Работа творческой группы учителей начальных классов МБОУ-СОШ №4 2015/2016 уч.год
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Гончаренко Елена Юрьевна

План работы творческой группы учителей начальных классов 

Протоколы заседаний творческой группы 

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе

Диагностическая тестовая работа по проверке сформированностиУУД у младших школьников.

Лист достижений (1 класс)

Исследование уровней сформированности УУД (1 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол №1

 заседания ТГ учителей начальных классов

от 24.08.2015 года

  Присутствовали: 8 чел.

  Отсутствовали: -

Повестка.

Тема заседания: «Планирование и организация работы на 2015 – 2016 учебный год».

  1. Рассмотрение плана работы творческой группы  

 на 2015– 2016  учебный год.

  1. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

  По первому  вопросу слушали руководителя ТГ  учителей начальных классов Гончаренко Е.Ю., которая познакомила членов  творческой группы  с планом работы  группы на 2015-2016  учебный год. В ходе обсуждения план был  рассмотрен и одобрен.

  По второму вопросу слушали членов ТГ. Учителя представили свои темы по самообразованию на 2015-2016  учебный год.

Постановили:

  1. Одобрить план работы  ТГ учителей  начальных классов  на 2015 – 2016  учебный год.
  2. Рекомендовать к утверждению  план работы ТГ учителей начальной школы на 2015-2016  учебный  год.
  3. Утвердить темы самообразования  учителей начальных классов

 на 2015 – 2016  учебный год.

24.08.2015г.

               Руководитель  творческой группы:                     /Гончаренко Е.Ю./



Предварительный просмотр:

Протокол №2

 заседания ТГ учителей начальных классов

от 02.11.2015 года

  Присутствовали: 8 чел.

 Отсутствовали: -

Повестка.

Тема заседания: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».

  1. Формирование УУД – способ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся.
  2. Работа в парах  и групповая работа на уроках как средство формирования УУД.
  3. Воспитательная работа в процессе работы по стандартам.
  4. О результатах  ВШК (об итогах персонального контроля за работой учителя Воробьёвой Т.Н. Формирование УУД во 2 классе).

   По первому вопросу слушали руководителя творческой группы  учителей начальных классов Гончаренко Е.Ю., которая организовала работу группы по теме «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».

  Далее  выступила Агеева Елена Викторовна,  учитель 4 «б»  на тему «Формирование УУД – способ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся» (сообщение прилагается). Педагог сообщила, что одной из важнейших  целей начального образования в соответствии с ФГОС начального общего образования является формирование универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, ставится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать  и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся  сам должен  стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.  Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Елена Викторовна поделилась опытом работы по формированию УУД на уроках математики, русского языка, технологии, литературного чтения и окружающего мира.  Познакомила с памяткой для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий.

  По второму вопросу слушали  выступление  руководителя творческой группы Гончаренко Е.Ю. Она поделилась с коллегами своими «находками»  на тему «Работа в парах и групповая работа на уроках как  средство формирования УУД» (сообщение прилагается).

  Елена  Юрьевна  сообщила, что групповая работа – одна из продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются разные варианты решения, идёт взаимообучение  детей в процессе  учебного диалога.  Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать  взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

  Одним из главных условий качественной работы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно представить «готовые» правила работы или предложить учащимся разработать их самостоятельно. (Примерные правила прилагаются.) Доказано, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность учащихся, в классе формируется доброжелательная обстановка.

  По третьему вопросу слушали выступление Васильченко О.В. на тему «Воспитательная работа в процессе работы по стандартам».  Ольга Владимировна  отметила, что образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС. Концепция представляет собой ценностно- нормативную основу взаимодействия  ОУ с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Ольга Владимировна познакомила коллег с Примерной  программой духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников (материал прилагается).

   По четвёртому вопросу  заслушали зам. директора по УВР Колбасину Е.В. Была зачитана справка по итогам персонального контроля  за работой учителя 2 класса  Воробьёвой Т.Н.

    Проверка показала, что  Воробьёва Т.Н. -   опытный, ответственный педагог.  Уроки педагога продуманы и интересны, соответствуют современным требованиям.

Формируя УУД, в своей работе учитель активно использует деятельностный метод. Дети пребывают в игровой атмосфере, вместе с персонажами учебников УМК «Перспективная начальная школа», друг с другом, с учителем они находятся в центре игровой ситуации, осознают ценность своего участия в решении проблем. Так формируются регулятивные УУД.  Во 2 классе по итогам посещения  учебных занятий можно говорить о достаточно высоком уровне сформированности коммуникативных УУД. Дети ставят цель, аргументировано доказывают свою точку зрения, делают выводы.

Систематически педагог применяет информационно-коммуникационные средства обучения на разных этапах урока.  Презентации, использованные на уроках, соответствуют гигиеническим требованиям, эффективно используются в ходе урока.

Постановили:

  1. Учителям начальных классов использовать на уроках разнообразные методы и формы работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
  2. Применять на уроках групповую и парную формы организации учебного процесса для формирования коммуникативных УУД  обучающихся.
  3. Классным руководителям руководствоваться в работе с классным коллективом концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Одобрить опыт работы учителя 2 класса Воробьёвой Т.Н. по формированию универсальных учебных действий обучающихся. Шире использовать метод самооценивания  при формировании регулятивных учебных действий с целью развития адекватной самооценки деятельности обучающихся.

05.11.2015г.  

             

   Руководитель творческой группы:     ________ /Гончаренко Е.Ю./



Предварительный просмотр:

Протокол №3

 заседания ТГ учителей начальных классов

от 23.12.2015 года

  Присутствовали: 8 чел.

 Отсутствовали: -

Повестка.

Тема заседания: «Методы и приемы эффективного обучения младших школьников».

  1. Классификация методов обучения.
  2. Методы и приёмы работы, применяемые на уроке для формирования регулятивныхУУД.
  3. Открытый урок в 3 «а» классе по теме заседания.

   В ходе данного заседания руководителем творческой группы Гончаренко  Е.Ю. был организован методический семинар по теме «Методы и приёмы эффективного обучения младших школьников».

В начале заседания Елена Юрьевна психологически настроила коллег на положительную работу, объявила цель методического семинара и ознакомила с планом работы.

По первому вопросу слушали руководителя творческой группы Гончаренко Е.Ю., которая ознакомила коллег с классификацией методов обучения. В ходе выступления Елена Юрьевна раскрыла сущность понятий «метод» и «приём обучения», охарактеризовала подходы к классификации методов обучения, дала характеристику отдельных методов обучения школьников в начальной школе (материал прилагается).

Продолжила семинар Тимощук Татьяна Александровна,  учитель 2 класса, с выступлением по второму вопросу на тему « Методы и приёмы работы, применяемые на уроке для формирования регулятивных УУД». Татьяна Александровна  говорила о проблемах отбора методов и приёмов для формирования регулятивных УУД,  поделилась опытом работы по формированию  регулятивных УУД  на уроках математики, русского языка,  технологии, а такжедала несколько рекомендаций по развитию у учащихся регулятивных универсальных учебных действий.

   Практической частью методического семинара послужил открытый урок Васильченко О.В., проведённый в 3 «а» классе по теме «Изображение данных с помощью диаграмм».

По третьему вопросу Ольга Владимировна выступила с самоанализом урока математики по теме «Изображение данных с помощью диаграмм» (самоанализ и конспект урока  прилагаются).

   Затем руководитель творческой группы предложила проанализировать данный урок коллегам.

    Руководитель творческой группы Гончаренко Е.Ю. отметила, что кропотливую работу учитель ведёт по формированию УУД. Ольга Владимировна  создаёт условия для самостоятельного постижения знаний обучающимися. Открытие нового знания состояло в том, что ученики, проведя статистический опрос заранее, смогли обобщить полученную информацию и представить эту информацию в виде диаграммы.

Выступили:

Тимощук Т.А. отметила, что урок Васильченко О.В. отвечает современным требованиям.  Обучающиеся  получили возможность самостоятельно поставить цель к уроку, исходя из соответствующей проблемной ситуации, которая была создана педагогом. Предложенные задания носили как развивающий, так и воспитывающий характер.  Для достижения планируемых результатов Ольга Владимировна использовала следующие  методы: словесный,  наглядный, исследовательский, проблемно-поисковый. Каждый этап урока продуман, использованы различные приёмы активизации мыслительной деятельности учеников. На уроке использовалась работа в парах, самостоятельная дифференцированная работа.

Антоненко О.С., учитель 4 «а» класса, анализируя данный урок, заметила, что на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебная информация была привлекательна и интересна для детей. В ходе работы ребята показали достаточно высокий уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы  по отношению друг к другу.  Формировались коммуникативные УУД. Презентация, использованная на уроке, соответствовала  гигиеническим требованиям, эффективно использовалась в ходе урока.

Постановили:

  1. Учителям начальных классов, осуществляя обучение младших школьников, активно использовать современные методы и приёмы.
  2. Одобрить опыт работы учителя 2 класса Тимощук Т.А. по формированию у учащихся регулятивных УУД.
  3. Признать урок математики в 3 «а»  классе, проведенный  Васильченко О.В.  по теме «Изображение данных с помощью диаграмм»,   высокого уровня.

23.12.2015г.  

   Руководитель творческой группы:     ________ /Гончаренко Е.Ю./



Предварительный просмотр:

Протокол №4

 заседания ТГ учителей начальных классов

от 22.03.2016 года

  Присутствовали: 8 чел.

 Отсутствовали: -

Повестка.

Тема заседания: «Деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса».

  1. Современные требования к учителю и уроку в рамках реализации ФГОС.
  2. Деятельностный подход в воспитании учащихся.
  3. Открытый классный час во 2классе по теме заседания.
  4. Открытое занятие по внеурочной деятельности во 2 классе по теме заседания.
  5. О результатах ВШК (об итогах предметного контроля).

   В ходе данного заседания руководителем творческой группы Гончаренко  Е.Ю. была организована работа группы  по теме «Деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса».

В начале заседания Елена Юрьевна напомнила коллегам старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод».Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Таким образом, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя теперь становится главным деятелем, субъектом учебной деятельности. Елена Юрьевна предложила более подробно поговорить о современных требованиях к учителю и уроку в рамках реализации ФГОС.

По первому вопросу слушалиТокаренко О.М., учителя 1 класса, которая выступила с докладом на тему «Современные требования к учителю и уроку в рамках реализации ФГОС» (доклад  прилагается). В своём докладе  Ольга Михайловна  отметила, что принципиальным отличием современного подхода является ориентация  стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти  знания в практической деятельности. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Структура современных уроков  должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Продолжила работу Антоненко О.С.,  учитель 4 «а» класса, с выступлением по второму вопросу на тему « Деятельностный подход в воспитании учащихся».  Ольга Сергеевна отметила, что деятельностный подход лежит не только в основе учебной, но и внеурочной деятельности. То есть в процессе и результате использования форм, приёмов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создаёт, вырабатывает их вместе с учащимися. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

   Практической частью  заседания послужил открытый  классный час Тимощук Т.А., проведённый во 2  классе по теме «Спешите делать добро».

По третьему вопросу  Татьяна Александровна   выступила с самоанализом  классного часа по теме «Спешите делать добро» (самоанализ и конспект классного часа прилагаются).

   Затем руководитель творческой группы предложила проанализировать данный  классный час  коллегам.

    Васильченко О.В. отметила, что эта тема актуальна всегда, потому что она связана с жизнью. С добром и злом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них не всегда хватает знаний отличать одно от другого. Татьяна Александровна использовала следующие методы: словесный, наглядный, практический. На этапе введения в тему были использованы такие приёмы,  как: постановка проблемы, опора на имеющийся опыт учеников. Постановка доступной цели позволила  воспитанникам успешно справляться с заданиями, а подведение итогов каждого этапа работы стимулировали детей и побуждали к дальнейшим действиям. Дети на классном часе были активны, работали с желанием узнать новое.

Антоненко О.С. отметила, что классный час Тимощук Т.А.  отвечает современным требованиям. Проведена была подготовительная работа: учащиеся выучили песни, стихотворения. Татьяна Александровна показала организаторские умения, умение владеть детской аудиторией. Был создан необходимый положительный  психологический настрой.  Содержание классного часа было доступно, познавательно. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Дети активно работали в группах.

Гончаренко Е.Ю. выделила творческий  подход к построению классного часа. Каждый ребёнок был включён в активную деятельность. На занятии царила атмосфера заинтересованности и доверия. Использовались различные  формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная. Дети  были внимательны, вежливы, терпеливы  по отношению друг к другу.  Формировались коммуникативные УУД.

По четвертому вопросу слушали  Воробьёву Т.Н.  с самоанализом занятия  по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам», проведённого во 2 классе по теме «Развитие наглядно-образного мышления. Совершенствование воображения» (самоанализ и конспект занятия прилагается).

Затем с анализом занятия выступили:

Агеева Е.В.

Основная цель занятий «Юным умникам и умницам» - формировать познавательную активность, расширять знания по предметам, развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.

На всех этапах занятия  ученики были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы занятия  были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. В ходе работы ребята показали достаточно высокий уровень работы в группах, были внимательны, вежливы, терпеливы друг к другу. Проведена весёлая переменка. Учителю удалось создать здоровьесберегающую среду на занятии. Проведена рефлексия.

Гончаренко Е.Ю.

 На этапе самостоятельной работы Татьяна Николаевна проверила умение учащихся применять новые знания во время практической работы (создание мини- проекта «Сказочное животное»). Особое место на данном этапе занимает формирование  у учащихся общеучебных коммуникативных навыков. Дети показали  достаточно высокий уровень мышления, познавательную активность.В ходе урока осуществлено повторение важных правил безопасности, необходимых  при работе с ножницами, клеем.  

Тимощук Т.А.

 На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Содержание занятия способствовало созданию условий для формирования УУД. На данном занятии применялся деятельностный подход в обучении, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и практической. Дети были увлечены работой (мини- проект). Ситуация успеха формировалась во время всего занятия.

По пятому вопросу заслушали  зам. директора по УВР Колбасину Е.В..  Елена Викторовна зачитала справку о результатах предметного контроля за работой учителя 1класса  Токаренко О.М.

Токаренко О.М. – молодой специалист, зарекомендовавший себя как ответственный, организованный, перспективный педагог. Уроки литературного чтения учителя продуманы, достаточно эффективны, проходят в доброжелательной атмосфере. Структура и содержание уроков соответствует требованиям ФГОС.  Учитель использует разнообразные методы: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Приёмы: актуализация субъективного опыта, игровые, диалоговые, рефлексивные.  Учитель ведёт кропотливую работу по  формированию навыка чтения, включая в активную познавательную деятельность.    Навык чтения у детей в целом сформирован: основная масса обучающихся владеет слоговым чтением, ученики понимают смысл прочитанного, объясняют лексическое значение слов, способны анализировать прочитанное. Есть обучающиеся, читающие целыми словами.  Общение педагога с детьми строится на взаимном уважении.

Постановили:

  1. Учителям начальных классов обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности, направленной на создание благоприятной развивающей среды в условиях реализации ФГОС.
  2. Классным руководителям для реализации деятельностного подхода в воспитании  необходимо  изучать и внедрять в практику продуктивные воспитательные технологии.
  3. Признать классный час во 2классе по теме «Спешите делать добро», проведённый Тимощук Т.А. достаточно высокого уровня.
  4. Признать занятие «Юным умникам и умницам»  по внеурочной деятельности во 2 классе по теме «Развитие наглядно-образного мышления.  Совершенствование воображения», проведённое  Воробьёвой Т.Н., высокого уровня.
  5. Одобрить работу учителя начальных классов Токаренко О.М. по формированию навыка чтения у обучающихся 1 класса. Четче формулировать цели к уроку, составлять технологические карты к урокам.

22.03.2016 г.  

   Руководитель творческой группы:     ________ /Гончаренко Е.Ю./



Предварительный просмотр:

Протокол №5

заседания ТГ  учителей начальных классов

от 24 мая 2016г.

Присутствовало:  7 чел.

                                                                                   Отсутствовали: 1чел.

Повестка.

Тема заседания:  « Результаты деятельности творческой группы учителей начальных классов».

  1. Разработка контрольно-измерительных материалов по отслеживанию УУД.
  2. О результатах ВШК.
  3. Анализ работы  творческой группы учителей начальных классов          за 2015 – 2016 учебный год.

По первому вопросу слушали руководителя творческой группы учителей начальных классов Гончаренко Е.Ю., которая  поделилась опытом работы по отслеживанию результатов  сформированности  УУД у учащихся 1 класса по следующим методикам:   «Лесенка», «Тест простых поручений», «Анкета школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, «Исследование словесно-логического мышления младших школьников», «Рукавички» Г.А.Цукерман.

Затем Елена Юрьевна предложила методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся 1 – 4 классов (материалы выступления прилагаются).

Далее выступила Токаренко О.М., учитель 1 класса. Ольга Михайловна  подготовила и предложила коллегам  диагностические тестовые работы по проверке сформированности УУД у младших школьников (1 класс) и «Листы индивидуальных достижений» в 1 классе (материал прилагается).

  По второму вопросу слушали  зам. директора по УВР Колбасину Е.В.  Елена Викторовна зачитала справку  об итогах проверки техники чтения в начальной школе.

   В 1 классе обучающиеся освоили слоговой тип чтения, переходящий в чтение целыми словами, обучающиеся читают выразительно, понимают прочитанное, это свидетельствует о достаточно эффективной работе учителей Токаренко О.М. и  Гончаренко Е.Ю. по формированию и развитию плавного слогового чтения, в необходимом на данном этапе обучения темпе. Основная масса обучающихся выполняют норму чтения или читают выше нормы.

Во 2 классах хорошие показатели по темпу чтения, причём обучающиеся не только читают достаточно быстро, но и выразительно, понимая смысл прочитанного. Прослеживается систематическая работа учителей Воробьёвой Т.Н. и Тимощук Т.А. по формированию осознанного чтения.

В 3 «а» классе (учитель Васильченко О.В.) в целом сформирован навык чтения, практически все обучающиеся читают целыми словами, понимают смысл прочитанного, владеют навыками первичного анализа текста, выражают эмоции после прочтения предложенного текста.

Во 3 «б» классе (учитель Ибрагимова С.А.) обучающиеся демонстрируют средний уровень читательской компетенции. Видна работа учителя по развитию выразительного чтения, обучающиеся достаточно эмоциональны.  5  человек читают ниже нормы, а у Айвазовой Луизы определить уровень овладения умением читать не представляется возможным, так как ребёнок не идёт на речевой контакт с педагогами. Поэтому  учителю следует больше внимания уделять отстающим ученикам, развивать стремление детей к безошибочному чтению.

В 4 «а» классе (учитель Антоненко О.С.)  низкий уровень читательской компетенции, более половины класса показали низкий темп чтения, не все обучающиеся способны самостоятельно понять прочитанное. Не решена проблема безошибочного чтения, ребята читают монотонно. Следует корректировать ошибки в произношении слов, ликвидировать повторы чтения одних и тех же слов.

В 4 «б» классе учитель Агеева Е.В. ведет кропотливую работу по формированию выразительного чтения художественных произведений, но при чтении обучающиеся допускают ошибки, 8 человек читают в низком темпе.

   По третьему вопросу слушали выступление руководителя  ТГ  Гончаренко Е.Ю. , которая познакомила коллег с анализом работы ТГ  учителей начальных классов за 2015-2016  учебный год (анализ прилагается).

Решение:

  1. Одобрить опыт работы Гончаренко Е.Ю., Токаренко О.М. по использованию методик диагностики уровня сформированности УУД  у обучающихся  в начальной школе. Использовать  в своей работе методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД  у обучающихся 1 – 4 классов.
  2. Считать уровень овладения навыком чтения обучающимися 1 – 4 классов в целом достаточным. Одобрить опыт работы по развитию читательской компетенции обучающихся следующих педагогов:  Гончаренко Е.Ю., Воробьёвой Т.Н., Васильченко О.В. Учителям начальных классов проанализировать уровень читательской компетенции класса, спланировать индивидуальную работу с обучающимися, направленную на развитие правильности, выразительности чтения и увеличения темпа чтения.
  3. Считать работу ТГ учителей начальных классов за 2015 – 2016 учебный год удовлетворительной.

24.05.2016г.               Руководитель ТГ: __________ /Гончаренко Е.Ю.



Предварительный просмотр:

Анализ  работы творческой группы учителей начальных классов  МБОУ - СОШ № 4 х. Малоорловский

за 2015– 2016 учебный год.

Начальное общее образование является  первым уровнем  общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Начальная школа - это фундамент образования, от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи. Средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать у учащихся  лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность.

       Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации к общественной жизни.

       Работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

Тема, над которой работает творческая группа: «ФГОС – стратегия обновления содержания образования и достижения нового качества его результатов».

Творческая группа учителей начальных классов нашей школы призванапомогать учителю повышать педагогический уровень, овладевать новыми, более совершенными методами и приёмами обучения и воспитания детей, систематически знакомиться с достижениями науки, с педагогической и научной литературой. Мы стараемся так организовать работу творческой группы, чтобы предупредить возможные ошибки, просчёты в работе учителей, порекомендовать действенные приёмы, средства и методы, помогающие раскрыть наиболее трудные темы учебных программ, обобщить и распространить лучший опыт.

Работа творческой группы направлена на решение основной задачи – достижения высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых направлений, технологий, систем и методов обучения.

Цель работы творческой группы: непрерывное совершенствование  уровня педагогического мастерства учителей начальных классов, их эрудиции, компетентности в области учебного  предмета и методики его преподавания; освоение новых технологий, направленных на обеспечение самораскрытия, самореализации обучающихся.

      Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, творческая группа  ставила перед собой следующие задачи:

  • создание  условий  для личностного развития членов творческой группы, их самореализации;
  • совершенствование  качества современного урока; повышение  его эффективности, применение  современных  методов обучения и внедрение  новых  технологий;
  • обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя, направленной на создание благоприятной развивающей среды в условиях реализации ФГОС;
  • адаптация учебно-воспитательного  процесса к запросам и потребностям личности; обеспечение возможности её самораскрытия; создание системы поиска и поддержки талантливых детей.

  Реализация  целей  и задач  ТГ осуществлялась  согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно – правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.

     В  2015-2016 учебном году в начальных классах обучалось 124  учащихся в 8 классах. Обучение осуществлялось по  УМК: «Перспективная начальная школа». Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.

Задачи, поставленные в 2015-2016 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 8 учителей начальных классов, из них 3 учителя имеют высшее педагогическое образование, 5 учителей  – среднее специальное педагогическое образование.

№п/п

Ф.И.О. учителя

Стаж

Должность

Категория

Образование

1

Воробьева Т.Н.

35

Учитель

нач. кл.

1

высшее

2

Васильченко  О.В.

15

Учитель

нач.кл.

1

высшее

3

Токаренко О.М.

3

Учитель

нач. кл.

_

ср. спец.

4

Антоненко О.С.

1

Учитель

нач. кл.

_

ср.спец.

5

Агеева Е.В.

26

Учитель

нач.кл.

-

ср. спец.

6

Ибрагимова С.А.

1

Учитель

нач. кл.

_

ср. спец.

7

Тимощук Т.А.

31

Учитель

нач. кл.

_

ср. спец.

8

Гончаренко Е.Ю.

34

Учитель

нач. кл.

1

высшее

Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.

   С целью расширения и углубления профессионально-методических знаний и умений  учителя занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока: в достижении намеченной цели, выполнении программы.

 Учителя  целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда.

    Всеми учителями в работе по обучению учащихся реализовываются принципы научности, наглядности, осознанности, связи теории с практикой.

    Много работают учителя начальных классов по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных умений, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся мотивировать детей к учебной деятельности, учат быть самостоятельными, вычленять главное в учебном материале, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.

   Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Учителя  ТГ  стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма путем самообразования, проходят обучение на курсах повышения квалификации, в том числе дистанционно, это способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, осознанному выбору эффективных методов и форм обучения, освоению современных образовательных технологий.

   Так, в текущем учебном году прошла  дистанционные  курсы повышения квалификации  Гончаренко Е.Ю.  на сайте «Развитум» в Автономной некоммерческой организации "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования" по программе «Теория, методика и современные образовательные технологии начального, основного и среднего общего образования» по теме «Системно-деятельностный подход как основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта в  начальной школе», 72 ч. Токаренко О.М. посетила курсы повышения квалификации на базе Волгодонского филиала ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО по программе дополнительного профессионального образования «Информационные технологии в образовании» по проблеме «ИКТ-компетентность учителя начальных классов как условие эффективной реализации ФГОС начального общего образования», 72 ч. Агеева Е.В. приняла участие в работе информационно-методического модульного семинара «Система контроля и оценивания планируемых результатов развития школьников начальной школы «Подготовка к Всероссийской проверочной работе».

    Учителя начальных классов являются активными участниками различных  педагогических форумов: «Педсовет. ru”,  «Про Школу .ru», “Pedsovet. org”, “zavuch.info”.

   Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед  ТГ  и  способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы за год было  проведено пять заседаний  творческой группы, на которых заслушали выступления учителей ТГ  по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

Заседание №1 (24.08.2015г.) носило организационный характер, в ходе заседания был рассмотрен план работы ТГ учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год,  проведена корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

Заседание №2 (02.11.2015г.) было организовано по теме «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».

Агеева Елена Викторовна поделилась опытом работы по формированию УУД на уроках математики, русского языка, технологии, литературного чтения и окружающего мира.  Учителя получили информацию о роли и месте групповой работы в учебной деятельности, о возможностях её использования.

  Васильченко Ольга Владимировна познакомила коллег с Примерной программой духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Заседание №3 (23.12.2015г.) было организовано в форме семинара по теме

 «Методы и приёмы эффективного обучения младших школьников».

Гончаренко Е.Ю. ознакомила коллег с классификацией методов обучения, дала характеристику отдельным методам обучения школьников в начальной школе.

 Продолжила семинар Тимощук Т.А., учитель 2 класса, с выступлением на тему «Методы и приёмы работы, применяемые на уроке по формированию регулятивных УУД».

Практической частью семинара послужил открытый урок Васильченко О.В., проведённый в 3 «а» классе по теме «Изображение данных с помощью диаграмм».   Урок признан  высокого уровня.

Заседание №4 (22.03.2016г.) было проведено по теме «Деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса». Большой интерес у коллег вызвала информация о современных требованиях к учителю и уроку в рамках реализации ФГОС. Члены ТГ говорили  о том, что

деятельностный подход лежит не только в основе учебной, но и внеурочной деятельности. Практической частью данного заседания был открытый классный час по теме «Спешите делать добро». Данный  классный час отвечает современным требованиям и был признан коллегами достаточно высокого уровня.

По теме данного заседания было дано открытое занятие по внеурочной деятельности  «Юным умникам и умницам»  по теме «Развитие наглядно-образного мышления» во 2 классе  (учитель  Воробьёва Т.Н.). Занятие было признано   высокого уровня.

Ключевая тема заседания №5 (24.05.2016г.) « Результаты деятельности  творческой группы учителей начальных классов».  Оно было проведено в форме творческой  мастерской  по подбору и  разработке контрольно- измерительных материалов по отслеживанию УУД. Члены творческой группы получили возможность познакомиться с методическим комплексом  диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе. Елена Юрьевна поделилась опытом работы по отслеживанию сформированности УУД по следующим методикам: «Тест простых поручений», «Лесенка», «Рукавички» (1 класс). Руководителем творческой группы создан мини-сайт и размещены материалы творческой группы за 2015 – 2016 учебный год по адресу http: //nsportal.ru.

  В 2015-2016 учебном году  обучающиеся 4 классов приняли участие в апробации новой процедуры оценки качества общего образования – Всероссийских проверочных работ. Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счёт предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В соответствии с графиком ВПР в декабре 2015 года прошли пробные контрольные работы по учебным предметам (русский язык, математика). Их целью являлась – апробация работы системы Стат Град. В мае 2016 года  проведены ВПР по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир). Обучающиеся показали следующие результаты по предметам:

Предмет

5

4

3

2

Русский язык

17,9%

42,9%

32,1%

7,1%

Математика

16,7%

33,3%

46,7%

3,3%

Окружающий мир

0%

50%

43,3%

6,7%

    Анализ работы ТГ показал, что было создано достаточно условий, необходимых для практического решения общешкольной методической проблемы. Ведется работа по выявлению и поддержке  одарённых детей. Их привлекают к участию в различных конкурсах, викторинах.  В начальной школе из года в год растёт число участников в играх – конкурсах. Так, в истекшем учебном году ученики начальных классов приняли участие во Всероссийской предметной олимпиаде по математике «Эврика». Ученица 3 класса Ходюшина Виктория заняла 1 место по школе (учитель Ибрагимова С.А.) Во Всероссийской олимпиаде, организованной «Центром поддержки талантливой молодёжи», ученик 2 класса Губко Юрий занял 2 место по окружающему миру на региональном уровне (учитель Воробьева Т.Н.). В следующем учебном году следует продолжать работу с одаренными детьми начальных классов.

   Проанализировав  деятельность  ТГ, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в самореализации в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Ведется целенаправленная работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно – исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно-коммуникативных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.

Работу ТГ учителей начальных классов в 2015 – 2016 учебном году можно считать удовлетворительной.

Задачи ТГ  на 2016 – 2017 учебный год:

  1. Совершенствовать  учебно-воспитательный  процесс  на основе внедрения современных педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов,  образовательных возможностей, состояния здоровья.
  2. Развивать творческую  активность учителей, поддерживать распространение педагогического опыта.
  3. Продолжить работу по совершенствованию системы внеурочной деятельности, воспитательной работы с целью формирования ученического коллектива и  творческой самореализации детей.
  4. Усилить работу с одаренными детьми и их сопровождение в течение всего периода обучения в начальной школе.



Предварительный просмотр:

План работы творческой группы учителей начальных классов

Номер заседания

Сроки проведения

Тема заседания

Содержание

Форма проведения

Ответственные

1

Август

Планирование и организация  работы на 2015 – 2016 учебный год.

1.Рассмотрение плана работы творческой группы  на 2015 – 2016 учебный год.

2. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

Проект плана

Рук. ТГ Гончаренко Е.Ю.

Члены ТГ

2

Октябрь

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.

1.Формирование УУД – способ самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей обучающихся.

2.Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД.

3.Воспитательная работа в процессе работы по стандартам.

4.О результатах ВШК (об итогах персонального контроля за работой учителя  Воробьёвой Т.Н. Формирование УУД во 2 классе).

Доклад

Сообщение

Сообщение из опыта работы

Справка

Агеева Е.В.

Рук. ТГ Гончаренко Е.Ю.

Васильченко О.В.

Зам. директора по УВР Колбасина Е.В.

3

Декабрь

Методы и приемы эффективного обучения младших школьников.

1.Классификация методов обучения.

2. «Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования регулятивных УУД».

3. Открытый урок во 2 классе по теме заседания.

Методический  семинар

Сообщение

Разработка заданий,  формирующих регулятивные УУД.

Самоанализ урока

Анализ урока

Рук. ТГ Гончаренко Е.Ю.

Тимощук Т.А.

Члены ТГ.

Васильченко О.В.

Члены ТГ

4

Март

Деятельностностный подход как основа организации   учебно - воспитательного процесса.

1.Современные требования к учителю и уроку в рамках реализации ФГОС.

Доклад

Токаренко О.М.

2.Деятельностный подход в воспитании учащихся.

3. Открытый классный час во 2 классе по теме заседания.

Сообщение

Самоанализ

Анализ классного часа

Антоненко О.С.

Тимощук Т.А.

Члены ТГ

4.Открытое занятие по внеурочной деятельности

 во 2  классе по теме заседания.

6. О результатах ВШК (об итогах предметного контроля).

5. О результатах ВШК (об итогах персонального   контроля).

Самоанализ занятия

Анализ занятия

Справка

Справка

Воробьёва Т.Н.

Члены ТГ

Зам. директора по УВР Колбасина Е.В.

Зам.директора по ВР  Третьякова Т.И.

5.

Май

Результаты деятельности творческой группы учителей начальных классов.

1. Разработка контрольно-измерительных материалов по отслеживанию УУД.

2.О результатах ВШК.

3.Анализ работы творческой группы  учителей  начальных классов за 2015 – 2016 учебный год.

Творческая мастерская

Справка

Отчёт

Члены ТГ

Зам. директора по УВР Колбасина Е.В.

Рук. ТГ

Гончаренко Е.Ю.



Предварительный просмотр:

Методический комплекс диагностики уровня сформированности  УУД  у обучающихся в начальной школе

1 класс

Стартовая.

Личностные УУД: «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина, Цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова и Г.Г. Генинг.

Регулятивные УУД: Графический диктант, «Образец и правило» (А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман).

Познавательные УУД: Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова), «Исключение лишнего» (тест А. Отиса – Р. Леннона).

Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

Итоговая.

Личностные УУД: Тест «Лесенка», Опросник Н. Г.Лускановой "Оценка уровня школьной мотивации», Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, Анкета Л.М.Ковалевой «Психологический анализ особенностей адаптации

первоклассников к школе».

Регулятивные УУД: Методика «Кодирование», «Корректурная проба».

Познавательные УУД: Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку), методика «10 слов» (А.Л.Венгер,Г.А. Цукерман).

Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).

2 класс

Личностные УУД: Опросник мотивации Н.Г. Лукановой, Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.

Регулятивные УУД: Тест «Сложная фигура» (А.Рей), методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия).

Познавательные УУД: Методика «Исключение слов», методика «Вербальная фантазия».

Коммуникативные УУД: «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл); Социометрия.

3 класс

Личностные УУД: Анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки» (методика А.И.Липкиной, Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже).

Регулятивные УУД: Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).

Познавательные УУД: Методика «Счет»; Методика «Слова» Т.И. Юферевой, Методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД: Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), Социометрия.

4 класс

Личностные УУД: Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой) Методика КТО Я? (модификация методики Куна).

Регулятивные УУД: Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)

Познавательные УУД: Методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой).

Коммуникативные УУД: Задание «Дорога к дому», Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), Социометрия.

Система оценки сформированности универсальных учебных

действий в начальной школе включает 4 основные категории оценки:

1. Педагогическое наблюдение.

2. Оценка работ на межпредметной основе.

3. Психодиагностическое обследование.

4. Анализ содержания портфеля достижений.

Система мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения в начальной школе предполагает промежуточное оценивание сформированности УУД на протяжении всего обучения в начальной школе и ведение индивидуальной карты обучающегося

Система мониторинга предполагает систему общих критериев и общую шкалу оценок сформированности УУД. В нашей системе образования традиционно используется 5 - бальная система оценивания. В психологической диагностике каждый психометрический тест обладает своей индивидуальной шкалой оценки, но все показатели обычно сводятся к трем  уровням: низкий, средний и высокий.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных достижений

Учени____  ______________________   Класс   1

Предмет

Формируемые навыки и умения

Старт

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Итоги года

Чтение

1. Способ чтения: *  по буквам

                               * по слогам

                               * по словам

2. Безошибочность чтения

3. Выразительность

4. Понимание прочитанного

5. Пересказ:  * с помощью учителя

                       * самостоятельно

Обучение грамоте. Русский язык

Каллигра-фия

1. Письмо букв, слогов, слов

2. Письмо под диктовку: * слогов

                                           * слов

                                 * предложений

                      * текстов

Орфография

3. Фонетический разбор

4. Деление на слоги

5. Ударение

6. Правописание имен собственных

7. Правописание гласных после       шипящих

Математика

          Кал-фия

1. Письмо цифр

2. Соблюдение  

3. Признаки предметов

4. Геометрический материал

5. Состав числа

6. Сложение однозначных чисел

7. Вычитание однозначных чисел

8. Сложение двузначных чисел

9. Вычитание двузначных чисел

Ознакомление с окружающим миром

Знания * о растениях

           * о животных

           * о грибах

           * о живой и неживой природе

    * о правилах поведения на дороге

Активность на уроке

Выполнение творческих заданий

Трудовое обучение

1. Готовность к уроку

2. Качество выполнения работ:

  - точность

-аккуратность

- самостоятельность

- творчество

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

2015-2016 УЧ. ГОД

Ученик ________________           Класс 1 «___»     Учитель _________________

Предмет   МАТЕМАТИКА

п/п

Формируемые навыки и умения

Даты

старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Итог

1.

Ориентация в пространстве левее, правее

выше, ниже

Сравнение предметов по различным признакам:       по цвету

по форме

по размеру

Сравнение групп предметов:

больше, меньше, столько же

2.

Устная нумерация в пределах 10

Воспроизведение  последовательности чисел

от 1 до 10

Сравнение чисел в пределах 10

Читать простейшие математические записи вида:          1+1=2

Составлять математические записи

3.

Сложение и вычитание

Складывать и вычитать в пределах 10 способом

        ±1

Письмо цифр

Сложение и вычитание:

     ±2;       ±3;       ±4

Знание состава чисел из двух слагаемых

Знание таблиц сложения в пределах 10

4.

Решение задач

Решение текстовых задач в 1 действие на нахождение суммы

Остатка

На увеличение (уменьшение) на несколько единиц в прямой форме

Задачи на разностное сравнение

5.

Нумерация чисел в пределах 20

Воспроизведение последовательности в пределах 20

В обратном порядке

Записывать числа в пределах 20

Сравнивать числа в пределах 20

                                Лист индивидуальных достижений

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ, РУССКИЙ ЯЗЫК

Ученик(ца)________________________________Класс ______

№ п/п

Навык

Старт

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Итог

1

Ориентация в прописи и тетради

2

Письмо элементов букв

3

Письмо строчных и заглавных букв по образцу

4

Письмо букв и слогов под диктовку

5

Письмо слов под диктовку

6

Письмо под диктовку предложений

7

Списывание с печатного текста

8

Деление слов на слоги

9

Звонкие и глухие согласные звуки

10

Твёрдые и мягкие согласные звуки

11

Шипящие согласные звуки

12

Фонетический разбор слов

13

Имена собственные

14

Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу»

15

Сочетания «чк», «чн», «щн»

16

Перенос слов

Формирование  начальных учебных навыков и умений

Ученик(ца)_____________________________________Класс_______

п/п

Вопросы

для изучения

Да

Нет

Частично

Да

Нет

Конечно

        I полугодие

II  полугодие

1

Умение слушать педагога и понимать его объяснения

2

Умение осознать учебную задачу (Что должен был сделать? Каким способом? Чему должен научиться? Чему научился?)

3

Умение выполнять задание по плану педагога или собственному плану)

4

Адекватность реакций на оценку педагога по ходу или в конце выполнения задания

5

Способность адекватно оценивать собственную деятельность и её результат

6

Умение излагать понятно для окружающих свои мысли

7

Умение слушать ответы товарищей и адекватно оценивать их

8

Проявление любознательности и стремления узнать больше

9

Умение самостоятельно видеть интересные моменты на уроке

        Учет навыков чтения

Ученик(ца)_________________________________Класс 1 _______

Темп чтения

Старт _____________________________________________________

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

Грамотность чтения 1 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Осознанность чтения 1 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Условные обозначения

Для отслеживания результатов можно использовать бальную систему, определив границы уровня освоения навыка, или же систему знаков, например,

        « - » - низкий уровень освоения навыка;

        « * » - средний уровень;

        « + » - высокий уровень.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Исследование уровней сформированности УУД

Подготовила: Гончаренко Е.Ю.

Методики  проведения диагностики УУД

Методика №1 «Лесенка».

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме

Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Рисунок к методике «Лесенка»

34

Инструкция:

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Обработка результатов:

При анализе полученных данных исходите  из следующего:

Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.

Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка).

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка).

Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Методика №2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Обработка результатов:

Отрицательный ответ – 0 баллов;

Нейтральный ответ – 1 балл;

Положительный ответ – 3 балла;

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Уровни школьной мотивации:

25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации;

15–24 балла – средний уровень мотивации;

10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).

Вопросы анкеты:

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1) Мне в школе нравится.

2) Мне в школе не очень нравится.

3) Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1) С хорошим настроением.

2) Бывает по-разному.

3) Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1) Пошел бы в школу.

2) Не знаю.

3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1) Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2) Бывает по-разному.

3) Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1) Нет, не хотел бы.

2) Не знаю.

3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1) Рассказываю часто.

2) Рассказываю редко.

3) Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1) Мне нравится наш классный руководитель.

2) Не знаю, затрудняюсь ответить.

3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1) У меня много друзей в классе.

2) У меня мало друзей в классе.

3) У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1) Мне нравятся мои одноклассники.

2) Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Методика № 3 «Тест простых поручений».

Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста — 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Инструкция:

Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача — выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания.

Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок».

 2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один».

 3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные.

 4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

 5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат.

 6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление).

 7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике.

 8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь».

Рисунок к методике «Тест простых поручений»

Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл.

При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

7-8 баллов – высокий уровень;

4-6 баллов – средний уровень;

0–3 балла – низкий уровень.

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Методика №4 Исследование словесно-логического мышления

Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

1-й субтест

Осведомленность

Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция:

Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и  детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

18 - 20 баллов – высокий уровень;

10 – 17 баллов – средний уровень;

0 –9 – низкий уровень.

1 субтест

2 субтест

1 субтест

2 субтест

1

подошва

фасоль

6

всегда

указка

2

верблюд

мост

7

день

Нестеров

3

12

песок

8

жидкая

лебедь

4

февраль

Москва

9

корень

число

5

страус

каштан

10

Москва

вкусный

Ключ к методике

Стимульный материал:

1-й субтест

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

  1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
  2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
  6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий

Методика №5 "Рукавички" (Г.А. Цукерман).

Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Инструкция: 

Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Обработка результатов:

Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика №6 «Карта наблюдений».

Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

Оценка сформированности коммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

1

2

3

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

Дисциплинированный

6.Частые конфликты  

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

Усидчивый

Методический комплекс диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся в начальной школе.

Подготовила: Гончаренко Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы временной творческой группы учителей начальных классов «Олимпиадное движение 2013-2014 уч.год»

Направления работы с детьми при подготовке к олимпиадам; отбор и план отбора материала к олимпиадам....

Тема работы творческой группы учителей начальных классов МАОУ СОШ№2 «1 ученик - 1компьютер».

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного ...

Работа творческой группы учителей начальных классов МБОУ-СОШ №4 2016/2017 уч.год

План работы творческой группы учителей начальных классов на 2016/2017 уч.годПротокол заседания № 1Протокол заседания № 2Открытый урок по математике в 1-м классе по теме заседания...

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год.

Анализ работы творческой группы учителей начальных классов 2017-2018 уч.год....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...