Рабочая программа по математике
рабочая программа (2 класс) на тему

Шалаева Нина Васильевна

Рабочая программа по математике разработана для 2 класса УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_2_klass_perspektiva.doc366 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА  2 КЛАСС

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

I. Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (п. 19.5) к структуре программ отдельных учебных предметов, курсов,  на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы по математике                  Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой.

 Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика и информатика».

Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 года).

Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.

В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.

Основные цели данного курса:

1) обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);

2) формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;

3) развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;

4) формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Предлагаемая  система  обучения  математике  опирается  на  наиболее развитые у детей  младшего школьного возраста эмоциональный и образный компоненты мышления и предполагает  формирование  обогащенных  математических  знаний  и  умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры.

Содержание   нового   курса  и  методика  обучения   ориентированы   на  решение следующих задач:
      —  развитие   числовой  грамотности   учащихся   путем   постепенного   перехода   от непосредственного      восприятия       количества     к   «культурной    арифметике»,     т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
      —  формирование    прочных      вычислительных     навыков     на    основе     освоения рациональных      способов     действий     и     повышения      интеллектуальной      емкости арифметического материала;
      —  знакомство  с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого     круга     геометрических    представлений     и    развития   пространственного мышления);
      —  математическое развитие учащихся,  включая  способность наблюдать, сравнивать, отличать  главное от второстепенного,  обобщать,  находить  простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
      —  освоение    эвристических   приемов    рассуждений  и  интеллектуальных   умений, связанных с выбором стратегии решения,   анализом ситуаций,   сопоставлением данных и т. п.;
      —  развитие  речевой  культуры  учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
      —  расширение   и   уточнение    представлений   об   окружающем   мире   средствами учебного   предмета  математики,  развитие  умений  применять  математические  знания в повседневной практике.

Приоритетные формы и методы работы:

Формы: урок

  • урок  открытия новых знаний: формирование умений реализации универсальных учебных действий и умения учиться, формирование системы математических понятий;
  • урок – рефлексия: формирование способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий,  закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.;
  • урок  развивающего контроля:  формирование способностей к осуществлению контрольной функции,  контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов;
  • урок – практикум: практическая работа;
  • урок  обобщения и систематизации знаний: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса математики.

Методы:

  • рефлексивной самоорганизации;
  • деятельностный;
  • словесный;
  • наглядный;
  • продуктивный;
  • индуктивный;
  • частично – поисковый;
  • практический;
  • беседа;
  • интегративный;
  • метод создания проблемных ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля:

  • Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта  и состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа).
  • Тематический контроль по математике проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
  • Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Срок реализации данной рабочей программы 1 учебный год.

II. Общая характеристика учебного предмета

Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребёнка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.

Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже — как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.

Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.

Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.

Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но, что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.

При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.

Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.

Умение решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.

Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.

Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.

На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.

В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.

Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление», ломаной.

Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.

В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.

При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.

Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др.

При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.

Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента - к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.

Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

   На изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени во 2 общеобразовательном классе составляет 136 часов           (34 учебные недели).

   Программой предусмотрено проведение:

–  итоговых контрольных работ – 4;

–  тематических проверочных работ – 5;

  математических  диктантов – 8;

–  практических работ – 4.

IV.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
  • овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и ошибок, рассуждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том числе и при решении задач межпредметного и практического характера.

V.  Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета «Математика»

Личностные результаты

        У учащегося будут сформированы:

- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;

- интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;

- стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

-  элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);

-  понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

-  правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

- понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

        Учащийся получит возможность для формирования:

- потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;

- интереса к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;

- умения вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

- уважительного отношение к мнению собеседника;

- восприятия особой эстетики моделей, схем, блиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;

- умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;

- понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе.

Метапредметные результаты

Регулятивные

            Учащийся научится:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

- сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

        Учащийся получит возможность научиться:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

- оценивать задания по следующим критериям: "Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении", «Сложное задание».

Познавательные

            Учащийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;

- использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);

- понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;

- кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;

- моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

- выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;

- проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

- приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

- пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;

- выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.

              Учащийся получит возможность научиться:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;

- понимать значимость эвристических приёмов (перебор, подбор, рассуждение по аналогии, классификация, перегруппировка и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.

Коммуникативные

        Учащийся научится:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;

принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

        Учащийся получит возможность научиться:

- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

        Учащийся научится:

- моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;

- выполнять счёт десятками в пределах 100, как прямой, так и обратный;

- образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц (67 — это 6 десятков и 7 единиц);

- сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;

- читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

- упорядочить натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком;

- выполнять измерение длин предметов в метрах;

- выражать длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, метр;

- применять изученные соотношения между единицами длины (1м — 100 см, 1 м = 10 дм);

- сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах;

- заменять крупные единицы длины мелкими (5 м = 50 дм) и наоборот (100 см = 1 дм);

- сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах;

- использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах;

- использовать основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час — минута, метр - дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр), выполнять арифметические действия с этими величинами.

        Учащийся получит возможность научиться:

- устанавливать закономерность ряда чисел и дозанять его в соответствии с этой закономерностью;

- составлять числовую последовательность по указанному правилу;

- группировать числа по заданному или самостоятельно выявленному правилу.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

        Учащийся научится:

- составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;

- понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней;

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулём и единицей);

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

- вычислять значения выражений, содержащих два- три действия со скобками и без скобок;

- понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно-два действия.

        Учащийся получит возможность научиться:

- моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения и деления;

- использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

- выполнять проверку действий с помощью вычислений.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

        Учащийся научится:

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на нахождение неизвестного компонента действия;

- решать простые и составные (в два действия) задачи на выполнение четырёх арифметических действий.

        Учащийся получит возможность научиться:

- дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи;

- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

- составлять задачу, обратную данной;

- составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению;

- выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия );

- проверять правильность решения задачи и исправлять ошибки;

- сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи (для задач в два действия ).

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

        Учащийся научится:

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);

- обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, многоугольник);

- чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

- чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами.

        Учащийся получит возможность научиться:

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

- распознавать куб, пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.;

- находить на модели куба, пирамиды их элементы: вершины, грани, ребра;

- находить в окружающей обстановке предметы в форме куба, пирамиды.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

        Учащийся научится:

- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

- находить длину ломаной;

- находить периметр многоугольника, в том числе треугольника, прямоугольника и квадрата;

- применять единицу измерения длины — метр (м) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м, 100 мм = 1 дм, 100 см = 1 м.

        Учащийся получит возможность научиться:

- выбирать удобные единицы длины для измерения длины отрезка, длины ломаной; периметра многоугольника;

- оценивать длину отрезка приближённо (на глаз).

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

        Учащийся научится:

- читать несложные готовые таблицы;

- заполнять таблицы с пропусками на нахождение неизвестного компонента действия;

- составлять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы;

- понимать информацию, представленную с помощью диаграммы.

        Учащийся получит возможность научиться:

- строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если..., то...», «верно/неверно, что...»;

- составлять схему рассуждений в текстовой за даче от вопроса к данным;

- находить и применять нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.

VI. Содержание учебного предмета «Математика»

Содержание предмета «Математика» для 2-го класса включает следующие разделы:

Содержание разделов

Кол-во часов

1

Числа от 1 до 20. Число 0 .

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Луч, направление и начало луча. Изображение луча на чертеже.

Числовой луч и его свойства, движение по числовому лучу, подготовка к изучению действия умножения.

Обозначение луча двумя точками, решение упражнений на нахождение суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча.

Угол, его вершина и стороны. Два способа обозначения угла: одной буквой (вершина угла) и тремя буквами.

Подготовка к введению действия умножения.

Конкретный смысл действия умножения. Знак действия умножения (•). Способы прочтения записей типа 3 • 6 = 18.

Составление таблиц умножения и деления.

Ломаная линия, её обозначение, изображение на чертеже.

Многоугольник, его элементы (вершины, стороны, углы) и обозначение. Распознавание многоугольников на чертеже.

Куб, его элементы (вершины, рёбра, грани).

Названия чисел при умножении (множители, произведение).

Свойства 0 и 1 при умножении.

Задачи на деление по содержанию и деление на равные части.

Пирамида, вершины, рёбра, грани пирамиды.

Названия чисел при делении (делимое, делитель, частное).

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок с действиями только одной ступени или обеих ступеней.

62

2

Числа от 0 до 100

Десяток как новая счётная единица. Счёт десятками, сложение и вычитание десятков.

Названия и запись круглых чисел в пределах 100.

Способ образования чисел, которые больше 20.

Устная и письменная нумерация чисел, которые больше 20.

Старинные меры длины.

Метр - новая единица длины. Соотношения метра с сантиметром и дециметром.

