методический семинар на тему "Использование ТРКМ в начальных классах" с презентацией
статья по теме

методический семинар на тему "Использование ТРКМ в начальных классах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

НА ТЕМУ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРКМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности. (Слайд 1)

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

 (СЛАЙД 1, щелчок) Тема семинара: «Использование технологии критического мышления в начальной школе»

(СЛАЙД ) Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику современной школы. Он  должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением. Выявлять, наблюдать,  различать, классифицировать,  критически  анализировать,   моделировать,   делать   выводы,  принимать    продуманные решения.

(Слайд ) Цель и задачи методического семинара.

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах для формирования УУД обучающихся. 

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления.

Как я это делаю?

На первом этапе  изучила (СЛАЙД) теорию технологии «Развитие критического мышления», основоположниками  которой  являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. (СЛАЙД ) 

В основе ТРКМ – трехфазная структура урока: (СЛАЙД)

  • вызов; (пробуждение интереса к предмету)
  • осмысление; (осмысление материала во время работы над ним)
  • рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)

Затем  приступила ко второму этапу – активному использованию данной технологии в своей работе.

 (Слайд 8)  Хотелось бы рассмотреть те приемы технологии развития критического мышления, которые использовались на открытом уроке.

 «Классификация геометрических фигур». (плоские и объемные) Этот приём имеет познавательное значение.

«Составление пословицы». Нарушена последовательность, надо ее восстановить в правильном порядке. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

 «Кластер» (в течение всего урока составлялся кластер на новую тему) Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации.

«Синквейн» творческая форма рефлексии, осуществляется анализ, творческая переработка изученной информации. 

«Зашифрованное слово» (определение темы урока)

«Конструирование»,

 «Исследование пространственных фигур»

«Построение плоской фигуры на листе бумаги, а после ее превратить в объемную» (по принципу игры «Морской бой»)

«Нахождение подобной фигуры в окружающем мире»

«Сравнение фигур» (сходства и различия пирамиды и других многоугольников)

«Верные - неверные утверждения» (ложные и истинные высказывания во время физминутки)

Наиболее продуктивной на уроках считаю групповую работу. Тогда урок получается более интересным, живым, активизирует мыслительную деятельность.

(Слайд 9)  

Третий этап изучения данной технологии является обобщение опыта

Выступила с докладом на тему: «Урок в начальной школе с использованием ТРКМ»  на школьном МО учителей начальных классов и давала открытые уроки.  (Слайд)  Материал опубликован  в электронном СМИ (Слайд )  

 (web-адрес публикации: http://www.proshkolu.ru/user/325elena523/folder/1109920/

http://nsportal.ru/bezdudnaya-elena-nikolaevna ).

(Слайд)  Приняла участие  во  1 Всероссийском ежегодном педагогическом конкурсе "Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС".  Урок разработан с применением технологии ТРКМ  (дипломом победителя  -3 место (сайт «Продленка»).

Данный методический семинар на тему: «Использование ТРКМ в начальных классах».

(СЛАЙД) Результативность на уроке:

-внимание на уроке

-снижает утомляемость, напряжение

-самовыражение

-творчество

(СЛАЙД) Эффективность использования технологии развития критического мышления исследована в учебном процессе совместно с психологом в конце учебного года. Проведены исследования учебной, мыслительной деятельности учащихся, (Слайд)  по которой видна положительная динамика.

Я считаю, что данную педагогическую технологию могут применять как учителя начальных классов, так и учителя – предметники и на уроках и во внеурочной деятельности, потому что эта технология способствует развитию личности.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: (СЛАЙД-затруднения) учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; не на каждом уроке технология применима и удачно использована может быть  в начальной школе (учёт возрастных и индивидуальных особенностей класса). Тема требует дальнейшего изучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование технологии критического мышления в начальной школе» учитель начальных классов МБОУ СОШ № 39 п. Дальнее Поле Конкурсное задание «Методическое объединение» Бездудная Елена Николаевна

Слайд 3

Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах для формирования УУД обучающихся. Задачи: Раскрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД обучающихся.

Слайд 4

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно: различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям; поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий . Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Слайд 5

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире . Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 6

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла – ( осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 7

Приёмы ТРКМ, применяемые на различных этапах открытого урока -«Классификация геометрических фигур» ; -«Составление пословицы»; -«Кластер» ; -« Синквейн » ; -«Зашифрованное слово» ; -«Конструирование»; -«Исследование пространственных фигур»; -«Построение плоской фигуры на листе бумаги, а после ее превращение в объемную»; -«Нахождение подобной фигуры в окружающем мире»; -«Сравнение фигур»; -«Верные - неверные утверждения».

Слайд 8

8 1 . Доклад на тему: «Урок в начальной школе с использованием ТРКМ» на школьном МО учителей начальных классов. Материал опубликован в электронном СМИ (web-адрес публикации: http://www.proshkolu.ru/user/325elena523/ http://nsportal.ru/bezdudnaya-elena-nikolaevna ). 2. I Всероссийский ежегодный педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС". Урок разработан с применением технологии ТРКМ (диплом победителя -3 место (сайт «Продленка»). 3. Методический семинар на тему: « Использование технологии критического мышления в начальных классах»

Слайд 11

11 1 . Доклад на тему: «Урок в начальной школе с использованием ТРКМ» на школьном МО учителей начальных классов. Материал опубликован в электронном СМИ (web-адрес публикации: http://www.proshkolu.ru/user/325elena523/ http://nsportal.ru/bezdudnaya-elena-nikolaevna ). 2. I Всероссийский ежегодный педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка в соответствии с ФГОС". Урок разработан с применением технологии ТРКМ (диплом победителя -3 место (сайт «Продленка»). 3. Методический семинар на тему: « Использование технологии критического мышления в начальных классах»

Слайд 12

Результативность на уроке: Внимание на уроке Снижает утомляемость, напряжение Самовыражение Творчество Социальная адаптация

Слайд 13

Результативность опыта Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект.

Слайд 14

Результативность опыта

Слайд 15

Затруднения, которые испытывает педагог, работая в данной технологии. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая). С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий. Неправильное понимание стратегий и методов. Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (творческого характера и работа с большим объёмом информации). В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. Сложность в подборе материала (из разных источников). Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ. Большие моральные, временные и материальные затраты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»

В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»

Методический семинар «Развитие навыков скорочтения в начальной школе»...