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов

Виды работ и диктанты по развитию орфографической зоркости учащихся....

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов по теме "Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС"

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Ме...