ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья на тему

Попова Варвара Геннадьевна

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися младших классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9.072

В.Г. Попова,

магистрант,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №36, г. Ангарск

ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье рассмотрена проблема преодоления школьной тревожности у младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий;  описаны приемы учебной деятельности с обучающимися младших классов.

Ключевые слова: школьная тревожность; универсальные учебные действия; самооценка; младшие школьники; урок.

V.G. Popova,

master student, 

primary school teacher

Municipal budgetary educational institution secondary school №36, 

the city of Angarsk

OVERCOMING SCHOOL ANXIETY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article considers the problem of overcoming school anxiety in younger schoolchildren in the process of formation of universal educational activities; describes the methods of the educational process with the students of Junior classes.

Key words: school anxiety; universal educational action on the part; self-esteem; younger students; lesson.

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данная проблема особенно актуальна [4;152], так как от степени проявления тревожности зависят успехи обучающихся, особенности их взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.

Исследование данной проблемы нацелено на решение многих педагогических вопросов связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.

В психологии под школьной тревожностью понимается сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия личности внутри школьной системы. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве во время уроков, в классе, предвосхищении плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников [2; 43].

Тревожность у младшего школьника не возникает внезапно. Её проявление тесно связано с социально-психологическими факторами или фактором усвоения образовательной программы:

- учебные перегрузки;

- индивидуальные трудности  обучающегося в освоении школьной программы;

- конфликты с педагогами;

- амбиции  родителей;

- регулярно повторяющиеся оценочные ситуации;

- низкий рейтинг среди одноклассников [1;23].

На появление тревожности у младшего школьника влияют такие индивидуальные особенности как: чувство беспокойства, страха, недостаточный опыт общения с взрослыми и сверстниками, психические травмы, неуверенность в сeбe. [2; 30].

Индивидуальные особенности учителя тоже могут провоцировать тревожность обучающихся, например: авторитарный стиль обучения, бескомпромиссность, несдержанность, вспыльчивость, раздражительность. Положительное влияние на учащихся оказывают такие качества учителя как: толерантность, способность к сочувствию, рефлексии, умение владеть эмоциями, эффективно слушать [5; 152].

Эффективность обучения младшего школьника зачастую напрямую связана с умением педагога препятствовать усилению тревожности и  способствовать ее снижению. Необходимо уделять особое внимание процессу организации урока, к методам оценивания деятельности обучающегося и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю педагогической деятельности, к особенностям воспитательной работы. Таким образом, важно организовать коррекционную работу, создать условия, способствующие преодолению развития тревожности у младших школьников.

В работе по снижению тревожности у обучающихся мы исходили из предположения о том, что преодолению школьной тревожности у младших школьников способствует следующее условие - применение психолого-педагогических приемов, направленных на целенаправленное понижение школьной тревожности, в процессе формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Уроки математики стали базой для проверки нашей гипотезы. Обучение математике является одной из важнейших составляющих начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Процесс изучения математики у обучающихся нацелен на формирование основ для развития приемов умственной деятельности: младшие школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливать причинно - следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений и умозаключений. Математические познания способствуют целостному восприятию картины мира. Приобретенные на уроках математики знания и способы действий, необходимы не только для изучения других дисциплин, но и для решения многих задач в реальной жизни.

Однако увеличивается число младших школьников, у которых уроки математики вызывают беспокойство, неуверенность, эмоциональную неустойчивость, что способствует проявлению школьной тревожности у обучающихся.

Создание условий, для преодоления школьной тревожности у младших школьников, предусматривает формирование универсальных учебных действий и использование приемов по преодолению школьной тревожности на каждом уроке.

Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть младшие школьники научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно обучаться  на других этапах. Это  приводит к повышению самооценки и как следствие к уменьшению школьной тревожности.

Универсальный характер учебных действий заключается в том, что данные навыки обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.

Работа по преодолению тревожности, осуществлялась на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  • обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
  • расширение функциональных и операциональных возможностей младшего школьника, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаси прочности»;
  • повышение уровня  самооценки и мотивации [3;538].

Для преодоления тревожности у младших школьников каждый урок строился таким образом, чтобы мотивацией деятельности обучающегося был не страх получения неудовлетворительной отметки, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение. Поскольку приятная деятельность не может ассоциироваться с чувством глубокого страхи, тревоги, соответственно, чем выше уровень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения — тем ниже степень тревожности.

В структуру наших уроков мы включали  элементы игры, проводили викторины, активно использовали наглядные пособия (фотографии, таблицы, схемы, презентации, иллюстрации).

Особой ценностью уроков явилось то, что каждый ребёнок получает возможность для формирования следующих универсальных учебных действий:

  • внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному процессу, осознания необходимости обучения, которое выражается в предпочтении социального метода оценки знаний и доминировании учебно-познавательных мотивов. Этому способствуют следующие приемы для снятия школьной тревожности, как: понятные, четкие, последовательные, одинаковые для всех учащихся требования; недопустимость эмоционального безразличия к ученику - чрезвычайно важно демонстрировать безусловное уважение;
  • адекватной положительной самооценке на основе критерия  успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: стимуляция оптимистического взгляда на способности  обучающегося (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности). Важно помнить, что одобрение и поддержка, в случае если они заслужены, чрезмерными быть не могут, а на ошибки ученика необходимо указывать мягко,  не забыв упомянуть о его достоинствах или выразить убежденность  в преодолении  препятствий.
  • установки на здоровый образ жизни и их реализации в реальном поведении и поступках. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: учет возрастных, индивидуально-типологических,  гендерных особенностей ученика; учет темперамента и сензитивных периодов, соматического здоровья ребенка; создание на уроках эмпатического контакта с учеником и поддержание его в дальнейшем; использование во время проведения физминутки элементарных приемов релаксации для снятия мышечного напряжения, элементов дыхательных упражнений;
  • научиться ставить новые учебные задачи совместно с учителем; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: при работе над новым материалом, освоении новых умений,  внимательное отношение к тревожным обучающимся; отсутствие спешки; концентрация внимания на совершаемой работе  (помощь ученику научиться); верить в его силы (целенаправленное повышение самооценки ребенка, его уверенности в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, активная демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика);
  • самостоятельно применять на практике выделенные учителем образцы действия при изучении нового учебного материала. Этому способствуют приемы для снятия школьной тревожности: целенаправленное создание «ситуаций успеха» - предоставление ребенку заданий, посильных для него; акцентировать внимание на успешности не только результата, но и действий, сдержанность и самостоятельное использование обучающимся приемов саморегуляции;
  • адекватно оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые корректировки в решение, как во время совершения, так и в конце действия. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: требования учителя четкие, понятные и последовательные; если обучающийся допустил ошибку, то учитель, указывая на нее, четко аргументирует свою позицию, поскольку публичное указание на несовершенство действий и обсуждение болезненных вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика;
  • осуществлять поиск более рациональных способов решения задач зависимо от определенных условий; строить логические умозаключения, включающее установление причинно-следственных связей; владеть общим приёмом решения задач произвольно и осознанно. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: внимательное наблюдение за совершенствованием младшего школьника в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции плана индивидуальной работы с обучающимся;

• аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями одноклассников в групповой работе при разработке общего плана решения поставленной задачи; рационально использовать речь в регуляции своей деятельности. Этому способствуют приемы для снижения школьной тревожности: эмоциональная поддержка ученика; необходимо создание правильной ценностно-смысловой ориентации ученика, эффективны доверительные беседы учителя с учеником об изменившихся взглядах на события и жизненные ценности; одним из главных факторов, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением.

Мы убедились, что при создании названных условий наблюдается положительная динамика, характеризующаяся снижением уровня тревожности и повышением уровня самооценки, что указывает на положительные тенденции к развитию психологически здоровой личности.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что современный учитель должен в совершенстве знать и владеть приёмами, способами регулировки уровня школьной тревожности. Об этом он должен заботиться как в учебном, так и в воспитательном процессе.

Список литературы:

  1. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда: Вопросы психологии / Г.А.Ковалев. - М.: Академия. 1993. - С. 23.
  2. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / РВ.Овчарова. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996. С. 30.
  3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996. С.538
  4. Рерке В.И., Бубнова И.С. Изучение уровня социальной ответственности родителей младших школьников с педагогической запущенностью// Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-1 (113). С. 151-154.
  5. Смирнов, М.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / М.К. Смирнов. - М.: Аркги, 2005. С. 152.

Попова Варвара Геннадьевна

магистрант,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №36,

Иркутская область, город Ангарск, улица Фридриха Энгельса, дом 14

Почтовый индекс: 665824

Служебный телефон: 8 (3955) 54-35-42

Электронная почта:  angschool36@yandex.ru

Мобильный телефон: 89642155314

Личная электронная почта: popovavarvara@yandex.ru

Popova Varvara Gennadyevna

master student,

primary school teacher

Municipal budgetary educational institution secondary school №36,

Irkutsk area, city Angarsk, street of Friedrich Engels, the house 14

Postcode: 665824

Office phone:  8 (3955) 54-35-42

Email: angschool36@yandex.ru

Mobile phone: 89642155314

Personal email: popovavarvara@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Формирование ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий.

Статья  рассказывает о формировании ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий в УМК "Школа 2100"...

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

Использование игровых приемов в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников

Цели и задачи урока: - разработать уроки с использованием игры; - проведение учителем начальных классов уроков с применением игровых приемов; - показать, как игра влияет на спортивные возможности ...

Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий

В статье объясняется, почему исследовательская деятельность младших школьников является средством формирования универсальных учебных действий....