Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной школы
статья на тему

Эскина Елена Викторовна

Внеучебная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендации по организации внеучебной деятельности

учащихся начальной школы»

  Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

   Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. Игровая деятельность;
  2. Познавательная деятельность;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. Художественное творчество;
  6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. Трудовая (производственная) деятельность;
  8. Спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. Туристско-краеведческая деятельность.

   Так  же  выделены основные направления внеучебной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное,
  •  художественно-эстетическое,
  • научно-познавательное,
  • военно-патриотическое,
  • общественно полезная деятельность,
  •  проектная деятельность.

Давайте рассмотрим как соотносятся виды и направления

внеучебной деятельности?

   Во-первых, ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

   Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

  В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

   В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

   Таким образом, предлагается рассматривать обозначенные выше направления внеучебной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывать на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.

   

   Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различие результатов.

    Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней. 

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

  Т.е  на  1  уровне- школьник знает и понимает общественную жизнь;

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Т.е  2 уровень- школьник знает и понимает общественную жизнь;

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

 Т.е 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

  Для  того, чтобы , педагоги смогли самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения предлагается  методический  конструктор  внеучебной  деятельности. Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

  • краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;
  • описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;
  • представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности.

Методический конструктор внеучебной деятельности

Вид внеучебной деятельности

Образовательные формы

Уровень результатов внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

1. Приобретение школьником социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся)

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

1. Приобретение школьником социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

Школьные благотворительные концерты, выставки

1. Приобретение школьником социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

1. Приобретение школьником социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

КТД (коллективно-творческое дело).

Социальный проект.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7. Трудовая (производственная) деятельность

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

Субботник, детская производственная бригада.

1. Приобретение школьником социальных знаний

ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

1. Приобретение школьником социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия

Туристический поход

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

1. Приобретение школьником социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеучебной деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеучебной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)
  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);
  • образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности; 
  • индивидуальные образовательные программы для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы

Программа  организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы состоит из целей и задач внеурочной деятельности, основных подходов и принципов, описания процесса организации внеуро...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы

Презентация для выступления на педсоветах, МО, родительских собраниях о создании и типологии детских проектов...