Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.
статья на тему

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

В этом году начальная школа завершила переход на обучение по учебно-методическому комплекту «Планета Знаний» Это – единый, взаимосвязанный комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Среди авторов 4 заслуженных учителя России, школьные учителя высшей категории, опытные методисты и психологи, т.е. люди, которые непосредственно знакомы с работой в школе, имеют очень большой опыт в педагогической практике, в работе с детьми. Учебники разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, сделаны так, чтобы детям было интересно учиться, а родителям легко помогать, если у ребёнка по какой-либо причине возникли трудности в освоении учебного материала.

В УМК «Планета знаний» входят:

  • программы,
  • учебники по всем предметным линиям,
  • рабочие тетради к учебникам,
  • электронные образовательные ресурсы,

Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с использованием современных технологий по всем предметам.

  • методические пособия,
  • проверочные, диагностические, контрольные и комплексные работы,
  • дополнительные дидактические пособия («Спутник Букваря», «Прописи для читающих детей», карточки-задания по предметам, тренинговые тетради, тренажеры для формирования вычислительных навыков).

Учебные пособия УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий. Решению этой задачи способствует единая структура всех учебников комплекта.

Все учебники УМК имеют единую структуру

  • Знакомство с каждым учебником и каждым разделом начинается с маршрутного листа, в котором при помощи изобразительных средств представлены все темы учебника. Маршрутные листы помогают понять детям последовательность изучения материала, а постоянное обращение к ним помогает отслеживать продвижение по теме, оценивать свои знания.

  • Учебный материал каждого учебника делится на инвариантную и вариативную часть. Эти части в учебниках и рабочих тетрадях имеют разную цветовую окраску.

Инвариантная часть - это обязательные для всех учащихся задания базового уровня. Вариативная часть включает задания повышенного уровня обучения, которые выполняются учащимися по выбору. Здесь задания представлены на поиск информации, творческую и интеллектуальную деятельность.

  • Во всех учебниках и учебных пособиях данные задания имеют единую маркировку, это облегчает работу учителя и школьника с частями комплекта.

Задания на "поиск информации" требуют обращения детей к окружающим их взрослым (учителю, членам семьи), к познавательной литературе и словарям (первоначально учебников).

"Творческие задания" направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей.

"Дифференцированные задания" предоставляют учащимся возможность выбора задания.

Наиболее сложные задания названы "интеллектуальный марафон". Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.

Во всех книгах комплекта с помощью специально подобранных заданий заложена возможность работы в парах. Это позволяет: привлечь максимальное количество учащихся к выполнению задания; дать возможность каждому ученику работать на доступном ему уровне.

  • Каждый раздел учебника завершается проверочной работой и тренинговым листом.

Проверочные работы позволяют:

- диагностировать знания,

- осуществлять контроль,

- формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Тренинговые листы («Математический тренажёр», «Играем с Кенгуру»,  «Мозаика заданий» по математике, окружающему миру, «Читальный зал» в «Букваре», «Школа грамотеев» по русскому языку): позволяют:

- устранять пробелы в знаниях,

-осуществлять индивидуальную работу,

- формировать навыки самостоятельной работы,

  • В каждом учебнике предлагается проектная деятельность. Работа над проектом способствует расширению кругозора учеников, формирует коммуникативные умения, умение работать с информацией, развивает творчески. Проектная деятельность носит исключительно добровольный характер.

Структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность дифференцированного подхода к обучению, что создаёт условия для индивидуального развития каждого ребёнка.

Авторами данного УМК очень хорошо разработана система текущего и итогового контроля. Использование тетрадей с диагностическими, проверочными и контрольными работами позволяет учителю организовать проверку предметных знаний и умений, а также диагностику метапредметных результатов обучения. В конце пособия приводятся таблицы достижения предметных и метапредметных результатов обучения учащихся. Заполненные таблицы позволяют оценить достижения учащихся в освоении отдельных учебных навыков, выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу по ликвидации выявленных пробелов.

Пособие «Обучающие комплексные работы» также нацелено на формирование УУД. В конце каждой работы ребёнку предлагается самостоятельно оценить успешность выполнения заданий (выполнил успешно/сомневаюсь). По результатам выполнения всех комплексных работ ученики с родителями подводят итоги. Это позволяет сделать таблица «Самооценка по итогам работы». Под руководством взрослого ребёнок оценивает пять базовых метапредметных умений.

Т.о, учебно-методический комплект обеспечивает учителя материалами, нацеленными на использование педагогических технологий, методов и организационных форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей (исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности).

Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» направлены на достижение требования новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.

30.12.2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Входной тест.

Тестовые  задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего разви...

Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Промежуточный тест.

Тестовые  задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего развития: умение применять зна...

Учебно - методический комплект по классному часу на тему: "Качества ученика" 2 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация классного часа на тему: "Качества ученика". 2 класс....

Учебно-методический комплект классного часа «Гнев. С какими качествами он дружит?» (конспект+презентация)

Классный час-игра«Гнев. С какими качествами он дружит?»Цели деятельности учителя: воспитывать у учащихся навыки управления своим гневом.Планируемые результаты:Предметные: развивать способность оценива...

Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся.

Презентация к выступлению на тему Состояние учебно-методического обеспечения (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика) и качество знаний обучающихся....

Учебно - методический комплект классного часа "Я - ученик" 4 класс

Представляю вашему вниманию учебно - методический комплект классного часа " Я - ученик", состоящий из конспекта и презентации. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен....

Информация об используемых в работе учебниках, учебно-методических комплектах

laquo;Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к ре...