Статья" Использование ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы"
статья на тему

Рыбаконенко Елена Анатольевна
Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в учебном процессе

 как средство формирования ключевых компетенций

у учащихся начальной школы

           В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Учитель находится в  «поиске средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как одного из условий, обеспечивающих качественное усвоение программы».

           Так что же такое компетенция?  В современном  толковом словаре  русского языка Т.Ф. Ефремовой  сказано: «Компете́нция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области».  Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

           Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал  А.В. Хуторской. По классификации, предложенной им, ключевые компетенции делятся на:

- учебно-познавательные;

- информационные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- компетенции личного самосовершенствования;

- социальные.

           «Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения» - Е.Я. Коган. Поэтому внедрение новых информационных технологий – это одно из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

        Внедрение ИКТ  в  практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

       Возможности ИКТ:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создание текстовых работ;

- создание папок – накопителей;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: усиление интенсивности урока, повышение мотивации учащихся,

мониторинг их достижений.

Применение ИКТ  в  процессе обучения  младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает  познавательную активность учащихся.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.  Мною  они  эффективно используются на всех стадиях педагогического процесса:

- на этапе предъявления учебной информации учащимся;

-на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;

- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

- на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

 - на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

            Разработка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.                                                                                                                                                Многие задаются вопросом: «А не вредит ли использование ИКТ здоровью детей?» Как и в любом деле,  нужно учитывать возрастные особенности и интересы детей, чередовать виды и формы работы и контролировать непрерывное время работы с экраном и проектором  (2 класс – 10 мин, 3 класс – 15 мин, 4 класс – 20 мин).

           Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и  самых инфантильных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь -  «не навреди».

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке, имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет  развивать  умение  учащихся  ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на USB - накопителе. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Очень интересно проходят уроки литературного чтения, изобразительного искусства и другие.

          Ученики младшего школьного возраста имеют наглядно-образное мышление, очень важно строить их обучение, применяя как можно больше  иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, поэтому применение ИКТ особенно актуально в начальной школе.

         Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю  наглядно представлять материал;      

интенсифицировать  процесс объяснения нового материала; регулировать  

объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

          Современные информационные технологии используются и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, творческих проектов и подготовка презентации.

          Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, праздников,  родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Опыт работы в начальной школе показывает, что использование информационных компьютерных технологий позволяет:

- усилить образовательные эффекты на основе повышенного интереса к предмету;

- повысить качество усвоения материала при высокой мотивации и активной познавательной деятельности учащихся;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению (даёт учителю возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся);

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, в первую очередь мотивированных и одарённых.

            К результативности использования ИКТ можно отнести:

-        рост положительной мотивации на уроках;

-        повышение уровня использования наглядности на уроке;

- повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

-        качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

-        рост качества знаний.

            Как показывает практика, у  учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать, делать выводы.

           ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы  - одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Главная задача школы — сделать акцент на формирование этого умения в соответствии с требованиями информационного общества.

Литература:

  1. Зверева, М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся// Педагогика.-2005 №8
  2. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]/ А.В. Хуторский. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
  3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково -образовательный. - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
  4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.
  5. Коркина, Л.Н. Григорова, Н.В. Использование цифровых образовательных ресурсов «1С» в системе повышения квалификации учителей начальных классов и формирования ИКТ - компетентности учащихся начальной школы/Л.Н. Коркина, Н.В. Григорова. - (http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=1589)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру  урока. В простейшем вариа...

Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка.

Презентация на тему :"Игровые технологии ,как средство формирования комунникативных УУД учащихся начальной школы на уроках английского языка" для учителей английского языка...

Семинар для педагогов "Формирование ключевых компетенция учащихся начальной школы"

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний ...