Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Родничок»
рабочая программа (2, 3 класс) на тему

Анисимова Лариса Константиновна

Уметь читать – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский.- Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rodnichok.doc466 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Программа внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО  

 

 «Родничок»

2-3  классы

Направление: общеинтеллектуальное 

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации:  1 год

Составитель:

Анисимова Лариса Константиновна,  

учитель начальных классов

 

с. Панаевск

2016

Паспорт программы

Наименование программы

Программа интеллектуального и духовного развития человека «Родничок»

Девиз

Уметь читать – значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский.- Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное». 

Основание для разработки

Реализация Модели МИП на базе Панаевской школы-интерната по организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)

Входит в состав Программы работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Заказчик-координатор

Администрация МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Разработчик программы

Анисимова Л.К., учитель начальных классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Исполнитель

Обучающиеся 2а, 2б, 3а, 3б классов Панаевской школы-интерната

Контролёр

Департамент образования Администрации МО Ямальский район

Адресная группа

Педагоги, организующие внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОСНОО

Перспективы расширения географии продукта

Расширение географии использования Программы возможно через очное и дистанционное оказание консультативных услуг, участие разработчика в различного рода конференциях, проведение мастер–классов, «круглых столов» по внедрению Программы в  учебно-воспитательный процесс, а также разработку методического пособия по встраиванию модели в учебно-воспитательный процесс ОУ Ямальского района, ЯНАО, России (из опыта работы).

Идея Программы

«Родничок» – уникальный учебно-методический комплекс, через который познаётся мир, задачи которого – научить ребенка  понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание.

Цели и задачи Программы

Цель  – совершенствование навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя.
Задачи: 
1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы; 
2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов; 
3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память; 
4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру. 

Научно-методические основы разработки Программы

Документы, положенные в основу Программы развития:

  1. Закон РФ «Об образовании»,  Закон ЯНАО «Об образовании»,  долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка»
  3. Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: Программа, утвержденная постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 526-П. – Салехард, 2010
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  5. Устав МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
  6. Программа развития МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» (2010-2015 гг.)
  7. Программа работы по реализации плана муниципальной инновационной площадки «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)»/Авторы-составители:  Ничкова Т.А., Бородина Г.А.

Срок реализации

1 учебный год

Целевые

индикаторы  реализации

Программы

  • уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
  • уровень развития познавательных функций ребенка: внимания, памяти, мышления;
  • уровень речевого развития детей и коммуникативных навыков общения

Ожидаемые результаты

У обучающихся:

  • повышение скорости чтения в 3-6 раз;
  • улучшение качества усвоения прочитанного текста;
  • тренировка памяти и внимания;
  •  развитие интуиции;
  • активизация творческих способностей;
  • физическое оздоровление человека;
  • духовное развитие личности.

Готовность для реализации

Программа полностью готова для реализации потребителями

Пояснительная записка

Уметь читать –  значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, -

говорил великий педагог К.Д.Ушинский. -

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное». 

Рабочая программа «Родничок» разработана для обучающихся 2-3 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. 

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. Однако, не все учащиеся в одинаковой мере овладевают навыком чтения.

        Успешность овладения навыком беглого чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс скорочтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи: 
1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы; 
2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов; 
3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память; 
4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру. 

        Важнейшим аспектом обучения чтению является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

        В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        На кружке «Родничок» формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Быстрое чтение – одно из средств совершенствования учебного процесса. Способы быстрого чтения можно разбить на несколько групп:

  • Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка;            
  • Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т.е. разведение зрительных осей глаз. За счёт этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного;      
  • Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит всё и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы;        
  • Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие;          
  • Чтение-сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии; слова, факта. Человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удаётся при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.  

Быстрое чтение - способ, отвечающий лежащей в глубине у каждого читателя потребности читать быстрее и лучше. Особенно велика роль быстрого чтения в общеобразовательной школе. Исследования показали, что между успеваемостью и скоростью чтения существует прямая связь. В основном, чем быстрее читает ученик, тем лучше он учится, и наоборот. Так, среди медленно читающих учеников на «хорошо» и «отлично» учатся лишь 4%, а среди быстро читающих - целых 53%.

Что такое быстрое чтение? Люди читают с древних времен, но только сейчас остро встал вопрос о повышении скорости чтения. В чем причина этого явления?

