Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего сохранению здоровья детей
статья по теме

Хорева Елена Валентиновна

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сандовская  средняя общеобразовательная школа

Материал к педсовету

«Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего сохранению здоровья детей»

Подготовила: Хорева Елена Валентиновна,

учитель начальных классов

пгт Сандово

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Слайд 1

Знания о здоровье расширялись и уточнялись по мере развития цивилизации. На сегодняшний день человечество накопило значительную базу данных о здоровье, но до сих пор не существует четкого определения этого понятия.

В отечественной литературе это понятие чаще всего трактуется как естественное состояние организма, которое характеризуется равновесием его с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Слайд 2

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. 

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья.

Физическое здоровье - это гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

это состояние роста и развития органов и систем организма, основу

которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

Основными критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического состояния – я могу
  • для психического – я хочу
  • для нравственного – я должен.

Факторы, которые оказывают влияние на здоровье учащихся можно разделить на три группы: Слайд 3

  • Гигиенические
  • Организационно-педагогические
  • Психолого-педагогические  

Гигиенические условия  проведения урока Слайд 4

  •    Воздух
  •    Освещенность
  •    Качества учебников
  •    Размер помещения
  •    Дизайн (видеоэкологические факторы)
  •    Мебель (размеры, размещение в классе)
  •    Видеоэкранные средства
  •    Шум
  •    Организация двигательного режима учащихся

Педагогу в организации и проведении  урока необходимо учитывать:

  • обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение использовать их.

Организация учебного пространства Слайд 5

С целью предоставления учащимся возможности смены обстановки в течение учебного дня учебное пространство класса можно разделить на три зоны: учебную, игровую и «зелёную».

Учебная зона предусматривает рабочие столы для детей, расположенные перед доской, рядом находится рабочее место учителя.

 

Игровая зона предназначена для индивидуальных игр, для более тесного общения с одноклассниками.

«Зелёная зона». В классе много комнатных растений, которые очищают воздух в помещении. Уход за растениями поручить учащимся. Это создаёт необходимый комфорт, восполняет дефицит общения с природой и воспитывает бережное отношение ко всему живому.

Организационно-педагогические условия проведения уроков Слайд 6

  •   Плотность урока (60-80 %)
  •   Чередование видов учебной деятельности
  •   Проведение физкультминуток, чередование позы

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

частую смену позы,

потягивание,

встряхивание руками,

зевота,

закрывание глаз,

подпирание головы,

остановившийся взгляд,

ненужное перекладывание предметов,

разговор с соседом,

увеличение количества ошибок в ответах,

не восприятие вопроса,

задержка с ответом,

частые поглядывания на часы,  в ожидании конца урока.

Следует отметить, что утомляемость школьников в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

  • Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %.

Слайд 7

  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут.

Слайд 8

  • Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
  • Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Слайд 9

  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы (тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка).

Слайд 10

  • Физкультурные минутки проводятся на начальном этапе утомления. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Упражнения для физкультминуток должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Их цель — предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Слайд 11

  • Физкультурные паузы необходимо проводить в чистом, хорошо проветренном и освещенном помещении, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Психолого-педагогические факторы Слайд 12

  • Психологический климат на уроке
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам
  • Соответствие используемых технологий обучения и методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников
  • Личностные и психологические особенности учителя, его характера и эмоциональных проявлений(отсутствие или подавление в себе конфликтности, агрессивности, ощущения безнаказанности, владение эмоциями)
  • Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
  • Обремененность учителя своими проблемами и его способность к переключению
  • Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесбережения учащихся

Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Об этом часто говорят в педагогической литературе. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Исследования показывают, что по этим вопросам компетентность учителей на уровне других специалистов с высшим образованием: инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства, которых относят к группе риска. Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. У нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников.

  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Слайд 13

  • Психологический климат на уроке.

Слайд 14

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

Слайд 15

  • Темп и особенности окончания урока:

-         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Слайд 16

  • Состояние и вид учеников, выходящих с урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависти функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Охрана здоровья ребенка предполагает профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Организация воспитательного процесса Слайд 17

Воспитательная работа в классе реализуются через деятельность,

сохраняющую здоровье детей.  

Основные направления:

  • спортивно - оздоровительное (спортивные секции, соревнования, праздники, Дни здоровья);
  • туристско-краеведческое (походы в лес, экскурсии, походы выходного дня);
  • санитарно – просветительское (праздники Здоровья, классные часы «Познай себя», творческие работы, беседы врача и т.д.).

Спортивно – оздоровительная деятельность реализуется через привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях; участие в соревнованиях, праздниках, Днях здоровья.

Туристско-краеведческая деятельность - это походы в лес, экскурсии, походы выходного дня.

Туризм – это одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

Санитарно – просветительская деятельность -  праздники Здоровья, классные часы «Познай себя», творческие работы.

Классные часы содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки). Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой и др.

Приз здоровья Слайд 18

Психологи уже много лет назад заметили у некоторых детей состояние, которое можно назвать «уход в болезнь». Это ситуация, когда ребенок, имея какие-то проблемы в школе, трудности в обучении, ощущая разлад во взаимоотношениях или просто устав от школьного режима, заболевает. При этом реально присутствуют все симптомы болезни.

Методика «Приз здоровья» показала, что во многих случаях этого можно избежать.

Уже в начале учебного года намечается приз здоровья — это хорошая книга. Такой приз вручается ребенку, который не пропустил ни одного учебного дня за четверть, полугодие, год.

Птица здоровья

Для наглядной пропаганды здорового образа жизни можно употребить следующую технику. На стене прикрепляется нарисованная птица (перья птицы дети рисуют сами). На них после каждой четверти заносятся имена и фамилии учеников, кто ни разу не болел. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощряются.

Сочинения о важности здоровья

Большое значение для усвоения детьми представлений о здоровом образе жизни имеют их собственные разработки на эту тему, в частности сочинения. Работа над темой поможет детям осознать проблему здоровья и поставить конкретные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Темы сочинений могут быть самыми разными — как заданные учителем, так и выбранные учеником.

Одним из направлений деятельности по пропаганде здорового образа жизни является работа с родителями. Традиционная форма – проведение родительских собраний с приглашением специалистов, проведение консультаций, семинаров – практикумов.

Заключение Слайд 19

  • Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности.
  • Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют пристального внимания педагогов.
  • Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Литература:

  1. Акимова Н.Б. Пути и способы рационального использования учебного времени в 1-4 классах // Практика, 2004, №3, с.35
  2. Варламова С.И. Здоровье наших учеников. // Начальная школа, 2003, № 2, с.65
  3. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. // Начальная школа, 2005, № 4, с.72
  4. Голикова В.В. Мои физкультминутки. // Начальная школа, 2005, № 3, с.77
  5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 252 с.
  6. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги, и уроки здоровья. 1-5 классы. М.: «ВАКО», 2004, 152 с.
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 240 с.
  8. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. // Начальная школа, 2005, № 11, с.75
  9. Кирпичёв В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-144 с.
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
  11. Кокарева И.Ю. Растить ученика здоровым. // Начальная школа, 2001, № 6, с.20
  12. Кондратенко Г.М. Гимнастика для рук. // Начальная школа, 2001, № 7, с.87
  13. Коростель И.М. Программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся. // Научно-практический журнал «Завуч», 2005, №6, с.112
  14. Кудрявцев М.Д. Обучение первоклассников двигательным действиям. // Начальная школа, 2005, № 7, с. 81
  15. Макаров М. Чтобы школьники росли здоровыми. //Воспитание школьников, 2005, №1, с. 59
  16. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра.

 // Начальная школа, 2006, № 6, с.56

  1. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе. // Начальная школа, 2005, № 11, с.78
  2. Обухова Л.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). М. .: «ВАКО», 2005, 208 с.
  3. Обухова Л.А. Уроки здоровья. // Начальная школа, 2002, № 6, с.102
  4. Пустошилова Л.А. Здоровье и школа. // Начальная школа, 2001, № 11, с.4
  5. Сенникова Л.М. Школа здоровья. // Начальная школа, 2001, № 11, с.15
  6. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол.установки и упражнения.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 150 с.
  7. Спортивный праздник. // Начальная школа, 2001, № 7, с. 88
  8. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей: Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.Пособие для воспитателя дет сада.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  9. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников. // Начальная школа, 2001, № 11, с.6
  10. Уфимцева Л.П. Классы реабилитации. // Начальная школа, 2001, № 11, с.10
  11. Царёва С.Е. Обучение математики и здоровье учащихся. // Начальная школа, 2002, № 11, с.15
  12. Царёв П.В. Хочешь хорошо учиться? Занимайся физкультурой! // Начальная школа, 2005, № 7, с. 86
  13. Швейкина Ю.Ю. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. // Начальная школа, 2003, № 1, с. 67
  14. Шешелко О.Б. Весёлые физкультминутки. // Начальная школа, 2001, № 7, с.87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.

В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Организация учебно-воспитательного процесса  с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...