Умножение и деление круглых чисел.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

Скобки. Запись числовых выражений со скобками.

Правила выполнения действий в числовых выражениях со скобками.

Числовые выражения. Значение числового выражения.

Длина ломаной. Диаграммы. Взаимно-обратные задачи.

Прямой угол. Прямоугольник. Квадрат.  Периметр многоугольника.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

74

Итого

136 ч.


VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Дата

прове

дения

Тема урока

Кол-

во

часов

Основные виды

деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

и личностные УУД

Часть 1.  Числа от 1 до 20 (62 часа)  

Сложение и вычитание (14 часов)

1-3

Повторение приёмов сложения и вычитания в пределах 20.

Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20. Решать задачи в 2 действия. Проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом этого действия. Измерять длины отрезков в сантиметрах или дециметрах. Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью измерения.

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения

- выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое;

- решать простые и составные (в два действия) задачи

- чертить отрезок заданной длины с помощью измерительной линейки;

Личностные:

- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;

- интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

- определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию

4-5

Направления и лучи.

Различать, изображать лучи на чертеже. Моделировать разнообразные ситуации расположения направлений и лучей в пространстве и на плоскости. Составлять из частей квадрата указанную фигуру, действуя по образцу.

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, ломаная, прямоугольник, квадрат);

- обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры (луч,  ломаная, многоугольник);

- соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения,

- выполнять краткую запись задачи, используя условные знаки;

- решать простые и составные (в два действия) задачи

6-9

Числовой луч. 

Движение по числовому лучу.

 Входная контрольная работа.

Моделировать поиск суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Выполнять действия сложения и вычитания с помощью числового луча. Решать цепочки примеров (игра «Чудесная лестница»), работать в паре, совместно оценивать результат работы

10-11

Работа над ошибками. Обозначение луча. Нахождение суммы одинаковых слагаемых с помощью числового луча.

Распознавать на чертеже лучи и углы, обозначать их буквами и называть эти фигуры. Конструировать углы перегибанием листа бумаги.

12

13

Угол.

Обозначение угла. 

Работать в паре при проведении математической игры «Круговые примеры». Выполнять задания творческого и поискового характера

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);

- обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, многоугольник);

- составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот

14

Сумма одинаковых слагаемых.

Моделировать и решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых. Выполнять действие сложения одинаковых слагаемых с помощью числового луча. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Находить закономерности расположения чисел в ряду, работать в паре, совместно оценивать результат работы

Умножение и деление (48 часов)

15-16

Умножение.

Конкретный смысл действия умножения.

Математический диктант.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие умножения. Составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот. Вычислять произведение двух чисел в пределах 10.

- составлять числовые выражения на нахождение суммы одинаковых слагаемых и записывать их с помощью знака умножения и наоборот;

- моделировать ситуации, иллюстрирующие действия умножения

Личностные:

- стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- элементарные умения общения (знание правил общения и их применение);

- понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

Регулятивные:

- сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;

Познавательные:

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

- выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;

Коммуникативные:

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;

принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

17-18

Умножение числа 2. Составление таблицы умножения числа 2.

Выполнять умножение вида                2 • . Моделировать способы умножения числа 2 с помощью числового луча. Решать примеры на умножение с использованием таблицы умножения числа 2. Работать в паре при проведении математической игры «Великолепная семёрка»

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- выбирать выражение, соответствующее решению задачи, из ряда предложенных (для задач в одно-два действия )

19

Ломаная линия. Обозначение ломаной.

Распознавать на чертеже ломаные линии, изображать и обозначать их.

 - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат);

- обозначать буквами русского алфавита знакомые геометрические фигуры (луч, угол, ломаная, многоугольник);

- соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами

20

Многоугольник.

Различать, называть и изображать многоугольник на чертеже.

Конструировать многоугольник из соответствующего числа палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными

геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

21-23

Умножение числа 3.

Составление таблицы умножения числа 3.

Моделировать способы умножения числа 3 с помощью числового луча. Выполнять вычисления вида 2•  и3•  в пределах 20. Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2 и 3.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- проверять правиль-ность решения задачи и исправлять ошибки

24

Куб.

Изготавливать модели куба с помощью готовых развёрток, располагать эти модели в соответствии с описанием, составлять из кубиков разнообразные фигуры. Находить в окружающей обстановке предметы кубической формы.

- соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами;

- распознавать куб;

- находить на модели куба его элементы: вершины, грани, ребра;

- находить в окружающей обстановке предметы в форме куба.