                Быстрое чтение - это нетрадиционные методы чтения всего текста в целом, позволяющие усваивать прочитанное более полно и качественно, чем при использовании традиционных методов медленного чтения. Это активная творческая деятельность, в процессе которой читатель проводит синтез отдельных понятий, анализ фактов и суждений. В результате этой деятельности закладывается основа нового знания. Именно поэтому позиция нашей научной группы такова: быстрое чтение - не чтение «по диагонали», а сложнейший процесс, обучиться которому можно, решая задачи управления речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами и формируя системы алгоритмов умственной деятельности. Только так читатель, владеющий нашей методикой, сможет быстрее извлекать и обрабатывать значимую информацию, заложенную в текст его автором. Как это ни парадоксально, но быстро читающий человек способен усваивать информацию, полученную из текста, в несколько раз эффективнее человека, читающего традиционными методами.

В технике быстрого чтения часто используется понятие «навык». Что это такое? Психологи считают, что навык - это автоматизированные действия, выполняемые без всяких усилий. Следуя этому определению, можно сделать вывод о том, что система навыков у людей формируется с самого детства. Мы без всяких усилий бегаем, сидим, едим с помощью столовых приборов, плаваем и делаем многое-многое другое. Очень значимым является и тот факт, что сформированный однажды навык действует у нас всю жизнь. Так, например, если вы научились плавать, то умение держаться на воде сохранится у вас в любой ситуации. Оказавшись в воде случайно, например, если вас толкнут приятели с пристани, даже в одежде и обуви вы будете все же держаться на поверхности и не захлебнетесь, не пойдете ко дну, в отличие от человека, не обладающего таким навыком.
Пример жизненных навыков можно отнести и к способу быстрого чтения. Однажды освоив навык быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, не давая возможности глобальным информационным потокам заставить вас потерять равновесие. Навыки быстрого чтения помогут вам справиться с обилием информации, поступающей из внешней среды; максимально возместят затраты времени и усилий, вложенных вами в чтение; обеспечат приобретение принципиально иных качеств в организации внимания и памяти для пробуждения познавательной активности; покажут вам различие между полезным смыслом и бесполезным объемом любого текста.

         Техника скорочтения — упражнения, которые позволят вам увеличить скорость чтения про себя, повысят уровень внимания, улучшат память и скорость восприятия текст

1. Техника скорочтения “Чтение задом наперед”

Вы прочитали текст в нормальном расположении, а теперь попробуйте прочитать его задом наперед. Следите, как меняется скорость чтения. Тренируйтесь до тех пор, пока не добьетесь результата.

2. Техника скорочтения “Найди слово”

Попросите кого-то загадать и произнести вслух слово, находящееся на странице. После этого Вам нужно как можно быстрее найти это слово в тексте. Тренинг тренирует селективную способность мозга. Как и в случае с чтением школьного текста, в реальной жизни часто не нужно читать весь текст, а нужно найти важную информацию по нескольким ключевым словам.

3. Ещё один секрет скорочтения

Одна из главных проблем медленно читающих людей в том, что они пытаются все прочитать. Большинство книг не предназначены, чтобы их читали от корки до корки. Конечно, есть тексты, которые следует читать от корки до корки, например Армейский Устав или тексты законов. Но, это всего лишь значит, что следует гибко определять скорость чтения, а не подходить с одной меркой ко всем текстам.

4. Роль психологии в скорочтении

Убедите себя, что в каждом слове есть «лишние» буквы, а в каждом предложении есть лишние слова, и ваша скорость чтения увеличится. Многие авторы, прежде чем излагать суть, должны сломать психологический лед предубежденности по отношению к своим идеям. Читатель может быть не подготовлен к восприятию новых идей или иметь внутреннее сопротивление восприятию информации. Поэтому автор подбирает вводные слова, строит психологический мостик к слушателю. Он не вываливает весь смысл сразу, а пытается завернуть факты в удобную для читателя обертку.

5. Техника скорочтения методом просмотра текста

Просмотр – это метод скорочтения, во время которого ставится цель понять, что предстоит читать. Вы строите предположения и находите им подтверждения. Повторное чтение важных мест – одно из важных стратегий просмотрового чтения. При просмотре следует понять главную идею текста и понять, соответствует ли эта идея вашим целям. Отведите 10-20 секунд на просмотр каждой страницы книги. Читать нужно так быстро, чтобы во время чтения не выходить из состояния комфорта.

6. Читай только быстро!

Медленное чтение – всего лишь привычка, стереотип. Рискните охватить взглядом несколько слов одномоментно. Постепенно будет получаться. В практике боевых искусств учащиеся осваивают периферическое зрение. Конечно, они видят не как хамелеоны, не на 360 градусов, но тем не менее довольно широко. У современного человека, смотрящего в монитор, носящего очки – развивается феномен туннельного, ограниченного зрения.

Общая характеристика программы

Программа «Родничок» охватывает 2-3 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

В условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточной информации, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно новые знания. Сделать это можно путем организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки. И метод быстрого чтения в этой важной деятельности - первый друг и помощник. Что мы называем быстрым чтением?
Быстрое чтение - это нетрадиционные методы чтения всего текста в целом, позволяющие усваивать прочитанное более полно и качественно, чем при использовании традиционных методов медленного чтения. Это активная творческая деятельность, в процессе которой читатель проводит синтез отдельных понятий, анализ фактов и суждений. В результате этой деятельности закладывается основа нового знания.

Для этого используются три типа упражнений Федоренко и Пальченко:

1. Многократное чтение

2. Чтение в темпе скороговорки

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

      Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/  Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

        Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

        Выразительное чтение с переходом на  незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Самыми популярными методиками обучения скорочтению являются такие, как чтение слов наоборот, концентрация на ключевых словах, вертикальное чтение, подавление артикуляции
        Чтение слов наоборот со временем способно развивать концентрацию мыслей и тренировать внимание, что является важным фактором успешного умственного труда. Начинать тренироваться лучше всего с коротких слов, состоящих, например, из четырех букв, постепенно переходя к более длинным и сложным словам. Чем хорошо это упражнение – оно не требует специальной подготовки. Это можно делать даже в общественном транспорте по дороге домой или на работу, используя тем самым это время с пользой для себя.
        Подавление артикуляции позволяет значительно увеличить скорость прочтения текста, ведь именно на проговаривание слов уходит большая часть времени в процессе чтения. Это происходит потому, что при проговаривании слов про себя мозг, помимо зрительной, обрабатывает еще и речевую информацию. Нагрузка увеличивается, а скорость, соответственно, уменьшается. Существует два вида артикуляции. Первый, когда артикуляция сопровождается механическим движением губ или бубнением вслух. Бороться с этим можно очень легким способом. Нужно просто что-нибудь зажать между зубов или прикусить свой язык. Гораздо сложнее избавиться от артикуляции, происходящей в головном мозге. Есть специальное упражнение, помогающее от этого избавиться. Во время чтения необходимо ручкой или карандашом отбивать определенный такт. Этот такт должен быть не совместим с человеческой речью, и отбиваться самим читающим. В начале этого упражнения обычно сложно сосредоточиться. Но со временем скорость чтения увеличивается и артикуляция исчезает. Может быть такое, что через час чтения человек может не вспомнить, о чем он читал. Это тоже со временем проходит. В среднем, чтобы научиться подавлять артикуляцию, требуется около 20-ти часов чтения таким образом. Потом можно читать уже без вспомогательного отбивания ритма. Сегодня уже существуют специальные программы – метрономы, которые способствуют изучению ритма для подавления артикуляции.
         Вертикальное чтение помогает развить периферическое зрение. При таком чтении взгляд движется не горизонтально по строчке, а вертикально по центру страницы. Развить в себе эту способность можно, используя таблицы Шульте. Тренироваться можно также на тексте. Для этого необходимо провести карандашом в центре страницы линию и читать, сосредоточив взгляд на ней. Начинать лучше с узких текстов, например с газетных колонок, затем постепенно переходить на более широкие форматы. Вертикальное чтение влияет не только на скорость. Охватывая взглядом сразу большой фрагмент текста, человек более наглядно представляет смысл текста, что лучше сказывается на понимании прочитанного.
Еще одним примером может служить
переход от сложного текста к более простому. Когда человек читает иностранный текст, то на его пути постоянно возникают препятствия в качестве незнакомых слов или непонятных выражений. Читать очень сложно, скорость чтения очень низкая, приходится постоянно напрягать память или обращаться к словарям. Но стоит перейти к тексту на родном языке, как скорость сразу заметно увеличивается.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы «Родничок»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа.  Материал каждого занятия рассчитан на 35  минут.

Форма реализации программы

       Основная часть времени отведена на практические занятия, так как главная задача программы  –  достигнуть оптимального чтения у учащихся – это чтение со   скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

       А также овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Основные методы и технологии

  Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа, составление и иллюстрирование сказок.

 Методы контроля: консультация, выступление.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

В зависимости от поставленной цели различают и используют различные методы и технологии чтения, среди которых основными являются следующие.

Углубленное - при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.

Панорамное быстрое -  это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение - это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

Чтение - просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение - сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.). Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно. Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.

Содержание программы

Диагностико - подготовительный  этап

      Диагностическое обследование начинается с проведения динамического наблюдения за поведением учащихся в школе, которое включает анализ наиболее важных сфер его деятельности. Исследуя продукты учебной деятельности, отмечаются типичные ошибки, характерные для чтения, сформированность учебных навыков чтения, разговора, произношения.

При обследовании навыков чтения учащихся необходимо учитывать их возрастные, индивидуально-типологические особенности, а также возможности чтения. Важным является то, что обследование навыка чтения должно строиться на изучаемом программном материале.

      Как правило, при обследовании навыка чтения подбираются тексты из школьной программы. Предъявляемые тексты должны сопровождаться методическим аппаратом — вопросами и заданиями, направленными на выявление понимания смысла прочитанного. Вопросы могут задаваться устно (если учащийся не умеет читать или техника чтения крайне несовершенна и не позволяет ему правильно сориентироваться в тексте и понять смысл) или даваться в письменном виде.

Техническая сторона чтения

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры обучающихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Осознанность. Понимание

      Сознательность (осознанность чтения) является одной из самых важных составляющих навыка, требующая проверки.

      Осознанность чтения выявляется с помощью вопросов (методического аппарата) текста, который должен быть тщательно разработан. О том, что чтение является осознанным, свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, развернуто отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла.

      О непонимании смысла прочитанного свидетельствуют следующие особенности учащихся, выявляемые при ответах на вопросы: ответы невпопад, наугад, логически не связанные с задаваемым вопросом; подмены ответа на вопрос попытками (чаще неудачными) пересказа содержания; активное использование не связанных с содержанием собственных рассуждений; неправильное привлечение личного опыта или имеющихся знаний; активное и достаточно быстрое (без обдумывания) использование формальных, не связанных с содержанием (плохо, потому что плохо) или альтернативных (не плохо, значит, хорошо; хорошая; нехорошая, значит, плохая) конструкций; одновременное использование всех возможных характеристик главных героев, образов, персонажей текста (лиса — хитрая, рыжая, старая, молодая).

Кроме того, одним из первых признаков, свидетельствующих о непонимании прочитанного, является характер чтения текста: учащиеся читают, не соблюдая знаков препинания, формальных границ предложения.

      Следует еще раз подчеркнуть, что фактором, который может существенно ухудшить понимание смысла прочитанного, является очень плохая техника чтения и наличие специфических ошибок. В этом случае педагогу необходимо еще раз прочитать ученику текст, чтобы он мог воспринять его на слух, и после этого задавать вопросы из методического аппарата (устно). В зависимости от ответов учащегося можно сделать вывод о том, понял ли он смысл прочитанного или нет. Необходимо зафиксировать результаты наблюдений.

      Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, учащимся надо оказывать помощь. Эта помощь может быть незначительной в виде уточняющих, наводящих вопросов. Если помощи в таком объеме им будет достаточно, то это считается хорошим показателем.

      В более сложных случаях рекомендуется прямое объяснение или разъяснение содержания прочитанного, зачастую ставящего ученика перед необходимостью в одном слове или в предложении суммировать (чаще всего просто повторить) результат рассуждений взрослого (данный вид помощи считается развернутым). Если ребенок оказывается невосприимчивым ни к одному из видов помощи, то можно сделать вывод о том, что смысл прочитанного остался для него недоступным.

      В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения). Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи.

Выразительность чтения

Выразительность. Данный показатель также напрямую связан с качеством техники чтения: чем лучше техника чтения, тем выразительнее и эмоциональнее читают дети. Невозможно и нецелесообразно требовать выразительного чтения на этапе послогового чтения, когда основное внимание учащихся привлекает техническая и смысловая сторона процесса чтения. Требование к выразительности можно предъявлять лишь в тех случаях, когда учащиеся бегло читают целыми словами. Основными показателями недостаточной выразительности чтения в этот период выступают: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения (особенно вопросительного и восклицательного знаков).

Устные формы речи

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания.

Формирование навыка чтения

Правильное чтение — это чтение без ошибок. Часто учащиеся при чтении допускают большое количество ошибок, и поэтому их необходимо правильно анализировать. Все ошибки, которые допускают ученики при чтении, можно разделить на две группы: неспецифические и специфические, связанные с нарушениями формирования навыка чтения (дислексия). Примером неспецифических ошибок выступают неправильная расстановка ударений в словах, отдельные ошибки в окончаниях слов. Данный тип ошибок, как правило, не влияет на понимание прочитанного и в основном обусловлен неполнотой представлений учащихся об окружающем мире или недостаточным владением русским языком.

      Специфические ошибки являются более распространенными и, как было указано выше, связаны с нарушением формирования навыка чтения

Тематическое планирование занятий  «Родничок»

2-3 классы

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол. час.

Содержание

Активные формы обучения

1 четверть – 9 часов

  1. Диагностико-подготовительный  этап   (1 час)

1.1

Диагностико- подготовительный  этап

1

Уточнение темпа чтения

Исследование технической стороны чтения Особенности понимания, выразительности чтения

Работа в тройке

(оценивающий тренинг)

2.  Техническая сторона чтения (6 часов)

2.1

Введение. Способы чтения.

1

Внутренняя  речь                Способ чтения.

Правильность.

Осознанность, понимание, выразительность

Темп. Скорость чтения                                              5 способов чтения:

1)  побуквенное

2)  отрывистое слоговое

3)  плавное слоговое

4)  плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

5)  чтение целыми словами и группами слов

1,2 способы -непродуктивные

3,4,5сп. - продуктивные

Работа в паре и в четверке

2.2

Темп (скорость) чтения.

1

Зависит от способа чтения

показатели темпа чтения

(слов / мин)

2.3

Правильность чтения.

3

Избегаются  или допускаются

- замены

- пропуски

- перестановки

- добавления

- искажения

- повторы букв (звуков) , слогов , слов в читаемом тексте

- ударения в словах

Работа в паре и в четверке

2.4

Выразительность чтения.

1

Важнейшие средства выразительности - темп, интонация, паузы, логические ударения.

Выразительность чтения- компонент навыка чтения.

Выразительное чтение-тип чтения (художественного)

3. Осознанность. Понимание (8 часов)

3.1

Осознанность,

понимание

1

2 стороны:

- смысловая

-техническая

Работа в паре и в четверке

3.2

Смысловая сторона чтения.

1

Процесс понимания, уразумение читаемого.

Работа в паре и в четверке

3.3

Понимание значений слов.

1

Употребления в тексте как в прямом, так и в переносном смысле

3.4

Понимание содержания каждого       из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями

1

3.5

Понимание содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.

1

Понимание не только о чем говорится, но и что этим сказано

3.6

Понимание основного смысла всего содержания текста.

1

Осознание содержания и своего отношения к прочитанному

Работа в паре и в четверке

3.7

Глубина и уровень осознанности и понимания.

1

Глубина осознанности зависит:

- возраста

- возможностей

-общей развитости

- интересов

- начитанности

- жизненного опыта

- запаса наблюдений

Глубина понимания имеет 2 плана содержания текста:

1) ПРЕДМЕТНЫЙ ПЛАН - описание обстановки, действующих лиц, диалоги, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений, абзацев

2)СМЫСЛ ПРЕДМЕТНОГО ПЛАНА - это то, о чем все это

 нам говорит, что всем предметным планом хотел сказать писатель

Работа в тройке

(оценивающий тренинг)

3.8

Техническая сторона чтения.

1

Техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость, или темп, чтения.

Каждый из этих компонентов подчинен смысловой стороне.

Работа в паре и в тройке

  1. Выразительность чтения (10 часов)

4.1

Паузы.

1

Нужны для выявления содержания, смысла читаемого.

4.2

Логические ударения.

1

4.3

Знаки препинания.

1

Работа в паре и в тройке

4.4

Интонация.

1

Умение вовремя распознать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию.

4.5

Чтение громкое и внятное.

1

Работа в паре и в тройке

4.6

Основные средства выразительности для отражения в чтении понимания.

1

Убедительно донести текст до слушателя, сделать понятной, раскрыть посредством своего чтения

4.7

Оценка содержания и смысла текста.

1

Выразительное чтение как высший тип чтения в школьных условиях применимо:

1.К художественным чтениям;

2.На заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда текст всесторонне рассмотрен, проанализирован и понятен ученикам.

4.8

Причины, влекущие  за  собой снижения темпа чтения.

1

4.9

Тренировочные упражнения.

1

Работа в паре и в тройке

4.10

Устные формы речи.

1

Устные формы речи - слушание  и говорение.

Письменные формы

 речи - чтение и письмо.

5.  Устные формы речи (4 часа)

5.1

Речедвижения.

1

Р. -это основа мыслительной деятельности.

2 вида:

- много внимания уделять ГОВОРЕНИЮ  ребенка

(это чтение заученных наизусть стихотворений, рассказывание  прослушанных литературных произведений, просмотренных кинофильмов)

-ГРОМКОЕ чтение

5.2

Чтение вслух и про себя.

1

Работа в паре и в тройке

5.3

Писание тесно связано с чтением, читанием.

1

При чтении морфологизируются в сознании читающего графические элементы, т.е. буквы, разделения одного слова в предложении от другого , знаки препинания.

5.4

Произнесения слов: орфоэпически и орфографически

1

ОРФОЭПИЧЕСКИ ,т.е.

произнеси (прочитай) то или иное слово (фразу, предложение) так, как его говорят, как произносит диктор радио  или телевидения а затем так , как его пишут в соответствии с нормами орфографии , т.е. ОРФОГРАФИЧЕСКИ.

6. Формирование навыка чтения (5 часов)

6.1

Общеучебный навык.

1

Чтение любого печатного и рукописного текста

(грамматико- орфографические упражнения, математические задачи, природоведческие статьи…).

Работа в паре и в тройке

6.2

Домашнее чтение.

1

6.3

Оценка результативности чтения.

1

Охватывает 3 сферы:

  1. Уроки классного чтения;
  2. Уроки по всем другим учебным предметам начального цикла;
  3. Домашнее чтение.

6.4

Проверка сформированности умений и навыков чтения.

1

3 процедуры:

1) Сложная - охватывает 3 сферы чтения;

2) Деликатная – атмосфера доброжелательности,

повышенного  внимания к каждому ученику;

3) Трудоемкая – значительная затрата сил, текстовый материал.

Работа в паре и в тройке

6.5

Индивидуальная и фронтальная проверка.

1

Индивидуальная проверка:

1) Текущая – каждодневные уроки чтения (проверка домашнего чтения, чтение нового текста, чтение дополнительного материала);  

 2) Рубежная – в конце четверти, полугодия, учебного года.

Фронтальная проверка:  

1) Текущая- чтение «цепочкой», фронтальная   самопроверка (ученикам предлагается один и тот же текст читать вполголоса на время);

2) Рубежная- чтение текстов из других учебников (рус.яз, природ)

Предполагаемые результаты реализации программы

По итогам обучения по курсу «Родниичок»  обучающиеся должны достигнуть:

  • развития образной (фотографической) памяти 
  • развития ассоциативной памяти 
  • расширения угла зрения. Широкий угол зрения позволяет воспринимать большее количество информации за одну фиксацию взгляда.
  • мнемонического запоминания чисел 
  • развития  периферического зрения 
  • развития и концентрации внимания
  • повышения скорости чтения в 5-20 раз;
  •  улучшения качества усвоения прочитанного текста;
  • осознанного восприятия (при чтении вслух, при прослушивании) содержания различных видов текстов;
  •  простейших приемов анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;
  • умения находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • умения осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения;
  • умения оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;

Способы проверки ожидаемого результата

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень чтения и умения ориентироваться в тексте (беседа, контрольное чтение).
  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: беседы.
  • Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания.
  • Итоговый  контроль  –  проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (контрольное чтение,  тестовые работы).

В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающихся  по определенным критериям:

  • выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
  • выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
  • подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
  • организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося.

Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Родничок» необходимо:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Сканер
  • Мультмедиапроектор

Учебно-методические материалы:

1).Теоретические материалы:

  • CD-диск «Скорочтение. Быстро и эффективно» (материалы).

2).Наглядные материалы:

  • аудио-, видеоматериалы (подборка);
  • дидактические материалы (карточки)

3).Методические материалы: памятки «Как научиться работать с текстом», «как научиться

    бегло читать».

 

Литература для учителя:

         

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС

Данное сообщение содержит основные аспекты КТД, которые помогают организации мероприятий во внеурочной деятельности при реализации стандартов второго поколения....

Интернет ресурсы ( онлайн) в урочной деятельности рамках реализации ФГОС

Учитель на  уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода учебной информации.Основная цель урока с использованием ресурсов сети Интернет соответствует т...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"

Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....

Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по реализации ФГОС. Компьютерный мобильный класс.

Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще...

Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения

Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формирует...

Работа с родителями при организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие ...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...