Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста
презентация к уроку (1 класс) на тему

Коломиец Снежана Анатольевна

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

        Пути развития  творческих способностей ребенка в современной школе

«До тех пор, пока человек не почувствовал в себе мыслителя, он не может по – настоящему пережить гордость за то, что он человек.»

/В.А.Сухомлинский/

       Сейчас в обучении остро стоит вопрос о развитии творческих способностей учащихся.   Это связано с тем , что ориентация  школ      на формирование у учеников в основном репродуктивного мышления привело к тому, что большинство выпускников ,которые на    «отлично» знали школьную программу не умеют использовать полученные   знания в нестандартной ситуации, во время решения проблемных заданий в разных сферах общественной жизни.

   Творческий человек может:

  • успешно адаптироваться в социуме,
  •  противостоять негативным обстоятельствам,
  • находить позитивные выходы из сложных ситуаций,
  • он способен к самореализации,
  • саморазвитию.

  К  сожалению, большинство учащихся  школы не подготовлены к обобщению полученной информации, превращению ее в гибкую систему , пригодную к использованию в различных жизненных ситуациях; фактически не готовы к творческому анализу ситуации. Несмотря на это, известно, что дети от природы любознательны и  исполнены желания учиться.

   Для достижения цели – воспитать личность, способную  творчески перерабатывать информацию,  нужны интерактивные технологии в обучении.  Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе    которого   осуществляется   взаимодействие учителя  и   ученика.

    Для учащихся начального звена диалоговое обучение- это совместная игра педагога и детей. Ролевые игра помогают почувствовать значимость каждому ребенку, помогут проявить себя, раскрыть свои способности.  

    Человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней , выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значением, которые он при этом придает окружающим предметам .

    Огромное значение имеют развивающие игры. Постепенное  возрастание трудности задач в играх позволяют ребенку идти вперед  и совершенствовать свои творческие способности.

    Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют составлять свои варианты, т.е. заниматься творческой деятельностью.

        Необходимо при работе с детьми  осуществлять личностно-ориентированное образование, поддерживать каждого ребенка, создать условия для раскрытия его способностей.

Развивать творческие способности можно в 3 этапа:

1 этап

Учащиеся должны получить базовые знания в той или иной области, познакомиться с понятиями и их свойствами.

  • Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Видеть взаимосвязи  и выявлять новые связи между системами.
  • Выявлять противоположные признаки предмета.
  • Выявлять и формировать противоречия.
  • Рассматривать различные системы в развитии.
  • Делать предложения прогнозного характера.
  • Разделять противоречивые свойства предметов в пространстве и во времени.
  • Представлять пространственные объекты..

2 этап

Предлагаются задания с опорой на предыдущий этап.

  • Экскурсии;
  • выполнение рисунков к стихотворениям;
  • составление кроссвордов;
  •  кодирование текста при помощи символов;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и внеурочное время;
  • участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

3 этап

Учащимся предлагаются задания, в которых они сами являются создателями «нового» продукта.

  •  Сочинить загадку,
  •  Сочинить сказку,
  •  Нарисовать машину будущего,
  •  Нарисовать школу будущего,  
  •  Придумать новый вид шоколада,
  •  Сочинить стихотворение и т.д.

При выборе творческих заданий следует учитывать следующие требования:

  • Ежедневное и систематическое включение  в учебный процесс творческих заданий  и упражнений;
  • Стараться использовать творческий потенциал ребенка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения задания);
  • Творческие задания должны постепенно усложняться;
  • При оценке творческих работ учащихся отмечать положительные стороны (о недостатках работы следует говорить корректно, так как резкое замечание может отбить у ученика желание выполнять творческое задание в будущем);
  • Привлекать семью к выполнению творческих заданий. Вести разъяснительную работу среди родителей.

Вывод:

  • Развивать творческие способности школьников можно как на уроках, так и во внеурочное время.
  • Предлагая им разнообразные творческие задания, происходит формирование таких важных личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, появляется интерес к школьным предметам.

- Работая над развитием творческого потенциала школьников, в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.

Действуйте по такому принципу:

  • Расскажи – и я забуду,
  • Покажи – и я запомню,
  • Вовлеки – и я научусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

“Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Советы родителям как воспитать творческую личность, способную замечать, чувствовать, понимать и любить красоту....

«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности....