Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования.
учебно-методический материал на тему

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развита воля. Индивидуальные особенности ребёнка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Так говорят психологи. А вот как понимают, что такое «сам», младшие школьники.
Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, неподсказывает.
Самостоятельность – значит «захотел и сделал», «как придумал, так и будет».

Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный. Тем не менее, можно выделить основные этапы:
Первый этап (этап подражания). Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
Второй этап (этап частичной самостоятельности) ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

Третий этап (этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.

Самостоятельная работа  -  это такая  познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и    действия зависят и определяются самим учеником. 

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока.

Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективность организации самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях (включая внеурочную деятельность) как фактор повышения качества образования

Слайд 2

Формирование самостоятельности как качества личности. Реализация принципа индивидуального подхода. Позволяет дифференцировать учебные задания. Содействует достижению сознательного и прочного овладения знаниями. Значение самостоятельной работы в учебном процессе

Слайд 3

Конкретная цель ( ученик должен знать пути ее достижения). Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому. Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика Требования к организации самостоятельной работы

Слайд 4

Структура самостоятельной работы

Слайд 5

Виды самостоятельной работы

Слайд 6

По дидактической цели

Слайд 7

по заданному образцу (письмо букв, цифр) по правилу или системе правил; эвристический (формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации); творческий(позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности. По характеру деятельности учащихся

Слайд 8

По способу организации

Слайд 9

По цели применения

Слайд 10

письмо с проговариванием; списывание; комментированное письмо; письмо под диктовку с предварительной подготовкой; письмо под диктовку; диктант «Проверь себя». Формы и методы самостоятельной работы на уроках русского языка

Слайд 11

Запишите примеры на сложение, в которых сумма равна 12. Запишите примеры на вычитание, в которых разность равна 9. Запишите примеры на вычитание с уменьшаемым, равным 21. Вычислите разность. Запишите примеры на вычитание, в которых вычитаемое равно 15. Вычислите разность. Запишите примеры на сложение, в которых второе слагаемое равно 8. Вычислите сумму. Запишите примеры на сложение, в которых сумма равна 20. Используя числа 10 , 8, 2, 4, 6 , составьте различные примеры на вычитание (возможны семь способов записи примеров). Самостоятельная работа на уроках математики Примеры заданий

Слайд 12

Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть образовательного процесса

Слайд 15

Название курса Умники и умницы Немецкий в играх Информатика в играх Театральная ступенька ЗОЖ Спортивные танцы Мир вокруг нас Проектная деятельность

Слайд 16

Умники и умницы

Слайд 17

Проектная деятельность

Слайд 19

Театральные ступеньки

Слайд 21

Мир вокруг нас



Предварительный просмотр:

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Начинать следует с учёта возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развита воля. Индивидуальные особенности ребёнка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Так говорят психологи. А вот как понимают, что такое «сам», младшие школьники.
Сам – это когда дети делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, неподсказывает.
Самостоятельность – значит «захотел и сделал», «как придумал, так и будет».

Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный. Тем не менее, можно выделить основные этапы:
Первый этап (этап подражания). Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
Второй этап (этап частичной самостоятельности) ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

Третий этап (этап более полной самостоятельности) ребята выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющих ситуациях, в наиболее знакомых видах деятельности.

Самостоятельная работа  -  это такая  познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и    действия зависят и определяются самим учеником. 

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока.

Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания. 

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По дидактическим целям:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;
  • задания на применение знаний и формирование умений;
  • задания на закрепление и повторение учебного материала;

задания на обобщение учебного материала

2. По характеру познавательной деятельности

  • воспроизводящий по образцу;
  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой

3.По способу организации

фронтальная, групповая, индивидуальная

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе, и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

4.По цели применения:обучающие,тренировочные,закрепляющие,повторительные,развивающие,творческие, контрольные.

Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей; развитию мышления; ускоряются темп формирования у учащихся умений и навыков практического характера.

Организационно – педагогическими условиями формирования самостоятельности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности является конструирование стимульных ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям. Это свободный выбор заданий, поиск разных путей их решения, творческая деятельность, самопроверка и самоанализ, возможность высказать свои суждения, стимулирующим воздействием при этом становится развитие самостоятельнойдеятельности. Использование во внеурочной деятельности школьников сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий приобщает к решению практических задач, способствует накоплению жизненного опыта, стимулирует активность. Создание ситуаций, в которой ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что я хочу узнать? Что должно получиться? и т.д.». Повышает уровень притязаний, стимулирует процесс осмысления своей деятельности.Использование при организации самостоятельной деятельности школьников различных инструкций, памяток, схем, образцов рассуждений способствует умению осуществлять целеобразование, планировать свою деятельность при овладении новым приемом получения знаний, стимулирует самостоятельные действия. Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов: групповой формы организации обучения, систему дифференцированных заданий, анализа практических задач, актуализации опыта учащихся, совместного решения проблемных ситуаций - формирует умения контролировать свою деятельность, а также такие качества самостоятельной деятельности как ответственность и организованность.

Основными условиями проявления самостоятельности младших школьников являются:

1. Учет степени сформированности учебных умений (сравнивать, анализировать, определять порядок действий, проверять свою работу и т.д.).

2. Мотивированность учебного труда. Мотивация обеспечивается четким представлением ученика о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути учебной проблемы.

3. Наличие учебной проблемы, понимаемой учеником. При этом понимание обеспечивает возможность включения школьника в работу. Для выполнения задания ему не нужно переспрашивать: «С чего начинать?», «Как делать?», «Куда писать?» и т.д.

4. Разделение труда между школьником и педагогом. В начальной школе дети должны не только учиться действовать по инструкциям, планам, алгоритмам, но и учиться строить свои планы и алгоритмы, следовать им.

5. Процесс обучения должен обеспечить развитие всех компонентов познавательного интереса как источника развития учебной деятельности.

6. Содержание стимулирующих самостоятельность заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве.

7. Система учебных заданий должна строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным.

Существенную роль в развитии самостоятельности играет применение на практике интерактивных методов обучения и современных педагогических технологий (портфолио, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся), дидактических игр, проблемных ситуаций, заданий, поддерживающих уверенность ребенка в успехе; создание условий для положительных переживаний успеха. Организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в разных видах деятельности.

  Активное участие ребёнка во внеурочной деятельности приводит к развитию такого необходимого качества личности как самостоятельность. Именно в этой деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку и волю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности. Я хочу ответить на вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках...

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования...

Доклад по теме: "Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества"

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...

"Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования"

Статья к секционному занятию учителей начальных классов....

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...