Развитие ТРКМ младших школьников
план-конспект урока на тему

Ступникова Елена Николаевна

Активные методы обучения ТРКМ используемые на всех этапах урока в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРКМ в начальной школе39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый  день , уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать. Тема мастер- класса «Применение ТРКМ, её активных методов обучения на уроках в начальной школе»

        Переход начального образования на обучение по ФГОС второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

       Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы не старались – обучаются успешно только 10 %. Почему?

На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Как гласит китайская притча: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне -  и я запомню; дай сделать и я пойму».

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,
20% того, что мы слышим,

30% того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

На уроках ребёнку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить  текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

- не развиты представления о смысловой стороне слова;

- не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;

- не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

- не развита монологическая речь.

Для всего этого необходимы новые образовательные технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Современная система образования приоритетным направлением обучения выделяет личностно-ориентированное обучение. Встаёт вопрос, как сделать учебный процесс, с одной стороны, содержательным, а с другой, доступным и интересным.

На мой взгляд, ТРКМ в этом плане выигрывает, потому , что её применение позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.

Цель сегодняшнего мастер-класса: научить применять активные методы ТРКМ  на разных этапах уроков в начальной школе.

1. Приветствие

- Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

Цель  -  положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемы коллеги, давайте и мы с вами начнём наш мастер-класс с упражнения «Скажем здравствуйте глазами». Сейчас поздоровайтесь с соседом справа и с соседом слева не словами, а глазами. При этом постарайтесь глазами показать какое у вас сегодня настроение.

2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса

Приём «Дерево предсказаний»

- Мы все учителя, учителя практики.

- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.

- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.

- Сделаем мы это с помощью такого приёма, как дерево предсказаний (слайд)

- Этот приём предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?

(на карточках каждой группе подготовить высказывание 1-я гр. – узнать что такое критическое мышление, 2- гр. – понять, что нового несёт в себе ТРКМ, 3 гр.- познакомиться с активными методами ТРКМ, 4 гр. – научиться применять ТРКМ на различных этапах урока в начальной школе.)

3. «Мозговой штурм» приём «Корзина идей»

- Мы сегодня говорим о технологии критического мышления. Сразу встаёт вопрос, а что такое технология?

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации возникают у вас с этим понятием?

- Я предлагаю называть ваши предположения через приём «Корзина идей» (слайд, подсказки на карточках из приложения)

- Пожалуйста 1-группа, ….

-Этот приём используется на уроке, когда идёт активизация имеющихся у учащихся знаний.

-  Задаётся прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает всё, что знает. Мы на уроках делаем это устно.

- Мы собрали корзину идей, связанных со словом «технология»

4. Определение понятия «Технология»

Приём «Кластер»

- Проверим ваше предположение

-Для этого обратимся к тексту №1 ( приложение)

- Ваша задача прочитать его, выделив ключевые слова, раскрывающие понятие «технология».

- После прочтения вам необходимо записать всё, что вы подчеркнули в виде схемы:

например:

 

- На работу отводится 4 минуты

(кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску)

- Уважаемы коллеги, обратите внимание, у вас получились разные модели, которые называют «Кластеры».

- Мы сейчас отработали приём «Составление кластеров»  ( слайд)

- Кластер – по другому гроздья , схема которая  графически отображает размышления, об изучаемом объекте. Дети очень любят такой приём и справляются с ним легко.

- Коллеги мы отработали 3 приёма ( Дерево предсказаний, Корзина идей и Кластеры), которые применяют на этапе вызова. ( повесить карточку на доску)

5. Определение понятия «Критическое мышление»

«Инсерт»

- Следующий этап работы это «осмысление» ( повесить карточку)

А)- На этом этапе вам предлагается текст №2 ( приложение)

- Читать мы будем, используя приём «Чтение с пометками» ( слайд)

«V»  - уже знал

«- » - думал иначе

«+» - новое для меня

«?» - не понял, есть вопросы

На работу отводится 2 минуты.

- Проверим, что получилось.

- Что обозначили, как известное?

- Что выделили неизвестным?

- Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что Критическое мышление включает в себя 5 составляющих: (слайд)

- Этот прием называется «Инсерт». (слайд)

Инсерт – способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

-6.  А еще на этапе осмысления можно применять прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ» (слайд)

- Вопросы на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определённо не возможно (толстые вопросы)

- «Толстые» вопросы

1. Объясните , почему…?

2. Как вы считаете?

3. Чем отличается…?

4. Предположите, что будет, если…? и т.д.

Ответы на эти вопросы требуют развёрнутого ответа.

- «Тонкие» вопросы ( кто?, что?, когда?, верно ли? и т.д., ответы на эти вопросы требуют однозначного ответа)

7. Приёмы на этапе рефлексии

- Следующий этап работы – этап рефлексии

- Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ проведём с помощью приёма «Синквейн» (слайд)

- В чем смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы: (слайд)

-На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.  На второй строчке надо написать два прилагательных раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы. Последняя строчка – это слово – синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

- Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении.

- Итак тема  синквейна - Технология ( критического мышления)

Технология

Увлекательная, познавательная

Развивает, раскрывает, решает

Технология критического мышления позволяет сделать учебный процесс доступным и интересным.

Искусство( мастерство, умение )

Использовать  синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. С помощью данного метода на уроках русского языка достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.

8. Обобщение

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создаёт атмосферу напряжённого поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс. Так ка эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию: способствуют:

-формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

-получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

- повышению активности и самостоятельности учащихся;

-овладению умениями организовывать, планировать и осуществлять решение возникших задач;

-осознанию учеником ценностей совместного труда;

-повышению стремлению к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

-эстетическому воспитанию;

- формированию высокой информационной и общей культуры  будущих специалистов современного информационного общества;

- Давайте подведем итог нашей работы.

- Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер-классе и о технологии критического мышления.

(Технология критического мышления…..

Четко выстроенный, алгоритмичный процесс…

Применение тркм предполагает проведение урока в четкой последовательности:

Вызов                         Осмысление                         Рефлексия

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах).

В однорй притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».  Мудрец. Подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках.

Закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Развитие внимания младших школьников с задержкой психического развития

В работе описывается:Понятие внимания детей с нарушениями в развитии интеллекта  в психолого-педагогической литературеОсобенности внимания детей с задержкой психического развитияОсобенности...

Мастер-класс по ТРКМ младших школьников на уроках литературного чтения

Мастер-класс по использованию приёмов технологии развития критического мышления на уроках чтения на примере произведения В.Осеевой "До первого дождя"...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...