Нетрадиционные формы уроков
опыты и эксперименты на тему

Нетрадиционные формы уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_urokov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы уроков

   Важным условием развития читательской самостоятельности  является проявление личностной заинтересованности чтению. Чтобы увидеть эффективность уроков литературного чтения, необходимо создать такие условия работы на уроке или во внеурочное время, чтобы каждый ребенок смог проявить свои читательские умения, свой интерес к книге, к чтению. Лучше всего проявляется интерес ребенка и его читательские умения на так называемых нетрадиционных уроках. Какие нетрадиционные формы уроков можно предложить во втором классе? Это урок-сказка, урок-утренник, уроки творчества

Урок-сказка

Эти уроки следует проводить в необычной форме, когда класс превращается в мир сказки, а дети - в сказочных героев. Например, после изучения сказок о животных можно провести урок-сказку «Сказочные герои — животные». Весь класс можно разделить на три группы. Первая группа представляет лис в сказках народов мира. Вторая группа готовит сказки о медведях. Третья группа — о зайцах. В течение нескольких дней дети готовятся к этому уроку. Во-первых, подбирают книги о своем герое — животном, во-вторых, инсценируют эподы из изученных сказок, в-третьих, участвуют в творческой коллективной работе «Поляна сказок». Каждый ребенок сам выбирает себе команду, а также то, с чем он хочет прийти на этот урок. Конечно, хорошо, если родители помогут превратить класс в сказку: расставить парты тремя группами, подготовить значки (бумажные кружки с мордочкой животных). Урок начинается  с рассматривания  выставки  книг-сказок. Один ученик представляет свои книги. Можно предложить конкурс «Угадай сказку». Учитель читает эпизоды из сказки, а дети должны указать книгу, в которой есть эта сказка. Победителю можно вручить цветной жетон (кружок из цветной бумаги).   Каждая команда представляет свою сказку, а «зрители» должны правильно назвать ее. За правильные ответы дети получают жетоны. Побеждает та команда, которая заработала больше жетонов. После этого дети выполняют творческую работу. Каждая, группа должна иметь большой лист бумаги, цветные карандаши, мелки, фломастеры. Дети рисуют свою «сказочную полянку», на которой появляются герои сказок. Учащиеся работают все вместе, помогают друг другу- Затем  команды представляют свои работы, и каждый ученик рассказывает о герое, которого он нарисовал.

    Дети в группе переживают друг за друга, помогают, радуются, огорчаются. Коллективная работа позволяет каждому ребенку в процессе эмоционального переживания приобрести небольшой опыт самовыражения. Совместные эмоциональные переживания объединяют детей, служат основой для развития меж личностных отношений.

Урок-утренник

Уроки-утренники — это уроки-праздники. Такие уроки можно проводить один- два раза в учебном году. Темой такого урока может быть «Мир сказок», «Герои-сверстники», «Царство природы» и т.д. На такой урок можно пригласить гостей. У Вас может возникнуть вопрос: почему уроки-утренники? Во-первых, этот урок проходит в рамках расписания и длится он ровно один урок. Во-вторых, по форме подготовки эти уроки требуют внеурочной подготовительной работы. В-третьих, урок-утренник  готовится  детьми,  его  содержание  составляют  материалы  уроков

литературного чтения, которые особенно и понравились детям.

Вам известно, что в ходе изучения темы дети рисуют рисунки к произведениям, подбирают книги, готовят книги-самоделки, на уроках рисования и труда делают творческие работы по изученным произведениям. Дети вспоминают загадки, считалки, скороговорки, а также инсценируют стихи по теме чтения, а также, одно или два понравившихся произведения. Можно также устроить парад «живых книг». Дети сами выбирают книгу, которую они хотят представлять на празднике. На уроках рисования школьники рисуют обложку своей книги и готовят сообщение о ней: как называется, как зовут автора, кто герой книги.

       Очень интересно проходит конкурс на звание «Лучшего и  знатока книг». Учитель проводит этот конкурс, зачитывая отрывки из изученных произведений или показывая иллюстрации из знакомых книг. Учащиеся объясняют свои ответы и получают за правильный ответ жетон. Тот, кто набрал больше жетонов, объявляется «Лучшим знатоком книг».

      На этом уроке можно провести игру по группам по отбору книги на заданную тему или жанр. Каждой группе детей предлагается стопка книг (10-12 штук), из которой они должны отобрать книги по заданной теме. Например, первая группа отбирает рассказы о детях, вторая группа — стихи о природе, третья группа - сказки о животных. По сигналу каждая команда начинает работать, а побеждает та группа детей, которая быстрее и правильно выполнит задание. Заканчивается урок-утренник обязательно или посвящением в читатели школьной библиотеки, или слушанием необычного произведения, или чаепитием у сказочного героя.

     Этот урок-праздник помогает каждому ребенку включиться в коллективную работу и сделать самооценку: что умеет, что знает. Учитель и на этом уроке помогает, учит, поддерживает, объясняет.

Уроки творчества

     Такие уроки можно проводить и на уроках чтения, и во внеурочное время, например в группе продлённого дня. Какие уроки творчества можно провести во втором классе? Например, очень интересно проходит «Сказочные домики». Для работы нужен длинный лист бумаги типа обоев (3 м). Учащиеся сидят за партами лицом друг к другу. На листе рисуется улица, а справа и слева дети рисуют сказочные дома (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-кувшин, теремок-рукавичка, дворец и.т.д.). Когда улица будет «застроена» сказочными домами, каждая группа детей должна «защитить» свой рисунок: назвать произведение или книгу, а также жильцов этого дома.

     Ещё можно провести урок «По дороге сказок». Технология проведения такая же, как и в предыдущем варианте. Рисуется дорога, по которой идут сказочные герои. Дети работают в группах по 2-3 человека, выбирают сказку и рисуют героев из этой сказки.

Очень интересно проходит урок творчества после чтения рассказа Г. Скребицкого «Художник-осень». К этому уроку дети приносят засушенные листья разных деревьев, кустарников. Весь класс по желанию разбивается на группы по 3-5 человек. Парты нужно поставить так, чтобы всем школьникам было удобно работать. Каждая группа работает на большом листе бумаги. Дети обсуждают и рисуют эскиз, а затем раскрашивают его или делают аппликации из засушенных листьев. Учитель предлагает детям подобрать строки из рассказа Г. Скребицкого, которые проходят к их работе, и подписать их под аппликацией. Подписывает тот ученик из группы, который лучше пишет. Затем ребята делают выставку для показа учащимся других классов, на который рассказывают о красках осени, читают стихи.

Мы предложили только несколько вариантов коллективной творческой работы. Если есть условия, то такие уроки можно проводить после изучения каждой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока в начальных классах

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков: 1. По основной дидактической целее; 2. По основному способу их проведения; 3. По основным этапам учебного процесс...

Нетрадиционная форма: урок – экспедиция. Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков. Тема: Корень слова. Однокоренные слова. .

Урок русского языка во 2 классе.Нетрадиционная  форма "Урок-экспедиция"Тип урока:Закрепление и развитие знаний. умений и навыков.Тема: Корень слова. Однокоренные слова.Цель урока:обобщить знания ...

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения как способ достижения эффективной познавательной деятельности у младших школьников

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно.С помощью нетрадиционных уроков можно решить ...

УРОК С ПОЗИЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА. ТРАДИЦИОННАЯ И НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА УРОКА

В настоящее время российская образовательная система в целом и начальной школы, в частности, постоянно претерпевает изменения, которые, прежде всего, связаны с реализацией Федерального государственног...