25

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №1

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала

26-27

Работа над ошибками. Умножение числа 4. Составление таблицы умножения числа 4.

Моделировать способы умножения числа 4 с помощью числового луча. Выполнять вычисления вида 2 • , 3 • , 4 •  в пределах 20. Решать  примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2, 3 и 4. Работать в паре при проведении математической игры  Великолепная семёрка».

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- понимать и использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления;

Личностные:

-потребность в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;

-интерес к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;

- умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Познавательные:

- проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

- пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;

- выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики;

Коммуникативные:

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

28-29

Названия чисел при умножении (множители, произведение).

Математический диктант.

Использовать математическую терминологию (множители, произведение) при прочтении и записи действия умножения.

30-31

Умножение числа 5.

Составление таблицы умножения числа 5.

Выполнять вычисления вида               2 • , 3 • , 4•  и5•  в пределах 20.

Решать примеры на умножение с использованием  таблиц умножения чисел 2, 3, 4 и 5.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

32-33

Умножение числа 6. Составление таблицы умножения числа 6.

Выполнять вычисления вида               2 • , 3 • , 4• , 5•  и6•   в пределах 20.

Решать примеры на умножение с использованием таблиц умножения чисел 2, 3, 4, 5 и 6.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

34

Умножение чисел 0 и 1.

Составлять числовые выражения, используя действия сложения (вычитания), умножения. Использовать правила умножения 0 и 1 при вычислениях. Прогнозировать результат вычисления.

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулём и единицей)

35-36

Умножение чисел 7, 8, 9  и 10.

Контрольная работа №2

 

Выполнять вычисления вида 7 • , 8 • , 9•  и10•   в пределах 20. Представлять различные способы рассуждения при решении задачи (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузна-чных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20;

- решать задачи разными способами

37-38

Работа над ошибками. Таблица умножения в пределах 20.

Составление сводной таблицы умножения

Выполнять умножение с использованием таблицы умножения чисел в пределах 20. Работать по заданному плану, алгоритму.

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузна-чных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20

39-40

Урок повторения и самоконтроля.

Практическая работа.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала

41

Задачи на деление.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действия деления (деление по содержанию и деление на равные части), с помощью предметных действий, рисунков и схем.  Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задач. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

- моделировать ситуации, иллюстрирующие действие  деление и задачи, раскрывающие смысл деления;

- составлять числовые выражения с использованием знака  деления;

- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач

Личностные:

- умение отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;

- понимание причин своего успеха или неуспеха в учёбе;

Регулятивные:

- осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

Познавательные:

- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в справочной или научно-популярной литературе;

- понимать значимость эвристических приёмов (перебор, подбор, рассуждение по аналогии, классификация, перегруппировка и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи;

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности

42

Деление.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления. Составлять числовые выражения с использованием знака действия деления. Решать примеры на деление в пределах 20 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем.

43-44

Деление на 2. Составление таблицы деления на 2.

Математический диктант.

Моделировать способы деления на 2 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем. Выполнять деление на 2 с числами в пределах 20. Решать примеры на деление с использованием таблицы деления на 2.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

45

Пирамида.

Конструировать модели пирамиды с помощью готовых развёрток, располагать эти модели в соответствии с описанием. Находить в окружающей обстановке предметы пирамидальной формы. Работать в паре при проведении математической игры «Великолепная семёрка».

- распознавать  пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёх-угольную и т. д.;

- находить на модели  пирамиды её элементы: вершины, грани, ребра;

- находить в окружающей обстановке предметы в форме  пирамиды.

46-48

Деление на 3. Составление таблицы деления на 3.

Моделировать способы деления на 3 с помощью числового луча;

предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять деление на 2 и на 3 с числами в пределах 20.

Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2.

Работать по заданному плану, алгоритму.

Конструировать каркасную модель треугольной пирамиды.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- решать и проверять правильность решения задачи,  исправлять ошибки

49

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №3

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала

50-51

Работа над ошибками. Названия чисел при делении (делимое, делитель, частное). Чтение записей.

Использовать математическую терминологию (делимое, делитель, частное) при прочтении и записей действия деления.

- понимать и использовать знаки и термины, связанные с действием деления

Личностные:

- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;

- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;

- интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;

Регулятивные:

- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

- оценивать задания по следующим критериям: "Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении", «Сложное задание».

Познавательные:

- использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);

- понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;

- кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;

- моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики

52-53

Деление на 4. 

Составление

таблицы деления на 4.

Модернизировать способы деления на 4 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков и схем.

Выполнять деление на 2, 3 и 4 с числами в пределах 20.

Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на 2 , Зи4.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения

54-55

Деление на 5.

Составление

таблицы деления на 5.

Моделировать способы деления на 5 с помощью числового луча,

предметных действий, рисунков и схем. Выполнять деление на 2, 3,4 и 5 с числами в пределах20. Решать примеры на деление на 2, 3, 4 и 5.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

56-57

Порядок выполнения действий.

Математический диктант.

Устанавливать порядок выполнения действий, вычислять значения выражений. Конструировать каркасную модель куба, работать по готовому плану (алгоритму). Составлять план изготовления каркасной модели четырехугольной пирамиды. Работать в паре при проведении математической игры

- понимать и использовать термины выражение и значение выражения, находить значения выражений в одно-два действия;

- вычислять значения выражений, содержащих два- три действия  без скобок

58

Деление на 6. Составление таблицы деления на 6.

Выполнять деление на 2, 3, 4, 5 и 6 с числами в пределах 20. Решать примеры на деление на 2, 3, 4, 5 и 6.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

59-60

Деление на 7, 8, 9 и 10. Составление таблиц деления чисел 7, 8, 9 и 10.

Выполнять деление с числами в пределах20. Решать примеры на деление с использованием таблиц деления на числа от 2 до 10. Составлять план построения каркасной модели четырехугольной пирамиды.

- выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения;

- вычислять значения выражений, содержащих два- три действия  без скобок;

- решать и проверять правильность решения задачи,  исправлять ошибки.

61-62

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №4

Практическая работа.

Конструировать модель пирамиды по готовой развёртке. Анализировать и обобщать данные, заполнять таблицу, формулировать выводы. Устанавливать зависимость между числом рёбер, вершин и граней в пирамиде (В+Г-Р=2). Выполнять задания творческого и поискового характера.

Числа от 1 до 100 (74 часа)

Нумерация (7 часов)

63

Работа над ошибками. Счёт десятками.

Образовывать круглые десятки на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10). Сравнивать круглые десятки в пределах от 10 до 100, опираясь на порядок их следования при счёте. Читать и записывать круглые десятки до 100, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Работать в паре при проведении математической игры «Великолепная семёрка»

- моделировать ситуации, требующие умения считать десятками;

- выполнять счёт десятками в пределах 100, как прямой, так и обратный;

- образовывать круглые десятки в пределах 100 на основе принципа умножения (30 — это 3 раза по 10) и все другие числа от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц (67 — это 6 десятков и 7 единиц);

- сравнивать числа в пределах 100, опираясь на порядок их следования при счёте;

- читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;

- упорядочить натуральные числа от 0 до 100 в соответствии с заданным порядком

Личностные:

- уважительного отношение к мнению собеседника;

- восприятия особой эстетики моделей, схем, блиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

- составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

Познавательные:

- моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

- проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;

- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

64-65

Круглые числа.

Названия и запись круглых чисел в пределах 100.

66-69

Образование чисел, которые больше 20. 

Способ образования чисел, которые больше 20

Устная и письменная нумерация чисел, которые больше 20.

Образовывать числа в пределах от 20 до 100 из десятков и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел при счёте. Читать и записывать числа первой сотни, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи

Часть 2. Числа от 1 до 100. 

 Нумерация (продолжение)  (13  часов)

70-71

Старинные меры длины.

Шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь.

Измерять длины предметов, пользуясь старинными мерами: шаг, локоть, сажень и др.

- выполнять измерение длин предметов в метрах;

- выражать длину, используя различные единицы измерения: см, дм, м;

- применять изученные соотношения между единицами длины (1м = 100 см, 1 м = 10 дм);

- сравнивать величины, выраженные в метрах, дм и см;

- заменять крупные единицы длины мелкими  и наоборот;

Личностные:

- правила безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами;

- понимание необходимости бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и пр.

Регулятивные:

- выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

- осознавать результаты учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

Познавательные:

- приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

Коммуникативные:

- вести конструктивный диалог с учителем, одноклассниками в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

- корректно формулировать свою точку зрения;

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

72-74

Метр - новая единица длины.

 Соотношения метра с сантиметром и дециметром.

Математический диктант.

Выполнять измерение длин предметов в метрах. Сравнивать величины, выраженные в метрах, дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (5м = 50дм) и наоборот ( 10см = 1дм).

75-76

Знакомство с диаграммами.

Пиктограммы и столбчатые диаграммы.

Понимать информацию, представленную с помощью диаграммы. Находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы

- понимать информа-цию, представленную с помощью диаграммы;

- находить и применять нужную информацию, пользуясь данными диаграммы.

77-78

Умножение круглых чисел.

Приёмы умножения круглых чисел, основанные на знании нумерации.

Моделировать случаи умножения круглых чисел в пределах 100 с помощью пучков счётных палочек. Выполнять умножение круглых чисел в пределах 100.

- выполнять устно  умножение и деление круглых чисел в пределах 100;

- выполнять проверку действий с помощью вычислений;

- конструировать модели куба.

79-80

Деление круглых чисел.

Приёмы деления круглых чисел, основанные на знании нумерации.

Моделировать случаи деления круглых чисел в пределах 100 с помощью счётных палочек. Выполнять деление круглых чисел в пределах 100.

81-82

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №5

Практическая работа.

Находить на чертеже разные развёртки куба и конструиро-вать с их помощью модели куба. Высказывать суждения и обосновывать их или опровер-гать опытным путём. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

Сложение и вычитание (38 часов)

83-92

Работа над ошибками. Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Устные и письменные приёмы вычислений вида 35+2,  60+24,  56-20,      56-2,  23+15,  69-24.

Моделировать способы сложения и вычитания без перехода через десяток с помощью счётных палочек, числового луча.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток. Составлять числовые выражения в 2-3 действия без скобок, находить значения этих выражений, сравнивать числовые выражения и их значения. Работать в паре при проведении логической игры «Третий лишний».

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложе-ния и таблицы умножения в пределах 20;

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

- использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений

Личностные:

- интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики;

- стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- элементарные умения обще-ния (знание правил общения и их применение);

- понимание необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;

Регулятивные:

- сравнивать различные варианты решения учебной задачи, под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;

Познавательные:

- выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;

- проводить аналогию и на её основе строить выводы;

- проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения;

Коммуникативные:

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

93-95

Сложение с переходом через десяток.

 Устные и письменные приёмы вычислений вида 26+4, 38+ 12.

Моделировать способы сложения с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счетных палочек. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

96-97

Скобки. Запись числовых выражений со скобками.

Правила выполнения действий в числовых выражениях со скобками.

Использовать при вычислении правила порядка выполнения

действий в числовых выражениях со скобками.

Планировать ход вычислений.

- устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней

98-99

Устные и письменные приёмы вычислений              вида 35 - 15,  30 - 4.

Математический диктант.

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счётных палочек. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик;

- использовать изученные свойства арифметических действий для рационализации вычислений;

- устанавливать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней

100-101

Числовые выражения. Значение числового выражения.

Читать числовые выражения со скобками и без скобок, находить их значения

102-103

Устные и письменные приемы вычислений вида  60 - 17,  38 +14.

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счётных палочек. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

104

Урок повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №6

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала

105

Работа над ошибками. Длина ломаной.

Моделировать ситуации, требующие умения находить длину ломаной линии. Выполнять измерение длины ломаной линии.

Сравнивать длины ломаных линий, изображённых на чертеже.

- распознавать, называть, изображать ломаную;

- обозначать ломаную буквами русского алфавита;

- находить длину ломаной

Личностные:

-потребность в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности;

-интерес к творческим, исследовательским заданиям на уроках математики;

- умение вести конструктивный диалог с учителем, товарищами по классу в ходе решения задачи, выполнения групповой работы;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- предлагать возможные способы решения учебной задачи, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

- подводить итог урока, делать выводы и фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

Познавательные:

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;

- использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);

- понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;

- кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других;

- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;

- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;

принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

106-109

Устные и письменные приёмы вычислений вида 35 - 2, 51 - 27.

Моделировать способы сложения и вычитания с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счётных палочек. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик

110

Взаимно-обратные задачи.

Составлять задачи, обратные данной, сравнивать взаимно-обратные задачи и их решения. Объяснять и обосновывать действие выбранное для решения

задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом

- составлять и решать взаимно обратные задачи

111

Рисуем диаграммы.

Работать с информацией: находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать эту информацию.

Строить диаграмму по данным текста, таблицы

-  находить и использовать нужную информацию, пользуясь данными диаграммы

112

Прямой угол.

Изготавливать модель прямого угла перегибанием листа бумаги.

Находить прямые углы на чертеже помощью чертёжного

-  чертить прямой угол, давать ему имя

113-114

Прямоугольник. Квадрат.

Математический диктант.

Находить в окружающей обстановке предметы прямоугольной, квадратной, формы. Характеризовать свойства прямоугольника,

квадрата

-  измерять стороны геометрической фигуры (прямоуголь-ник и квадрат);

-  строить геометрические фигуры по заданному размеру

115-118

Периметр многоугольника.

Знакомство с понятием периметра прямоугольника.

Нахождение периметра прямоугольника.

Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить периметр многоугольника. Сравнивать многоугольники по значению их периметров, вычислять периметр прямоугольника. Решать задачи в 2—3 действия.

- измерять стороны многоугольника и вычислять его периметр

119-120

Урок  повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №7

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала

-  определять длину ломаной;

-  чертить и определять геометрические фигуры: прямой угол, прямоугольник, квадрат;

- вычислять периметр прямоугольника и квадрата

Умножение и деление (16 часов)

121

Работа над ошибками. Переместительное свойство умножения.

Сравнивать произведения, полученные с использованием переместительного свойства умножения.

Применять переместительное свойство умножения для случаев вида о» 8.

-  применять переместительное свойство умножения при вычислении арифметического выражения

Личностные:

- уважительного отношение к мнению собеседника;

- восприятия особой эстетики моделей, схем, блиц, геометрических фигур, диаграмм, математических символов и рассуждений;

- умения отстаивать собственную точку зрения, проводить простейшие доказательные рассуждения;

-понимания причин своего успеха или неуспеха в учёбе;

Регулятивные:

- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищам в случаях затруднений;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;

- оценивать задания по следующим критериям: "Легкое задание», «Возникли трудности при выполнении", «Сложное задание»;

Познавательные:

- приводить примеры различных объектов или процессов, для описания которых используются межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

- пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи), составлять простой план;

- выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики;

Коммуникативные:

- строить понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;

- излагать свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- наблюдать за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

122

Умножение чисел на 0 и на 1.

Составлять числовые выражения, используя действия сложения, вычитания, умножения.

Использовать правила умножения на 0 и на 1 при вычислениях.

Прогнозировать результат вычисления

- выполнять устно умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к знанию таблицы сложения и таблицы умножения в пределах 20 (в том числе с нулём и единицей)

123-125

Время и единицы его измерения (час и минута).

Часы как специальный прибор для измерения времени.

Соотношения между сутками и часами, часами и минутами.

Математический диктант.

Сравнивать промежутки времени, выраженные в часах и минутах. Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений времени в часах и минутах.

- переводить единицы измерения времени: часы в минуты в сутки и наоборот;

- выполнять вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд;

- решать задачи с единицами измерения времени;

- выполнять сравнение именованных чисел, используя знаки: >, <, =

126-129

Задачи на увеличение  числа в несколько раз.

Задачи на  уменьшение числа в несколько раз.

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Моделировать и решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Составлять задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса).

 - решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

-  решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

130-131

132

133

134-136

Уроки повторения и самоконтроля.

Контрольная работа №8 

Практическая работа.

Повторение.

 

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера.

- составлять и решать взаимно обратные задачи и задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз;

- складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик


VIII. Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение

учебного предмета

Для реализации цели и задач обучения  математике по данной программе  используется  УМК  по  математике  издательства «Просвещение». Обучение математике обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2014 г.
  • Дорофеев В. Г., Миракова Т. Н. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. –  М.: «Просвещение», 2015 г.
  • Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Математика. Рабочая программа. 1 – 4 классы. – Москва: «Просвещение», 2011 г.
  • Дорофеев Г. В. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 2014 г.
  • Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н.  Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» – М.: «Просвещение», 2012 г.
  • CD-ROM. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Дорофеева.
  • Научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс ДО и После»;

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».

Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой  цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru

    Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Технологические карты уроков. – Режим доступа:   http://www.prosv.ru/umk/perspektiva 

4. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Учебные материалы  на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

7. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1

Ноутбук

1

2

Принтер/ксерокс

1

3

Телевизор

1

4

Колонки

2

5

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

6

Интерактивная указка

1

7

Мобильный класс        

1

8

Гарнитура

1

9

Фотоаппарат

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...