Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО (из опыта работы)
статья на тему

Доклад на тему "Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО И ООО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на совещании директоров

в МБОУ «СОШ №12» 08.04.2014

Тема: «Предметные лаборатории как формы организации внеурочной

 деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО и ООО ».

        В  соответствии с ФГОС основная образовательная программа реализуется общеобразовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных  от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные  научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, военно-патриотические объединения и другое), и направленную на достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

        При организации внеурочной деятельности мы стремились создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создано особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов.

        Общеизвестно, что целенаправленная внеурочная деятельность создает возможность для дифференцированного и вариативного образования детей, позволяет реализовать маршруты индивидуального развития в соответствии с потребностями и интересами ребенка. При организации внеурочной деятельности обучающихся школы используется возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжений внеурочной деятельности используются возможности пришкольного лагеря.

        Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, обрщеинтеллектуальное , общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Содержание  данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

  1. Духовно-нравственное направление.

Патриотическому воспитанию в школе уделяется большое внимание. Проводятся клубные часы «Я-патриот», «Мой край», действуют кружки «Юный стрелок», «ЮИД». На занятиях кружков ученики получают навыки начальной военной подготовки и оказания первой медицинской помощи, изучают правила дорожного движения.

Подростковому движению также уделяется особое внимание. В нашей школе действует отряд профилактики правонарушений «Закон и порядок», в состав которого входят ученики 9-11 классов.

  1. Общеинтеллектуальное направление.

Во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в нашей школе используются предметные лаборатории физики, астрономии и информатики.

Лего-конструирование с компьютерной поддержкой позволяет внедрять информационные технологии во внеурочную деятельность, овладевать элементами компьютерной грамотности, формировать умения и навыки работы обущающихся с современными техническими средствами.

При проведении кружковых занятий по робототехнике учащиеся используют знания по программированию, основы логики и принципы конструирования. Базируясь на вышеперечисленных знаниях, ребята изыскивают новые конструктивные решения и воплощают их в своих ЛЕГО-роботах.

Внеурочная деятельность кружка «РОБОТОТЕХНИКА» строится на умении использовать системы регистрации сигналов датчиков,  проектировать роботов и программировать их действия, создавать собственные проекты, отслеживать пользу применения роботов в реальной жизни, расширять области знаний о профессиях.

Наряду с общеучебными умениями и навыками, получаемыми учащимися на уроках, следует выделить использование многомерной визуализации при составлении проектов в рамках кружковой деятельности. Примером может служить использование 3D-моделей при исследовании различных физических процессов в окружающем мире, а также просмотр, анализ и дальнейшее составление собственных мультимедийных проектов на основе 3D-фильмов про космические тела, Вселенную, космические аппараты.

Постоянное использование мобильных классов на уроках порой приводит к их дестабилизации или программным сбоям, что и является предметом изучения, поиска и устранения в рамках кружковой деятельности. Учащиеся, основываясь на знаниях по информатике и физике, проводят анализ программного обеспечения или производят поиск неисправности и устраняют его. В связи с актуальностью данной деятельности была организована техническая поддержка школьных компьютеров. Ребята, посещающие кружок, периодически пополняют свои знания и тут же применяют на пактике.

В процессе занятий кружка «Соло на клавиатуре», «Юный информатик» ученики осваивают десятипальцевый метод печати и изучают дополнительные возможности текстового редактора.

Образовательный ресурс «ТЕЛЕШКОЛА» реализует проекты в области дистанционного образования. Большое количество наглядного материала помогает повысить интерес к предмету, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует потребность к самообразованию.

На занятиях кружка «КОЛЕСО ИСТОРИИ» идет включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, участие в деятельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами. Учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности, достойно представляют школу в сетевых проектах по программе ИНТЕЛ.

  1. Экологическое направление.

Для реализации экологического воспитания важным является интеграция урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода. В нашей школе создана экогруппа «Белый лебедь», которая проводит экологический мониторинг окружающей среды с использованием цифровой лаборатории. Группа представила свои исследования на региональной научно-практической конференции, в ходе которой было отмечено, что все исследования школьной группы будут учитываться в работе местных экологов.

При освоении обучающимися естественно-научных предметов во внеурочной деятельности делается акцент на воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических кружков.

  1. Социальное направление.

Использование ЛЕГО-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусства и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям.

Проект «ПОСТРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ»-это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет школьникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.

Единство урочной и внеурочной деятельности в рамках образовательного процесса способно обеспечить и успешную социализацию школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Для этого реализуемые проекты должны носить социальный характер, вовлекать в реализацию не только родителей, но и других социальных партнеров школы, создавать условия для придания не только личностной, но и социальной значимости содержанию и результатам образования.

В школе работают кружки «Учимся с Intel. Технологии и местное сообщество». Все задания и проекты, которые выполняют учащиеся в рамках программы, оринтированны на нужды и проблемы местного сообщества – школы, микрорайона, города и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования. Нашими ребятами выполнены проекты «Защитим наши леса», «Безопасный город будущего», «Проблемы нашего двора», «Стихийные бедствия». Работы детей размещены на Wiki сайтах «Пилотные проекты школ Республики Татарстан», на сайте «edu.tatar.ru».

  1. Общекультурное направление.

Для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников, обеспечивающих воспитание ценностного отношения к прекрасному, приобщению детей к театральному искусству и литературе, в нпшей школе проводятся занятия в кружках «Художественное слово», «Литературная гостиная», в хореографической студии «Отражение». Ученики активно участвуют в постановке сценок к школьным мероприятиям, в проведении школьных литературных вечеров и праздников, игр КВН.  

Программа кружков «Наше творчество», «Волшебная бумага» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности на основе овладения навыками работы с бумагой, ставит целью привить интерес к истокам народного творчества. Кружки творческой направленности наши ученики посещают не только в своей школе, но и в СЮТ на базе МБОУ «СОШ №3» , и в подростковом клубе «Искра».

  1. Спортивно-оздоровительное направление.

Организация оздоровительной и познавательной деятельности, направленная на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни осуществляется в кружках «Пауэрлифтинг», «Баскетбол», «Футбол», «Плавание», «Греко-римская борьба», «Дзюдо-Самбо», «Аэробика». Главной задачей спортивных кружков всегда являлось «оторвать» детей от улицы, увлечь их спортом, показать необходимость и занимательность здорового образа жизни, формирование физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью.

Организация внеурочной деятельности в современной школе по всем данным направлениям имеет важное значение, потому что именно во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Заместители директора МАОУ «СОШ №16» Муковнина В. Г.,  Шлыкова Г. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. Программа кружка "Детская риторика"...

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Выступление с презентацией  на МО учителей начальных классов по теме"Организация внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС."...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....

Формы организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения

  Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллект...