Модернизация образования. Начальная школа ХХI века.
статья на тему

Модернизация образования.

Начальная школа ХХI века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modernizatsiya_obrazovaniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация образования.

Начальная школа ХХI века.

                                                

                                 

      В современных условиях прогресс всех сторон жизни общества связан с повышением качества общеобразовательной подготовки,что сегодня невозможно без модернизации содержания общего и начального образования.

      Модернизация образования - это прежде всего процесс обновления, это комплексная программа устойчивого развития нашей системы, ее реструктуризации и адаптации, которые связаны с меняющимися требованиями, условиями жизни, новыми задачами перехода России к правовому, демократическому государству, к рыночной экономике. По большому счету модернизация- это ответ на вызов времени, это серьезная, рассчитанная на десять лет программа повышения качества, эффективности, доступности образования.

     Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

      Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

        Для достижения этой цели будут решаться следующие взаимосвязанные задачи:

       обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

       достижения нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

       формирование в системе образования нормативно- правовых и организационно- экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

         повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

        развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

          Особый разговор необходим о начальной школе. Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей, вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование и началом массового обучения с 6,5 лет.

      Сегодня требуется выработка и реализация качественно новой, личностно и развивающе ориентированной целостной стратегии начального образования:

      охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

      сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;

      формирование у младших школьников желания и умения учиться;

      развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

      Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка.

      Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности.

      Особенностью начальной школы является отсутствие « единого старта »: дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь каждому реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и оптимального индивидуального развития.

       Учитывая требования, которые предъявляются к начальной школе, в гимназии каждый учитель старается организовать свою деятельность так, чтобы обеспечить высокое качество образования, сохранить здоровье ребенка, обеспечить преемственность, внедрить современные педагогические технологии.    

       В связи с этим в гимназии в 2002/2003 уч. году мы начали работать по программе «Начальная школа ХХl века». Проект предполагает решение тех  задач и требований , которые предъявляются к образованию младшего школьника ,а именно:

     общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях;

     Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как  самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность ,готовность к дальнейшему образованию. В связи с этим  начальная школа должна реализовать следующие цели:

     1.Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

     2.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

     3.Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

      Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии.

      Чтобы получить высокий уровень развития младшего школьника в качестве реальных результатов обучения, авторы программы «Начальная школа ХХ1 века» предлагают специальную методику изучения учебных предметов.

      Учебно- методический комплект «Начальная школа ХХ1 века» обеспечивает 2 типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий по принципу «труднее - легче». Т. е. каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.

         В комплект входят и специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся.

        Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры, развивающие логическое и воображение.

        Учебный план ориентирован на образовательные области, которые  выделены в базисном учебном плане: Язык и литературное чтение; Математика; Естествознание; Искусство; Труд; Физическая культура.

        Образовательная  область «Язык и литературное чтение» представлена пятью предметами – Грамота, Чтение и  письмо, Русский язык, Литературное чтение, Литературное слушание.

        Грамота – интегрированный курс, объединяющий обучение грамоте (чтению и письму) и математике, изучается  в первом полугодии первого класса по 10 часов в неделю на сдвоенных уроках. В основе данного курса лежат научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журавой.

        Учебник «Грамота»- авторы: Журова  Л.Е., Евдокимова  А.О., Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н.

        Особенностью программы предмета «Грамота» является ориентировка  на введение  школьника в языковую и математическую действительность, формирование  умений учиться, а также навыков чтения, письма, счета.

        Особенностью учебника и рабочих тетрадей является значительно увеличенный подготовительный  период, обеспечивающий мягкую адаптацию школьника к обучении.

        Чтение и письмо- этот учебный предмет изучается во втором полугодии первого года обучения и направлен на решение лингвистического развития школьников, совершенствования  умений и навыков чтения и письма.

        Учебник «Чтение и письмо» - авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. Задания, включенные  в учебник, в рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие  и мышление учащегося, формируют творческое воображение.

        Русский язык – как самостоятельный  предмет изучается во втором- 4 классах.

        Литературное слушание – предмет для учащихся первого класса. Изучается в первом полугодии в период, когда школьники еще не овладели навыком самостоятельного  беглого чтения, а также во втором полугодии. Основная цель – поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, книге и чтению, формирование первоначальных умений работы с книгой и читательской деятельности, развитие восприятия литературного текста.

        Литературное чтение -  учебный предмет  изучается во 2-4-ом классе (4 часа в неделю).

        Математика – как самостоятельный предмет изучается со второго  полугодия первого класса. Первоначальное математическое развитие младших школьников осуществляется в рамках предмета «Грамота». Программа реализует следующие цели обучения: полноценное  интеллектуальное развитие, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, также математическую подготовку  учащихся к дальнейшему обучению. В программе заложена основа для овладения   школьниками определенным объемом математических знаний и умений в соответствии  с пятью содержательными линиями: элементы  арифметики; величины и их измерения; логико-математические понятия ; элементы алгебры; и элементы арифметики. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развертывается содержание обучения.

        Раскроем некоторые особенности содержания и структуры каждой из содержательных линий.

        Формирование  первоначальных представлений о натуральном числе начинается  в первом классе.

        Параллельно начинается подготовка к решению арифметических задач. Арифметическая задача предстает перед учащимися как описание некоторой практической жизненной ситуации.

        Таблица сложения однозначных чисел в полном объеме изучается в первом классе. Вычитание  как действие, обратное сложению, обычно труднее осваивается детьми. Поэтому изучение табличных случаев вычитания по времени несколько отстает от изучения табличных случаев сложения. (Аналогично положение с умножением и  делением во втором классе).

        В изучении  таблицы сложения и табличных случаев вычитания выделены три этапа. На первом этапе рассматриваются случаи прибавления  и вычитания 1,2,3,4, когда результат не превышает 10; На втором этапе происходит выход за пределы десятка; прибавление  любого  однозначного числа к 10 и прибавление к любому однозначному числу каждого из чисел 2,3,4. Параллельно  рассматриваются табличные случаи вычитания 2,3,4. На третьем этапе таблица сложения изучается до конца, затем соответствующие случаи вычитания.

        В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы  с первого класса включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использование при выполнении арифметических  расчетов.

        С первой из величин (длина) дети начинают знакомиться в первом классе: они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин.

            Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу (уже в 1 классе) понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

           Образовательные области «Естествознание» и «Обществознание», а также «Труд» представлены интегрированным предметом «Окружающий мир». Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего  мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно- бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается  культура познания природы, общения и взаимоотношений.

        Изобразительное искусство и художественный труд - интегрированный  учебный предмет. Основная  цель – введение учащихся в своеобразный мир изобразительного искусства, подведение к осознанию специфики разных видов и жанров изобразительного искусства, приобщение школьников к духовным ценностям, отраженным  в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне.

        Музыкальное искусство- цель изучения состоит в воспитании у младших школьников музыкальной культуры, введении  детей в мир музыкальных образов.

        Физическая культура - изучается в 1-4 классах. Учитель по своему желанию выбирает любой вариативный курс физической культуры.

        Обучение ведется через игру, наглядность, движение. Создание такой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. На уроке ненавязчиво  обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к учебе, развивается творческая фантазия, воспитываются  нравственные качества.

        Т.о. программа «Начальная школа» ХХl века» создает благоприятные условия для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем  его возрастным особенностям и возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...

"Способ образования имён существительных" (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: Способ образования имён существительныхЦели урока:- учить классифицировать существительные по способу образования.Планируемые результаты:Предметные:- закрепить знания о способах образовани...

Рабочая программа 1 класс Русский язык (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы началь...

Рабочая программа 1 класс Математика (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,...

Рабочая программа 1 класс Литературное чтение (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы ...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир (реализация обновлённого ФГОС начального общего образования) по программе "Начальная школа 21 века".

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание...