Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа 21 века». Мониторинг метапредметных УУД.
опыты и эксперименты на тему

Иващенко Елена Равиловна

Обобщение опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx873.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий средствами

УМК «Начальная школа 21 века». Мониторинг метапредметных  УУД.»

                                                      Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я      запомню, вовлеки меня и я научусь»

(Китайская пословица)

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.

В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.  А целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Приоритетная цель школьного образования:

  • Развитие у   обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
  • Проектировать пути их реализации;
  • Контролировать и оценивать свои достижения.

    Сразу возникает вопрос: Как развить эту цель?

    Оказывается, благодаря системе формирования универсальных учебных действий.

    Тогда возникает другой вопрос:

     Что такое УУД – новое слово или новое дело?

  • Развитие личности обучающегося – цель и основной результат образования.
  • Развитие личности идёт через предметные результаты, метапредметные и личностные.

     Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Термин УУД означает:

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Понятие универсальные учебные действия рассматривают в широком (1) и узком (2) значении.

Универсальные учебные действия

Различают следующие виды универсальных учебных действий:

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.866\5ynlt_New-Sheet2.jpg

В настоящее время каждый учитель хочет видеть в своих детях ребёнка – «деятеля», который:

  • Умеет принимать, удерживать и ставить цели.
  • Владеет способом или создаёт способ для решения поставленной задачи.
  • Умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.

Тогда опять возникает вопрос: Как учитель может понять, что обучающийся достиг намеченных метапредметных результатов? Как это увидеть на практике?

Обучающийся не только решает учебно-познавательные и практические задачи, но и осознаёт способы универсальных учебных действий, которые применил; отвечает на вопросы:

  • Что нужно сделать? Что я делаю?
  • Зачем я это делаю?
  • Каким образом я это делаю?
  • Как я могу проверить свою работу?
  • Как я могу оценить свою работу?
  • Как я оцениваю то, как я это делал?
  • Как могу исправить то, что не получилось?

       Работая по программе Н. Виноградовой «Начальная школа 21 века» приведу конкретные примеры заданий из учебников на формирование и  развитие  универсальных учебных действий.

                                     

        

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование познавательных УУД:

  • «Математика», 1 класс (умение выделять существенный признак): По какому правилу расположены фигуры? Назови три следующие фигуры.

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\18.jpg

  •  «Русский язык», 2 класс (умение выделять общее и различное в изучаемых объектах):

Слова школа и школьник однокоренные. Школьник — это тот, кто учится в школе.   Назови   общий   корень  слов.   Назови два отличия между словами школа и школьник.

  • «Русский язык», 3 класс (умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\20.jpg

  • «Русский язык», 4 класс  (умение работать с моделями):

Соотнеси предложения и схемы. Расставь пропущенные знаки препинания. Придумайте свои предложения.

 

        

В УМК «Начальная школа XXI века» предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование регулятивных УУД:

  • «Литературное чтение», 3 класс (целевая установка к чтению): Рубрика «Обрати внимание»:

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, врагами русской земли. Герои былин – богатыри – наделены необычной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Ты прочитаешь былины и узнаешь, какие были на Руси богатыри, какие подвиги они совершали, как к своим героям относился народ.

  • «Математика», 1 класс (умение оценивать результаты чужой деятельности):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\11.jpg

  •  «Математика», 1 класс (умение анализировать собственную работу, осуществлять контроль):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\12.jpg

В УМК «Начальная школа XXI века» предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование коммуникативных УУД:

  • Русский язык», 1 класс (участие в диалоге):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\23.jpg

  • «Окружающий мир», 3 класс (участие в диалоге):

В качестве задания предлагается воспроизвести диалоги животных и растений: «Лесное собрание осенью», «О подготовке к зиме зверей и птиц».

  • «Литературное чтение», 2 класс (умение строить монологическое высказывание):

Прочитай сказку «Зимовье зверей»,  перескажи сказку по плану: Побег из дома – Летом в лесу – Жизнь в избушке – Незваные гости.

  • «Русский язык», 2 класс (умение составлять устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства):

D:\ШКОЛА\Курсы\3 УУД\Задания по УУД\21.jpg

        

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI века» предлагаются следующие задания и упражнения, направленные на формирование личностных УУД:

  • «Окружающий мир», 2 класс (умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих):

3

  • «Окружающий мир», 2 класс (проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов):

6

  • «Литературное чтение», 2 класс (умение соотносить поступок с моральной нормой, оценивать чужие поступки):

Прочитай рассказ В. Осеевой «Сыновья». Ответь на вопрос: Подумай, почему старичок увидел только одного сына? Каково было остальным матерям?

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий:

Таблица

Виды УУД

Русский язык

Литератур-ное чтение

Матема-тика

Окружаю-щий мир

Личност-ные

Жизненное самоопреде-ление.

Нравственно-этическая ориентация.

Смыслообра- зование.

Нравственно-этическая ориентация.

Регулятив-ные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

Познава-тельные общеучеб-ные

Моделиро-вание (перевод устной речи в письменную)

Смысловое чтение, произволь-ные и осознанные устные и письменные высказыва-ния.

Моделирова- ние, выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач.

Широкий спектр источников информации

Познава-тельные логические

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Коммуника-тивные

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.

Из таблицы видно, что каждый учебный предмет раскрывает свои возможности для формирования УУД.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» и др. Каждый учебный предмет по программе «Начальная школа XXI века» в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, метапредметные образовательные результаты подлежат не только целенаправленному формированию, но и отслеживанию. И, конечно, педагогам необходим «инструмент», позволяющий увидеть эффективность деятельности по достижению заявленной цели. Таким инструментом является мониторинг.

Рассмотрим результаты мониторинга по формированию метапредметных УУД у обучающихся конкретного класса.

http://zankov.webrover.ru/images/_user/otcratka/Start/UUD1-4.jpg

Что же такое мониторинг и какова его цель?

          Мониторинг – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

       Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования  метапредметных УУД у обучающихся 1-4 классов для проектирования  и своевременной корректировки учебного процесса.

В результате анализа ФГОС начальной школы было выделено 34 метапредметных умения.

Возникает вопрос:

Сразу ли обучающиеся овладевают всеми умениями?

Работа по формированию и отслеживанию развития метапредметных УУД проводится мною с начала 1 класса.

Важно подчеркнуть, что формирование начинается с приходом детей в школу и продолжается на протяжении всех 4 лет начальной школы, но даже в 4 классе не заканчивается. За начальный период обучения важно пройти два этапа овладения универсальными учебными действиями, а для ряда УУД – выйти на третий этап. Для этого в течение всего обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД: от освоения способа через предметные задания-образцы (первый этап) до применения способа по прямому указанию на его название (третий этап).

Предметом мониторинга развития метапредметных универсальных учебных действий обучающихся 1 класса 8 умений:

  • 2 регулятивных умения (планирование и оценка);
  • 6 познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей).

 

Со 2 класса  становится 13 умений:

  • 3 регулятивных умения (планирование и оценка, добавляется контроль);
  • 7 познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, добавляется аналогия);
  • 3 коммуникативных умения (речевое высказывание, точка зрения, вопросы).

С 3 класса  становится 19 умений:

  • 5 регулятивных умения (планирование, оценка, контроль и  добавляется коррекция, границы);
  • 10 познавательных умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей, аналогия и добавляются отнесение к понятию, диаграммы и таблицы, индуктивное умозаключение);
  • 4 коммуникативных умения (речевое высказывание, точка зрения, вопросы и добавляется объединение информации).

Все диагностические истории имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент истории имеет свою специфику и назначение.

Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения трёх критериев:

- выполнение задания;

- ориентация в способе действия;

- описание.

Данная информация позволит определить, насколько успешно обучающийся справляется с заданиями разного типа, какие задания вызывают трудности. И на основе этой информации продумать систему работы с каждым ребёнком.

Анализ рейтинга умений по классу в целом может дать важную информацию. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обобщённый рейтинг трёх групп умений. Диаграмма «Обобщённый рейтинг развития УУД» наглядно позволит определить, какая группа УУД развивается наиболее успешно, а какая нуждается в дополнительной консультации учителя.

Далее следует обратить внимание на детализированный рейтинг метапредметных УУД, где можно увидеть, какие умения в классе развиваются более успешно, а какие менее. Результаты отражены в диаграмме.

Результаты мониторинга, несомненно, могут быть интересны родителям обучающихся. Обобщённые диаграммы можно показать на родительском собрании, а если кого-то заинтересует, то можно предоставить более подробную информацию  о его ребёнке (лист инд. карты). Совместный анализ и сотрудничество с родителями позволит учителю наметить план общих действий по преодолению имеющихся трудностей, либо дальнейшему развитию обучающегося.

Следует заметить, что данные мониторинга метапредметных УУД важны, прежде всего для самого учителя, так как позволяют лучше понять эффективность и значимость своей работы, поставить задачи на следующий учебный  год и правильно подобрать способы их решения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий ФГОС Перспективная начальная школа

Программа     формирования     универсальных     учебным действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в ...

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.

Данная статья ориентирована на ФГОС второго поколения. Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов....

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа XXI века»

В настоящее  время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учит...

Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...