Выступление на районном конкурсе "Учитель года- 2016"
статья на тему

Волкова Светлана Алексеевна

Публичное выступление ( 2 этап)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_uchitel_goda_2016.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Высокинская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Выступление по теме

«Развитие речи младших школьников на уроках и

во внеурочной деятельности»

(Районный конкурс «Учитель года -2016»)

         

                                                            Подготовила :

                                                                                      Волкова С.А.,

учитель начальных классов

2016

Добрый день! Я видеть вас всех рада

И честно вам скажу, секретов не тая,

Учителем работать для меня отрада.

Свою концепцию представлю здесь Вам я.

Мы - конкурсанты, нас здесь много.

Побед достоин каждый, это факт.

Задача наша показать , как научить другого

И завершить полуфинальный акт.

Итак, я расскажу Вам    о своей работе,

Уроках,  проведенных много раз,

О жизни школьной,   о своей немного

Сейчас поведаю я вам рассказ.

Много лет назад   родилась Девочка.. Она так громко кричала, что мама сказала: “Будет певицей». Шло время… Девочка подросла и очень любила играть «в школу».  Она усаживала младших ребят на скамеечки,  давала в руки карандаши и листочки бумаги, и все вместе они писали буквы и цифры. А когда пришло время идти  в первый класс, попросила маму завязать  ей самые огромные банты, и  с гордостью взяв портфель и букет цветов, отправилась учиться в Высокинскую школу.

10 лет пролетели незаметно… И когда настала пора  выбирать свой профессиональный путь,  она не на минуту не задумывалась. Нет, Девочка не стала певицей. Окончив Борисоглебский пединститут, стала носить гордое имя  —  УЧИТЕЛЬ!

 

 И вот уже более 25 лет я работаю с малышами  в своей родной школе.. Растут мои ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними расту и я, постигая секреты педагогического мастерства. 

С введением ФГОС пришлось быстро переосмылить свое педагогическое кредо, чтобы стать современным педагогом: квалифицированным, гибким, мобильным.  

Моя  главная  цель  –  развитие личности  школьника,  его  творческих  способностей,  формирование желания и умения учиться.

В своей работе руководствуюсь принципами:

-очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности;

- постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.

К сожалению, за много лет работы в школе, приходится отметить, что многие дети, пришедшие в 1 класс, не умеют строить предложения, в разговоре допускают ошибки, связанные с неправильным произношением.

        Эта проблема стала для меня актуальной. Систематизируя и обобщая свой опыт по  теме «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»,    пыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок  правильно и красиво сказал свое слово?

В работе  по  развитию  речи  выделяют, как  правило, следующие  направления:

  • работа над  звуковой  стороной  речи,
  • словарная  работа  (обогащение, уточнение и активизация словарного запаса),
  • работа над предложениями и словосочетаниями
  • развитие  связной  речи.  

   

Работа над  звуковой  стороной  речи.

  1. Итак, моя работа по 1 направлению

Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому использую дыхательную гимнастику.

Веду работу по скороговорению,  использую различные чистоговорки,  проговаривая  с чувством радости, удивления, грусти, шепотом, громко. Активно использую долгоговорки. (Как на горке, на пригорке жили двадцать два Егорки, раз Егорка, два Егорка и т.д. до 22).

Провожу «пальчиковые игры». Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

2. Словарная работа на уроках.

Как мало дети знают слов! Зачастую значение многих даже, казалось бы, общеизвестных слов ученик понимает неправильно.

Работа над словом  состоит в его уточнении, обогащении и активизации.  

Словарную  работу  планирую  так, чтобы в ней сочетались все эти виды. Поэтому работа направлена на

      - Правила литературного произношения, т.е. Орфоэпия

-Звукобуквенный анализ слова.

-Деление слова на слоги и на слоги для переноса.

- Лексико-семантическая сторона речи.   (Сначала пробуем самостоятельно  определить значение слова, затем проверяем по толковому словарю ( приучаются к работе со словарём).
  - Этимология ( обращение к этимологическому словарю помогает запомнить написание слова).
   - Подбор, если возможно, синонимов, антонимов (это универсальный способ запоминания значения слова);
  - Творческое направление( составляем словосочетание и предложение, рисунки).

    Работу над словами с непроверяемым написанием я позаимствовала из методики С.Н.Лысенковой. Записанные  словарные слова в  «Словарик - Смешарик», разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «Учебные вещи», «Россия», «Животные», «Птицы» и т.д.

Словарную работу провожу   не только на уроках русского языка. Чтобы не быть голословной, приведу пример из урока математики.

 1. Прочитайте слова, соблюдая ударения, обратив внимание на словообразование: километр, сложить,

2. Можно ли от слов «жидкий», «твердый», «газообразный», «холодный» образовать имена существительные

3.   При работе над словосочетанием и  предложением использую следующие приемы: изменения порядка слов, восстановление деформированногопредложения, составление ответа на вопрос, увеличение количества слов в предложении,  выделением главного.

Хорошими помощниками являются малые жанры. Пословицы, поговорки и загадки на уроках встречаются достаточно часто.  Например: пословицу можно использовать 1.Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. 

-при изучении правописания  безуд.гласных

 -при работе со словарными словами, написании предлогов со словами

-на уроках окружающего мира (что такое Родина) 

2. … человека знают - узнают все … (Три, тридцать)

-на уроках математики при отработке навыков устного счета; 

3. Делано наспех и сделано на смех..

- на уроках  технологии.

На уроках  предлагаю детям попробовать себя в роли «сочинителей» загадок. В процессе творчества знакомимся с понятием «рифма».

Большое значение придаю работе над фразеологическими выражениями.

на уроках математики, связанные с понятием единиц измерения: Как аршин проглотил; От горшка два вершка и д. При изучении темы: «Меры времени»: Не по дням, а по часам; Час от часу и т.д.

Большое количество образных выражений включаю в уроки «Окружающий мир». Например, Черепашьим шагом; Кто в лес, кто по дрова и многие другие.

Почему так говорится,

4. Большое внимание уделяю работе с текстами, которые подбираю так, чтобы они носили воспитательно-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно – этические качества ребёнка.

Учу:

-рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношения к высказываемому) через научения вскрывать причинно-следственные отношения;

-выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное;

-строить логически обоснованное, правильное высказывание.

    На уроках литературного чтения работе с текстом отводится особая роль.

На  уроке я использую такие виды работ, как:  деление на части, составление плана; нахождение отрывка к рисунку; чтение самого красивого места; высказывания по опорным словам, по опорным вопросам; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; и многие другие. Ребята с удовольствием читают стихи наизусть, сами затем оценивают, сравнивают, дают рецензию. Замечают ошибки, исправляют их.

Любят сочинять свои концовки к сказкам. Например, Очень печальный конец у русской народной сказки «Снегурочка», предлагаю придумать свой, негрустный.  При изучении рнс «Лиса и журавль» с детьми решили, что лиса осталась жить в кувшине.

Дома дети читают художественные произведения и кратко записывают прочитанное за неделю в читательский дневник.

Так, постепенно осваивая приёмы развития речи, мы с детьми движемся к виду творческой работы  - изложению, и самому сложному – сочинению по картинам из «Картинной галереи» учебника. Также предлагаю детям темы, близкие их жизненному опыту.

При написании сочинений учащиеся пользуются различными памятками.

Каждое сочинение после проверки обязательно анализируется в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.

 На уроках математики заслушиваем сочинения -описания алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как люди научились считать?»). и т.п.

      На уроках «окружающего мира» дети находят  интересные сведения, работая  с дополнительной  научно-популярной  справочной литературой. Они грамотно защищают свои проекты, исследовательские работы, пишут отчеты об экскурсиях.       

Приобщая детей к живописи, ставлю задачу научить  понимать содержание картины, рассказывать о ней, замечать детали, которые использует художник: цвет, форму; что понравилось в картине,  какое настроение передал художник.  

       На уроках трудового обучения  ученики рассказывают после завершения работы о том, как они ее планировали.

И ещё хочется отметить, что успех урока во многом зависит от речевой культуры педагога. Слово учителя для ребёнка  - это образец речи и общения: «Так говорит учитель, значит, и нам так можно!»

Логическим продолжением моих уроков является проведение внеклассной работы: 2014-15 уч.год - занятия по внеурочной деятельности  «Занимательная грамматика», в этом году – кружок «Наш театр». На них уделяется большое внимание развитию выразительности речи. Занятия помогают раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.  

    Результатом работы по теме «Развитие речи учащихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности» стала способность учащихся проявлять собственное мышление, умение работать самостоятельно, сравнивать, систематизировать, делать обобщения и выводы. 

Мне нравятся результаты, с которыми мы приходим к концу 4-го класса: Значительно повысилась познавательная активность, дети пишут интересные сочинения,  речь учащихся стала развёрнутой и доказательной, отлично умеют проводить пересказы. Школьники стали более открытыми, уверенными в себе, способными к содержательному интеллектуальному общению. Исчез страх при выступлении  перед классом.

  1. Учащиеся являются победителями и призерами районных конкурсов чтецов
  2. Призер в районной олимпиаде по русскому языку
  3. 2 место в районном «Фестивале риторики
  4. сертификат участника областного этапа «Фестиваль риторики»
  5. Призер районного конкурса сочинений фестиваля «Салют, Победа!»
  6. Мои ученики – постоянные участники конкурсов «Любознайка», «Эму-эрудит», «Кленовичок», «Родное слово».

 Мои дети постоянно привлекаются  ко всем общешкольным мероприятиям: являются активными участниками праздничных концертов, посвящённых Дню знаний, Дню учителя, Дню матери, Дню Победы.

Я не могу позволить себе расслабиться ни на минуту, иначе я просто не успею за своими младшеклассниками.  Посещаю курсы, осваиваю информац. Технологии, даю открытые уроки.

Закончить хочу поговоркой:  «Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна». Хочу пожелать коллегам  добиться от   учеников ясных и прекрасных мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на конкурс « Учитель года – 2016»

Пусть говорят, что профессии разные, что есть профессии важнее, я убеждена: самая лучшая, самая добрая, самая мудрая, самая первая профессия на земле – это профессия учителя. Учитель – профессия от Бо...

Конкурсные испытания "Учитель года 2016" Азовский район

Конкурсные испытания, которые проходили в конкурсе "Учитель года 2016" в Азовском районе...

Мое выступление на педсовете "Учитель года - 2016"

это выступление на педсовете муниципального этапа конкурса "УЧитель года"...

Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал содержит выступление  учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016"  по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...